Математическое развлечение по сказке «Колобок» для средней группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

1. Учить отгадывать математические загадки на основе слуховой воспринимаемой информации.

2. Упражнять в счете в пределах 5.

3. Закреплять названия геометрических фигур, умение различать их по характерным признакам (форма, цвет, размер).

4. Продолжать учить детей выкладывать предметы из геометрических фигур по образцу.

5. Закреплять умение рисовать деревья веревочками разной длины и цвета.

6. Развивать интерес к математике, логическое мышление, внимание, память, воображение, самостоятельность, конструктивные способности, речь детей.

7. Воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочному герою, доброту, дружбу, товарищество.

8. Словарная работа: отражать в речи способ практического действия – сравнения геометрических фигур по форме, цвету, размеру; формировать умение обобщать названия геометрических фигур одним словом.

Оборудование и материалы: элементы костюмов Колобка, Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Бабушки и Дедушки; шнурки разной длины зеленого и коричневого цвета; корзинка с морковью, 3 еловые шишки, бочонок с медом, 2 голубые длинные ленточки для изображения реки; 2 комплекта дощечек (по 5 шт.); 5 обручей с крупными геометрическими фигурами; карточка с логической задачей “Кто здесь лишний и почему?” с изображением медведя, лисы, ежа, кошки; мяч; веревка для изображения болота и 8-10 колечек – “кочек”; музыкальное сопровождение; пироги на блюде.

Раздаточный материал: Карточки – образцы с изображением предметов из геометрических фигур для игры “Собери картинку”; геометрические фигуры; для п/игры “Найди свой домик”.

(В четырех разных местах зала оформляются лесные полянки. Роли животных, дедушки, бабушки, Колобка выполняют родители или воспитанники подготовительной группы. Ведущий по ходу сказки помогает детям отвечать на поставленные вопросы).

Ход развлечения

1 ЧАСТЬ.

Ведущий: - Сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, загадками, с заданиями на смекалку и сообразительность. А поможет нам в этом сказка! И вы ее все хорошо знаете! Сказка начинается...(в зал входят родители в костюмах дедушки и бабушки, ребенок в костюме Колобка).

Испекла бабушка Колобок красивый, румяный. Скучно Колобку одному дома лежать. И решили тогда бабушка и дедушка гостей пригласить.

Бабушка: - Покатился бы ты, Колобок, в город, в детский сад.

Дедушка: - Ребят бы к нам в гости позвал.

(Бабушка и дедушка уходят из зала).

Ведущий: - Покатился колобок по дорожке и оказался в большом городе, в нашем детском саду.

(Под музыку по залу “катится” Колобок).

Ведущий: - Огляделся Колобок по сторонам и заплакал.

Колобок (плачет): - Бабушка и дедушка нас с ребятами в гости ждут, а мне в городе страшно – везде машины едут. Как мы до леса доберемся?

Ведущий и дети: - Не печалься, Колобок, мы тебе поможем. Ребята, давайте с помощью шнурков нарисуем лесную полянку.

(Рисование с помощью шнурков разной длины зеленого и коричневого цвета картины “Лес”. Участвуют 6 человек).

2 ЧАСТЬ

Ведущий:- Вот и полянка, где живет Заяц. (Из “леса” выбегает Заяц).

Заяц:- Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ведущий:- Испугался Колобок Зайца. (Колобок “дрожит”, прячется за ведущего).

Ведущий и дети:- Не ешь Зайчик, нас бабушка и дедушка в гости ждут.

Заяц:- Хорошо, отпущу я Колобка, если мои задания выполните. Отгадайте загадки. В каждой из них есть число, которое и поможет вам найти правильный ответ.

(Игра “Отгадай загадку”. После загадывания каждой загадки вопрос: “Какое число помогло отгадать загадку?”).

“Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается”.
(гриб, “1”).

“У него два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами”.
(велосипед, “2”).

“У кошки – три котенка,
Они мяучат громко.
В лукошко мы глядим:
А там еще один.
Сколько котят у кошки?”
(четыре, “3”, “1”).

“Четыре вороны на крышу сели,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько их на крышу село?”
(пять, “4”, “1”).

Заяц: - Какие у тебя, Колобок, друзья умные. Порадовали вы меня: с заданиями справились. Отпущу Колобка, и гостинцы бабушке с дедушкой пошлю. (Дает Колобку корзинку с морковкой).- До свидания! Счастливого вам пути! (Дети благодарят зайца).

3 ЧАСТЬ

Ведущий: - Идем дальше. На нашем пути – река. (Из 2х ленточек голубого цвета, рядом дощечки, 2 комплекта).

Колобок: - Ой, сейчас утону! Я ведь совсем плавать не умею.

Ведущий: - Не печалься, Колобок. Мы с ребятами что-нибудь обязательно придумаем.

Дети: - Давайте мост построим.

Ведущий: - Чтобы быстрее перейти реку, построим два моста из дощечек. Каждую дощечку будем складывать от себя.

(Эстафетная игра “Собери мост”, 2 команды по 5 человек по очереди “строят” мост. Все дети перебираются с одного “берега” реки на другой, а там ждет их Волк).

Волк: - Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! Идите своей дорогой, я вас не трону, а вот Колобка – съем.

Дети и ведущий: - Не ешь его Волк. Мы все вместе идем в гости к бабушке и дедушке.

Волк: - В гости? Ну, хорошо, отпущу Колобка, если поиграете в мою любимую игру “Найди свой домик”.

