Некоторые методологические и практические особенности применения метапредметного подхода в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на него дает великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: “Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто”. Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Если нет жизненной необходимости – значит нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…

Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ

Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить сумей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья.

Эти незамысловатые строки  - можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.   Метапредметность  - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя.    Метапредметность  соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Формирование метапредметных  результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. (Юрий .Вячеславович Громыко)Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
  • разработать  и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
  • создать методический инструментарий  психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов; 

Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:

  • метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане
  • метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
  • метапредметный компонент в содержании учебного курса, который представлен:
    • метапредметными уроками
    • предметным уроком в сочетании с метапредметной темой

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В качестве метапредметов доктором  психологических наук, Громыко Ю.В. были выделены:  “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”.             При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание “пройденного” учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями.

Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Внедрение метапредметности позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи , кА например Интернет. Таким образом, актуализировать для них программный материал.

Методически , выделяют два ПУТИ формирования МЕТАЗНАНИЯ в рамках изучения предмета иностранный язык:

  • использование межпредметных связей;
  • реализация интегративного подхода.

Метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные:

- жизненное самоопределение (мотивация учения)

- действие смыслообразования;

- нравственно-этического оценивания

Регулятивные:

– самоконтроль, коррекции

– контроль

– оценка

– саморегуляция

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

– умение строить высказывание

– умение работать с таблицами

– умение извлекать информацию из прослушанных текстов

– умение работать со справочным материалом

– умение действовать по образцу

Универсальные логические действия:

– сравнение

– установление причинно- следственных связей

- классификация

Коммуникативные

- умение слушать и вести диалог

– умение работать в группе

– умение работать в паре

Существую технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение,

- проектное обучение,

- РКМ и др.

Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы.   Одним из направлений, реализующих  метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская   и проектная деятельность. Например:   Занятие по теме “Ecology of Chekhov Region”, метапредмет “ Проблема”, в 9 классе проходила в форме пресс-конференции, где учащиеся решали задачи, связанные с проблемами загрязнения реки Лопасня. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только пытались найти пути их решения, но и активизировали знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.  

При выборе метапредметной темы учитывать возраст, ступень обучения учащихся. Так   метапредметная тема “Знак” учебное занятие “Общество и среда” раскрывается на уроке в 5 классе при изучении темы  “В аэропорту”. Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человеке, способность воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющим статус международного.   Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке,  учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы  общения в реальной языковой ситуации. Принцип “метапредметности” состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). 

Одними из важнейших метаумений являются   навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию.  Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришли к выводу, что технология критического мышления  в большей степени соответстует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений.  Для решения этой задачи используем следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем “фишбоун” (рыбьи косточки – технология “за и против”), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема)

Mindmapping (майндмэппинг, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышленияи альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. ДеПпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него “ветками”. На ветках  размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться. Схемы “фишбоун” (“рыбий скелет”) были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В “хвосте” - вывод. На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём “за” и “против”.Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как “итог”, “обобщение” на заключительном уроке. В ходе выполнения такого задания учащиеся на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно.Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем “фишбоун”  - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываем учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаем положительную динамику сформированности метаумений. О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствуют следующие показатели:

- количество учащихся посещающих предметные кружки;  

- количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах, в праздниках на иностранном языке;

- повышение качества знаний учащихся в течение года;

- качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации;  Хорошее знание своего предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие

Презентация.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
  2. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  3. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.
  4. Чупрова Н.А. Формирование ключевых компетентностей через активные педагогические технологии. М, 2010.
  5. Браверман Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути. М, 2005.
  6. Фролова С.Л. Мотивация профессионального самообразования. Педагогическое образование в России. М.: 1, 2011.
  7. Кабардин О.Ф. Личностно-ориентированный подход к обучению. М, 2010.
  8. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования. Электронный ресурс. Режим ввода: http://teacher-of-russia.ru
  9. Громыко Н.В., Ю.В. Громыко. “Сценирование в мыследеятельностной педагогике”. Из-во “Пушкинское слово”. М.: 2003.
  10. Громыко Н.В. Метапредмет “Знание”. М., 2001.
  11. Громыко Ю.В. Метапредмет “Знак”. М., 2001.
  12. Громыко Ю.В. Метапредмет “Задача”. М., 2000.
  13. Громыко Ю.В. Метапредмет “Проблема”. М., 1998.