Раздел: Художественная обработка древесины.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные цели:
- Формировать потребность в знаниях и желание их совершенствовать.
- Формировать представления об истории и видах орнаментальных мотивов народов мира.
- Формировать умения применять знания в самостоятельной практической деятельности, при составлении орнамента.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к предмету.
- Развивать способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач.
- Развивать творческое мышление, художественное мастерство, способность декоративного обобщения орнаментальных мотивов.
- Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.
- Воспитывать у учащихся художественную культуру; аккуратность.
- Воспитывать ответственное отношение к труду и результатам труда.
МЕТОДИЧЕКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Материально-техническая база:
- кабинет технического труда;
- мультимедийная установка.
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Технология. Технический труд. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред В.Д.Симоненко. М. Вентана-Граф. 2013.
- Технология. 5-9 классы. Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. В.П.Боровых. Волгоград. Учитель. 2009.
- Презентация “Орнамент и узоры”.
- образцы объектов труда: образцы изделий, декорированных резьбой, изображения элементов различных орнаментальных мотивов.
- материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания; кроссворд “Художественная обработка древесины”.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Словесный (объяснение, рассказ, инструктаж), наглядный (демонстрация образцов изделий, декорированных резьбой; показ исследовательского проекта; самостоятельные наблюдения), исследовательский вне урока; практический (работа с раздаточным материалом, практическая работа).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: орнамент, симметрия, раппорт, композиция, мотив.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности к уроку;
- доведение до учащихся темы, цели и плана урока; настрой учащихся на работу.
2. Актуализация знаний учащихся:
- Pабота с карточками-заданиями по основам художественного конструирования и принципам составления художественной композиции, в которых использованы наглядные изображения свойств изделия и средств композиции.
II. Основная часть.
1. Изложение учителем нового материала. “Орнамент и узоры”.
Слайд 2. Орнамент (от лат. оrnamentum – украшение) – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, книг, оружия), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства.
Слайд 3. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или подчеркивает своим построением, формой и цветом архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. Основной признак орнамента как средства украшения – его подчиненность образу, форме и назначению украшаемого предмета. Часто плоский фон украшаемой поверхности становится элементом композиции орнамента, подчеркивая его своим цветом.
Слайд 4. В построении орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппортов). Орнамент можно продолжать в обе стороны, даже если первоначальная композиция как-то ограничена, замкнута.
Слайд 5. Орнамент имеет три разновидности:
1. Ленточный орнамент – выполняется в полосе. (Фризы, бордюры, окаймление, орнаментальные ленты и т.д.).
2. Слайд 6. Композиционно-замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике. (По принципам замкнутого орнамента строятся композиции с символическими изображениями, эмблемы, гербы и т.д.).
3. Слайд 7. Сетчатый орнамент – заполняет поверхность сплошным узором. Композиция его строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (Скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен помещения и т.д.).
Слайд 8. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент.
Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить действительность, но чаще всего в орнаменте мотивы и образы реального мира подвергаются значительной переработке, стилизации, декоративному обобщению.
В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов.
Слайды 9, 10. Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линий, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, многоугольники, круги, овалы, спирали, синусоиды и т.п. Геометрические мотивы присутствуют в орнаментах всех народов мира.
Слайды 11, 12. Растительные мотивы: в орнаментах Древнего Египта особенно часто встречались листья и цветы лотоса, в Древней Греции – пальметки, в Древнем Риме – акантовый лист, в странах Малой Азии – гранат и пальма, в орнаментах всех народов – виноградная лоза, цветы. В русском орнаменте легко узнаются полевые и садовые растения - цветы, колоски ржи, плоды рябины, хмеля, смородины и т. д.
Слайды 13, 14. Наиболее распространенным среди
изобразительной группы орнаментов, вслед за
растительным, можно считать животный или
зооморфный. Но фауна используется в
орнаментальном творчестве значительно меньше,
чем флора. Это объясняется как свойствами самого
материала, труднее поддающегося художественной
переработке, так и запретами части религий на
фигурные изображения.
Чаще других встречались изображения льва, тигра,
быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина и
других, которые в большинстве своем имели
символическое значение.
Слайды 15, 16. Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента являются арабески – сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и стилизованных растительных узоров, иногда включающий в себя и надпись.
Слайды 17,18. Один из полюбившихся древнерусским мастерам мотивов – плетенка. Это различного вида переплетения полосок типа лент, ремней, стеблей, цветов и др. Часто резьба изображает животных, птиц, людей, но эти изображения также "вплетены" в "растения". Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран.
Слайд 19. При выборе орнамента для художественной обработки изделия следует помнить, что нельзя механически использовать орнаментальные композиции, предназначенные для выполнения в другом материале. Орнамент должен выявлять, подчеркивать особенности фирмы изделия.
Не менее важное требование при выборе орнамента — соразмерность его элементов, раппорта и украшаемой поверхности предмета.
2. Физминутка.
3. Практическая работа “Построение орнаментов”.
3.1. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение учащимся названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы: выбрать орнаментальный мотив, наиболее подходящий к задуманному изделию; составить орнамент, учитывая форму и назначение предмета;
- ознакомление учащихся с объектом труда;
- инструктаж по технике безопасности.
3.2. Самостоятельная работа учащихся.
3.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
- усвоение новых знаний: индивидуальный устный опрос;
- целевые обходы:
- инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- напоминание о культуре труда, организации рабочего места;
- рациональное использование рабочего времени учащимися.
3.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися (самоконтроль, взаимоконтроль);
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
4. Закрепление:
- демонстрация образцов изделий, декорированных резьбой из наиболее часто используемых мотивов, фронтальный опрос.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока учителем:
- рефлексия;
- сообщение о достижении целей урока;
- объективная оценка коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
- выставление отметок в классный журнал;
- ответы на вопросы учащихся.
2. Задание учащимся на подготовку к следующему уроку:
- параграф 13, с. 62–65 (Т–7);
- принести рабочую тетрадь, учебник, чертежные инструменты и принадлежности.