(Игра “Найди свой домик”. На поле лежат 5 обручей, в них находятся геометрические фигуры: , , , , большого размера и разного цвета. Ведущий помогает раздавать детям такие же фигуры, но маленького размера. По ходу закрепляет названия геометрических фигур, определяет цвет и размер геометрических фигур; считают количество обручей)

Волк: - Послушайте правила игры: в этих домиках – обручах живут геометрические фигуры. Вы будете бегать под музыку по полянке, как только музыка остановится, каждый из вас должен найти свой домик. У кого в руках круг, тот бежит к домику, где живут круги; у кого квадрат к домику, где живут квадраты, у кого треугольники – к домику, где живут треугольники; у кого овалы – к домику, где живут овалы. А у кого прямоугольники, те дети бегут к домику, где живут прямоугольники.

(Когда дети найдут свой домик, ведущий выясняет, какие фигуры в обручах, какие у них в руках, сколько их. При повторении игры ведущий меняет местами фигуры, лежащие внутри, 2 раза)

Волк: - Молодцы, дети. А теперь посмотрите внимательно на картинку и скажите: “Кто здесь лишний и почему?”.

(Решение логической задачи, на картинке изображены медведь, лиса, кошка, еж). – Правильно, с нами в лесу живут медведи, лисы и ежи, а кошка живет с человеком.

Волк: - Молодцы! Придется отпустить с вами Колобка. Передайте от меня бабушке и дедушке подарочек – шишек еловых для самовара, чтобы чай получился ароматным.

(Дети благодарят волка).

4 ЧАСТЬ.

Ведущий: - Идем дальше. Ребята, мы, кажется, вышли на полянку умных задачек. (На полянке, на пеньке сидит медведь).

Медведь: - Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок: - Не ешь меня, Медведь, мы в гости к бабушке и дедушке торопимся.

Медведь: - Ладно, выполните мое задание, пойдете дальше, а нет – съем я вашего Колобка. У меня есть волшебные картинки, но они все перепутались. Сможете их собрать?

Дети: - Сможем!

(Игра “Собери картинку”. Выкладывание предметов из геометрических фигур по образцу. У каждого ребенка карточка – образец и набор геометрических фигур).

Медведь: - И правда, справились. Какие умные ребята. Ну что ж, поторопитесь в гости. От меня отнесите бабушке и дедушке боченок липового меда. (Дети благодарят Медведя).

5 ЧАСТЬ.

Ведущий: - Пошли дети дальше. А на пути детей болото.

Колобок: - Как же быть. Пропаду я, увязну в болоте. (Дети предлагают перебраться через “болото”, перескакивая с “кочки” на “кочку” (с колечка на колечко). Если они не ответят, то подсказать детям способ передвижения.

Перебравшись через “болото”, они попадают на полянку. “Болото” нарисовано веревкой. Посреди поляны под деревом сидит Лиса).

Лиса: - Какой Колобочек аппетитный! Колобок, Колобок, я тебя съем сейчас.

Колобок: - Не ешь меня, Лиса, мы все вместе в гости к бабушке и дедушке идем.

Лиса: - Ну ладно, отпущу, если вы со мной поиграете. Но сначала отгадайте загадку: “Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет”. (Мяч).

Дети: - Мяч!

Лиса: - Правильно, какой формы мяч?

Дети: - Круглой.

Лиса: - Правильно, молодцы! В круг вставайте, игру затевайте. Играть мы будем вот этим мячом. Называется игра “Наоборот”. Я буду называть слово и кидать мяч одному из вас, а тот, кто мяч поймает, должен сказать слово, противоположное по значению, и вернуть мяч обратно мне.

(Игра “Наоборот”).

Дети: - Нам эта игра знакома. Давай играть. (Дети играют с Лисой).

Лиса: - День...(ночь), утро...(вечер), белый...(черный), больше...(меньше), тяжелый...(легкий), толстый...(тонкий), влево...(вправо), сверху...(снизу), зима...(лето), весна...(осень), холодный...(горячий), мягкий...(твердый), быстрый...(медленный), широкий...(узкий), небо...(земля), хорошо...(плохо).

Лиса: - Молодцы, замечательно играли!

Ведущий и дети: - Отпустишь с нами Колобка?

Лиса: - Нет, нет, нет, не отпущу. Мне здесь скучно. И Колобка не отпущу, и вас всех здесь у себя оставлю.

Ведущий, дети: - Не можем мы у тебя остаться. Нас бабушка и дедушка давно в гости ждут.

Колобок: - Хочешь, пойдем с нами. Бабушка напечет вкусных пирогов и всех душистым чаем угостит. (Лиса соглашается).

Лиса: - Хочу!

Ведущий: - Пошли они все вместе по дорожке, и пришли к домику бабушки и дедушки. А те их давно у порога ждут – дожидаются.

(Бабушка с пирогами и дедушка заходят в зал).

Бабушка: - Здравствуйте, ребята! Очень рады вас видеть. Молодцы, что и Лисичку в гости с собой привели. Милости просим и приглашаем всех за стол. Я пироги испекла, чай вкусный приготовила.

Дедушка: - Проходите, гости дорогие.

Колобок: - Бабушка, дедушка, а вот эти гостинцы передали вам Заяц, Волк и Медведь. (Передает корзинку с гостинцами дедушке. Бабушка и дедушка благодарят за гостинцы и уводят детей в группу на чаепитие).