Форма урока: комбинированный (2 часа).
Цель: формирование системы знаний о важнейших соединениях серы – сероводороде, сульфидах; оксиде серы(IV), сернистой кислоте и сульфитах, об их получении, физико-химических свойствах, распространении в природе и применении человеком, влиянии соединений серы на живые организмы и окружающую среду.
Задачи урока:
дать представление о
соединениях серы, их физико-химических
свойствах, получении и применении;
Оборудование: ПСХЭ им Д.И.Менделеева, таблица растворимости, мультимедийная установка, презентация “Соединения серы”; презентации учеников:
1) “Распространенность сульфидов и сероводорода в природе и их применение”
2) “Действие сероводорода на живые организмы”. (Приложение 1).
3) “Нахождение в природе и применение оксида серы (IV). Влияние SO2 на окружающую среду и человека”. (Приложение 2).
На ученических столах: коллекция “Минералы и руды: сульфиды”; растворы Na2SO3, BaCl2 и HCl.
Для демонстрационного эксперимента: Na2S и CuSO4; Na2SO3 и HCl.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация познавательной деятельности.
Учитель: девизом нашего урока служат слова Хевелси. (Слайд 1).
Мы продолжаем знакомство с подгруппой кислорода.
Учитель: Предлагает ответить на вопросы (Слайды: 2, 3, 4, 5, 6, 7) и наводит на определение темы и целей урока.
- Дать характеристику элементам VI А по положению их в ПСХЭ.
- Что называется аллотропией? Назовите аллотропные модификации серы. Какая из них самая устойчивая? (Слайд 2).
- Какая модификация серы представлена на слайде? Какие физические свойства для нее характерны? (Слайды: 3, 4, 5).
Слайд 6: исключите лишнее. (Какие физические свойства для серы не характерны).
- Какие степени окисления сера проявляет в соединениях? Приведите примеры соединений серы, в которых она имеет с.о.”-2”, “+4”, “+6”. (Слайд 7).
3. Определение темы урока, целей и задач урока.
Учитель задаёт вопрос: Как вы считаете, какой будет тема урока?
(Ученики высказывают версии, формулируют с помощью учителя тему урока. Записывают тему урока в тетрадь). Слайд 8.
Учитель знакомит учащихся с целью задачами урока. Слайд 9.
4. Изучение нового материала.
Учитель: первое соединение H2S–сероводород. (Слайд 10).
Вопрос: Назовите, как можно получить сероводород?
Ответ: ученики называют: 1) взаимодействие серы с водородом;
Слайд 11: Учитель: (дополняет, если ученики не назвали). В лаборатории сероводород можно получить взаимодействием сульфидов с кислотами.
Слайд 12: Просмотр видеофрагмента “Получение сероводорода”.
После просмотра ученики описывают физические свойства H2S. (Слайд 13).
Учитель:
А) Какая химическая связь в H2S?
Б) Тип кристаллической решетки? (Слайд 14).
Учитель: Рассмотрим химические свойства сероводорода. (Слайд 15).
1) H2S горит на воздухе голубоватым пламенем, при этом образуется оксид серы (IV).
2H2S+3O2=2SO2+2H2O
2) При недостатке кислорода и охлаждении пламени образуется свободная сера.
2H2S+O2=2S+2H2O
Учитель: Давайте рассмотрим эти реакции в свете ОВР. (2 ученика разбирают у доски). Ученики делают вывод, что H2S-сильный восстановитель.
Учитель: Ребята, мы с вами, просмотрев видеофрагмент, убедились, что H2S частично растворим в воде, при этом образуется сероводородная кислота.
Вопрос: Дайте характеристику H2S с позиции всех изученных признаков классификации. Ответ: двухосновная, бескислородная, неустойчивая, летучая. Слайд 16.
Учитель, т.к. H2S является 2-х основной кислотой, то какие 2 ряда солей она образует? (Ответ: средние-сульфиды и кислые-гидросульфиды). Слайд 17.
Работа с таблицей растворимости.
Учитель: гидросульфиды хорошо растворимы в воде. Ребята, а сульфиды каких металлов растворимы? (Учащиеся самостоятельно определяют, что растворимыми являются только соли Щ и ЩЗМ, остальные металлы образуют нерастворимые сульфиды). Затем учитель сообщает, что многие сульфиды обладают характерной окраской:
ZnS–белой, PbS–черной, CuS–черной. Поэтому реакция образования нерастворимых сульфидов является качественной.
Затем учитель демонстрирует качественную реакцию на сульфид-анион.
Демонстрация: Na2S+CuSO4=CuS+Na2SO4. (1 вариант ).
Ученик у доски записывает уравнение реакции в молекулярном виде. Рассматривает реакцию в свете ТЭД
S2–+Cu2+=CuS черный. Слайд 18.
По сокращенному ионному уравнению ученики формулируют вывод: качественная реакция на сульфид ион–это взаимодействие сульфид аниона с катионом меди, в результате выпадает черный осадок сульфида меди (II).
Слайд 18: (2 вариант).
В сильном классе можно по-другому построить работу. После демонстрации опыта идет обсуждение результата.
Учитель: Ребята, давайте подумаем, как вы считаете, какие ионы соединились, что привело к образованию черного осадка.
(Ответ: катионы меди и сульфид анионы, что привело к образованию черного осадка сульфида меди (II).
