Антарктида. Физико-географическое положение Антарктиды. История открытия и исследования Антарктиды

Разделы: География


Тип урока - урок изучения нового материала.

Цель: вместе с воспитанниками расширить географическую картину мира на примере изучения особенностей самого холодного материка Земли – Антарктиды.

Задачи:

  • Ознакомление с основными понятиями по теме.
  • Расширить представления воспитанников об Арктике, Антарктике и Антарктиде как самому холодному материку планеты.
  • Развивать интерес к истории открытия Антарктиды и Южного полюса.
  • Воспитывать добросовестное отношение к учебе, формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.
  • Поставить перед учениками проблему о необходимости изучения Антарктиды, как самого загадочного материка.

Предметные результаты: знать основные понятия, уметь аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесенияк известным понятиям.

Личностные результаты:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, составление путевого листа.

Основные термины и понятия: Арктика, Антарктика, Антарктида, южный полярный круг, южные широты.

Оборудование: мультимедийная презентация;энциклопедии;дневниковые записипутешественников, дополнительный материал, атласы, отрывки видеофильмов.

Средства: формальные (аудиторные - занятие).

Планируемые результаты:

  • положительный эмоциональный настрой во время занятия;
  • осознание значимости изучения Антарктиды – как самого холодного материка планеты;
  • выявление различий понятий, дать их определение;
  • заинтересованность воспитанников дневниковыми записями путешественников-исследователей, первооткрывателей – Беллинсгаузена, Скотта, Амундсена;
  • появление желания изучить их маршруты на карте;

Методические условия успешного проведения занятий:

  • совместная работа учителя и воспитанников по подготовке занятия: творческий поиск активных форм проведения;
  • использование наглядного, занимательного материала; литературных источников;видеофрагменты “Антарктида”, “Русские Колумбы”
  • инструктивные карточки – индивидуальные задания;
  • атлас.

Оформление кабинета:

Выставка литературы:

  1. Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света.
  2. Пири Р., Амундсен Р."Северный полюс"; "Южный полюс".
  3. Роберт Фолкон Скотт — “Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма.”

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

Художественно-педагогическая и нравственная идея урока

“Бороться и искать, найти и не сдаваться”.
Альфред Теннисон.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и напоминает им о том, что каждый из нас является жителем какого – либо материка мира. На каком материке живем мы с вами? Евразия! А какой материк мы завершили изучать?__________

Слайд №1

Презентация

Вопрос: Какое личное снаряжение нужно взять с собой, если вы отправляетесь в наши зимние месяцы в центральную часть Бразильского плоскогорья?Ответы учащихся.

Задание для повторения (приложение №1)

На планете каждый материк очень интересен и своеобразен. А ведь есть на планете материк, который очень сильно отличается от всех других материков. На этот материк мы с вами сегодня виртуально отправимся. А какой материк мы с вами будем исследовать вы должны определить сами, опорными словами для определения послужат стихи

Слайд №2

На материке холодно
И снежно круглый год.
Но не боится стужи
Пингвин – он там живет.
Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени –
Полярные матросы.

(учащиеся определяют материк и формируют тему урока)

Это последний из южных материков. Давайте начнем знакомство с этим удивительным континентом.У каждого из вас, как настоящих путешественников есть фрагменты путевых дневников, которые вы по мере изучения непознанного будете заполнять.(приложение №2)

А сейчас я вам предлагаю посмотреть на объект нашего исследования.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Показ видео фрагмента

Слайд №3

“На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели ... Такова Антарктида – материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны”. Ричард Берд

Мы с вами увидели Антарктику.

Арктика и Антарктика – понятия, которые весьма часто путают, не видят существенных отличий между этими снежно-бело-ледяными словами. Но, разница есть, и она весьма существенна.

3. Работа с текстом учебника и дополнительным материалом.

Учащиеся, прочитав указанный текст учебника и дополнительный материал (приложение №3), делают сравнение понятий Арктика и Антарктика.

Сравните два понятия – Арктика и Антарктика, в чем их сходство и отличие?

Задание №1. Объясните, о чем говорит название Антарктида и что означает слово Антарктика? (учебник стр.193 и дополнительная информация) ответы запишите в путевые дневники.

Слайд №4

4. Решение географической задачи.

А сейчас настало время дать географический адрес (ФГП) Антарктиде.

Для применения полученных умений и знаний учащиеся выполняют задания.

Дайте описание ФГП материка по плану (см. учебник стр. 311, в том случае, если учащиеся затрудняются)

Определите особенности ФГП материка по сравнению с другими материками

Пользуясь картой атласа на стр. 18 определите, какие острова, полуострова, моря, горы есть в Антарктиде?

Работа с контурной картой в маршрутном листе.

Слайд №5

А.М. Гусев, современный исследователь Антарктиды.

“И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край”.

Задание №2. И все-таки человек начал свои взаимоотношения с ледовым материком задолго до его открытия. Сначала Антарктида “пряталась” от человека. Антарктида была открыта позже других материков. Чем объяснить столь поздний срок открытия Антарктиды?

Слайд №6

Ответы учащихся сводятся к понятиям: льды, холода и штормы океанов, омывающих материк.

Антарктида – эта загадочная Южная Земля, которая была открыта людьми позднее всех материков. И великий подвиг этого открытия принадлежит нашим с вами соотечественникам.

Показ видеофрагмента “Открытие Антарктиды”

После открытия Антарктиды нашими соотечественниками начинается эпоха покорения и исследования Южного континента.

5. Домашнее задание.

Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания (прилложение №4). Стр. 192-195. Вопрос. 4

6. Рефлексия.

Можете заполнить всё, а можете заполнить только, что затронуло вас.

Сегодня я узнал.... Я научился...
Я выполнял задание... У меня получилось...
Я понял... Я удивился...
Теперь я могу... Мне захотелось...
Я почувствовал... Я попытался...
Я приобрёл... Урок дал мне для жизни...

Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли Антарктида человечеству? Как должен относиться человек к такому далекому и такому необходимому ему материку? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Выставление и комментирование оценок.

Спасибо за урок!