Тип урока - урок изучения нового материала.
Цель: вместе с воспитанниками расширить географическую картину мира на примере изучения особенностей самого холодного материка Земли – Антарктиды.
Задачи:
- Ознакомление с основными понятиями по теме.
- Расширить представления воспитанников об Арктике, Антарктике и Антарктиде как самому холодному материку планеты.
- Развивать интерес к истории открытия Антарктиды и Южного полюса.
- Воспитывать добросовестное отношение к учебе, формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.
- Поставить перед учениками проблему о необходимости изучения Антарктиды, как самого загадочного материка.
Предметные результаты: знать основные понятия, уметь аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесенияк известным понятиям.
Личностные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, составление путевого листа.
Основные термины и понятия: Арктика, Антарктика, Антарктида, южный полярный круг, южные широты.
Оборудование: мультимедийная презентация;энциклопедии;дневниковые записипутешественников, дополнительный материал, атласы, отрывки видеофильмов.
Средства: формальные (аудиторные - занятие).
Планируемые результаты:
- положительный эмоциональный настрой во время занятия;
- осознание значимости изучения Антарктиды – как самого холодного материка планеты;
- выявление различий понятий, дать их определение;
- заинтересованность воспитанников дневниковыми записями путешественников-исследователей, первооткрывателей – Беллинсгаузена, Скотта, Амундсена;
- появление желания изучить их маршруты на карте;
Методические условия успешного проведения занятий:
- совместная работа учителя и воспитанников по подготовке занятия: творческий поиск активных форм проведения;
- использование наглядного, занимательного материала; литературных источников;видеофрагменты “Антарктида”, “Русские Колумбы”
- инструктивные карточки – индивидуальные задания;
- атлас.
Оформление кабинета:
Выставка литературы:
- Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света.
- Пири Р., Амундсен Р."Северный полюс"; "Южный полюс".
- Роберт Фолкон Скотт — “Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма.”
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА
Художественно-педагогическая и нравственная идея урока
“Бороться и искать, найти и не сдаваться”.
Альфред Теннисон.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и напоминает им о том, что каждый из нас является жителем какого – либо материка мира. На каком материке живем мы с вами? Евразия! А какой материк мы завершили изучать?__________
Слайд №1
Вопрос: Какое личное снаряжение нужно взять с собой, если вы отправляетесь в наши зимние месяцы в центральную часть Бразильского плоскогорья?Ответы учащихся.
Задание для повторения (приложение №1)
На планете каждый материк очень интересен и своеобразен. А ведь есть на планете материк, который очень сильно отличается от всех других материков. На этот материк мы с вами сегодня виртуально отправимся. А какой материк мы с вами будем исследовать вы должны определить сами, опорными словами для определения послужат стихи
Слайд №2
На материке холодно
И снежно круглый год.
Но не боится стужи
Пингвин – он там живет.
Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени –
Полярные матросы.
(учащиеся определяют материк и формируют тему урока)
Это последний из южных материков. Давайте начнем знакомство с этим удивительным континентом.У каждого из вас, как настоящих путешественников есть фрагменты путевых дневников, которые вы по мере изучения непознанного будете заполнять.(приложение №2)
А сейчас я вам предлагаю посмотреть на объект нашего исследования.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
Показ видео фрагмента
Слайд №3
“На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели ... Такова Антарктида – материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны”. Ричард Берд
Мы с вами увидели Антарктику.
Арктика и Антарктика – понятия, которые весьма часто путают, не видят существенных отличий между этими снежно-бело-ледяными словами. Но, разница есть, и она весьма существенна.
3. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом.
Учащиеся, прочитав указанный текст учебника и дополнительный материал (приложение №3), делают сравнение понятий Арктика и Антарктика.
Сравните два понятия – Арктика и Антарктика, в чем их сходство и отличие?
Задание №1. Объясните, о чем говорит название Антарктида и что означает слово Антарктика? (учебник стр.193 и дополнительная информация) ответы запишите в путевые дневники.
Слайд №4
4. Решение географической задачи.
А сейчас настало время дать географический адрес (ФГП) Антарктиде.
Для применения полученных умений и знаний учащиеся выполняют задания.
Дайте описание ФГП материка по плану (см. учебник стр. 311, в том случае, если учащиеся затрудняются)
Определите особенности ФГП материка по сравнению с другими материками
Пользуясь картой атласа на стр. 18 определите, какие острова, полуострова, моря, горы есть в Антарктиде?
Работа с контурной картой в маршрутном листе.
Слайд №5
А.М. Гусев, современный исследователь Антарктиды.
“И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край”.
Задание №2. И все-таки человек начал свои взаимоотношения с ледовым материком задолго до его открытия. Сначала Антарктида “пряталась” от человека. Антарктида была открыта позже других материков. Чем объяснить столь поздний срок открытия Антарктиды?
Слайд №6
Ответы учащихся сводятся к понятиям: льды, холода и штормы океанов, омывающих материк.
Антарктида – эта загадочная Южная Земля, которая была открыта людьми позднее всех материков. И великий подвиг этого открытия принадлежит нашим с вами соотечественникам.
Показ видеофрагмента “Открытие Антарктиды”
После открытия Антарктиды нашими соотечественниками начинается эпоха покорения и исследования Южного континента.
5. Домашнее задание.
Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания (прилложение №4). Стр. 192-195. Вопрос. 4
6. Рефлексия.
Можете заполнить всё, а можете заполнить только, что затронуло вас.
Сегодня я узнал.... Я научился... Я выполнял задание... У меня получилось... Я понял... Я удивился... Теперь я могу... Мне захотелось... Я почувствовал... Я попытался... Я приобрёл... Урок дал мне для жизни...
Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли Антарктида человечеству? Как должен относиться человек к такому далекому и такому необходимому ему материку? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Выставление и комментирование оценок.
Спасибо за урок!