Затем ученики формулируют вывод, что называется качественной реакцией на сульфид-ион по сокращенному ионному уравнению).
Учитель: в природе сера встречается в виде соединений: сульфидов. У вас на столах находится коллекция природных соединений-сульфидов. Мы сейчас заслушаем сообщение Виктории Штолиной о распространенности сульфидов в природе и применении их человеком, а вы сможете с ними познакомиться.(Слайды 20-26). Учитель благодарит ученицу за сообщение.
Учитель: завершая знакомство с H2S, давайте послушаем информацию о влиянии сероводорода на живые организмы и окружающую среду, которую приготовила Галина Семенюк. (Слайд 27, см.приложение 1).
Слайд 28: Учитель: другими важным соединением серы является оксид серы (IV) - сернистый газ (сернистый ангидрид).
Учитель: как можно получить SO2
(Ученики называют: взаимодействие серы с кислородом; горение сульфидов).
Учитель обобщает способы получения SO2:
1) горение серы:
2) горение SO2 в избытке кислорода;
3) обжиг сульфидов (слайд 29), а также сообщает, что в лаборатории получают сернистый газ при взаимодействии меди с H2SO4(конц).
Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент. Слайд 30.
Слайд 31: Учитель сообщает физические свойства сернистого газа.
Слайд 32: Вопросы:
А) Характер SO2? (Кислотный).
Б) Химическая связь? (Ковалентная полярная).
В) Тип кристаллической решетки? (Молекулярная).
Учитель: т.к. SO2 является кислотным оксидом, то назовите, какие химические свойства он проявляет, как кислотный оксид.
Ученики перечисляют химические свойства SO2. Слайд 33.
(Учитель предлагает ученикам дома химические свойства SO2 подтвердить уравнениями реакции, реакцию со щелочью рассмотреть в свете ТЭД).
Учитель: А сейчас давайте рассмотрим свойства SO2 в свете ОВР. Слайд 34. (2 ученика у доски разбирают)
1) 2SO2+O2F2SO3
2) SO2+2H2S=2H2O+2S
Ученики делают вывод, что SO2 может выступать как в роли окислителя, так и в роли восстановителя. (Слайд 35).
Учитель: Объясните, почему H2S только восстановитель, а SO2 - окислитель и восстановитель?
(Ответ: в H2S у серы с.о.= “-2” низшая, поэтому сера способна только отдавать электроны;
в SO2 сера имеет с.о.= “+4” промежуточная, поэтому S может отдавать электроны до +6, а также принимать до 0 или “-2”.)
Учитель: SO2, растворяясь в воде, образует сернистую кислоту H2SO3. Слайд 36.
Дайте характеристику сернистой кислоте, используя различные признаки классификации. Слайд 36.
Учитель: какие 2 ряда солей она образует? Слайд 37.
Учитель: сегодня мы познакомимся с качественной реакцией на сульфит ион SO32–.
(Учитель руководит проведением опыта, обсуждает результаты эксперимента с ребятами.
Ученик у доски записывает уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Затем ученики формулируют вывод, что называется качественной реакцией на сульфит ион. Проверка: Слайд 38).
На усмотрение учителя.
Слайд 38: (2 вариант).
В сильном классе можно по-другому построить работу. После проведения лабораторного опыта идет обсуждение результата.
Учитель: Ребята, давайте подумаем, как вы считаете, какие ионы соединились, что привело к образованию белого осадка.
(Ответ: катионы бария и сульфит анионы, что привело к образованию белого осадка сульфата бария, который растворим в кислоте).
Затем ученики формулируют вывод, что называется качественной реакцией на сульфит-ион по сокращенному ионному уравнению
Учитель: Ребята, сульфит ион можно в растворе определить, используя минеральную кислоту, например HCl.
Демонстрация: Na2SO3+2HCl=2NaCl+SO2+H2O.
Слайд 39: Данную реакцию ученик записывают дома и разбирают в свете ТЭД.
Учитель: Завершая наш урок, мы заслушаем сообщение о нахождении в природе SO2, о влиянии его на окружающую среду и человека и применении. Слайд 40.(Приложение 2).
Слайд 41. Учитель: сегодня мы с вами познакомились с газами: H2S и SO2. Узнали, что это очень опасные газы, яды. Поэтому необходимо знать, как нужно поступать, если случилась беда, и человек получил отравление. Необходимо:
Промыть нос, полость рта 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия (пищевой соды).
Покой.
Свежий воздух.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам определить результаты урока, сравнить их с целями.
5. Слайд 42 .Домашнее задание.
- Параграф 23 по учебнику О.С.Габриеляна. Химия. 9 класс до стр.134.
- Химические свойства SO2 подтвердить уравнениями реакции.
- Качественная реакция на сульфит ион-уравнение в молекулярном и ионном виде; вывод.
- Повторить химические свойства разбавленной серной кислоты.
6. Оценки за урок. (Слайд 43).
7. Список используемой литературы. (Слайд 44).
- О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. М. 2009. “Дрофа”.
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. Настольная книга учителя химии. 9 класс. М. 2002 “Дрофа”.
- Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. Учебно–методическое пособие. 8-9 классы. М. “Вентана-Граф”. 2004г.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
- Неорганическая химия. Видеоопыты:
1) получение сероводорода и изучение его свойств;
2) получение сернистой кислоты. - Интернет-ресурсы.