Экология и культура – будущее России

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость “жить в мире с окружающим миром”.

Задачи:

Обратить внимание учащихся:

  • проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России;
  • “природа - идеальный мир” (гармония природы, сбалансированность природных процессов “так было, есть и должно быть всегда!”);
  • культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России. [1]

Ход урока

Введение (актуализация проблемы 3 мин):

Учитель: Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.). Сегодня скорость развития “не вписывается” в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли “Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию”.

2. Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой? Учитель спрашивает у класса о том, какие проблемы человека с окружающей средой они знают. (3–5 мин.)

Примерные ответы:

1. Биоразнообразие,

2. Воздушная среда,

3. Здоровье,

4. Земельные ресурсы,

5. Климат

6. Опустынивание,

7. Горные районы,

8. Лесные ресурсы,

9. Полярные районы

10. Пресноводные ресурсы,

11. Прибрежные и морские зоны,

12. Экосистемы [2]

Ученик 1:

1. Изменение климата. С середины 1800 - ого года средняя мировая температура повысилась примерно на 0,6 градуса по Цельсию, что неминуемо сказалось на всей планете. Так, например, в течение ХХ века:

  • средний уровень Мирового океана повысился на 10-20 см;
  • общий объем ледников в Швейцарии сократился на 2/3;
  • толщина арктических льдов в конце лета и в начале осени сокращалась примерно на 40%, и гора Кения (Африка) потеряла 92% ледяной массы, а гора Килиманджаро (Африка) 82%.

Другие значительные наблюдаемые изменения включают:

  • сокращение на 40-60% общего объема имеющихся водных ресурсов в крупных бассейнах рек Нигер, Сенегал и озера Чад;
  • отступление на 70% песчаной береговой линии и перемещение хвойных лесов Аляски к северу примерно на 100 км при каждом повышении температуры на 1 градус по Цельсию.

Появились уже и первые жертвы изменения климата: жители деревни Латеу на одном из островов Вануату вынуждены покинуть родные места из-за затопления острова водами океана. [3]

Что было бы, если бы весь лед на Земле, а это больше 20 миллионов кубических километров, растаял?

National Geographic создал ряд интерактивных карт, которые демонстрируют, какие катастрофические последствия произошли бы на нашей планете. Растаявший лед, который попал бы в океаны и моря, привел бы к повышению уровня моря на 65 метров. Это поглотило бы города и страны, изменив общий вид континентов и линий побережья, стерев с лица земли целые популяции.

Температура на Земле

Ученые считают, что потребуется около 5000 лет, чтобы температура повысилась достаточно, чтобы растопить весь лед на Земле. Однако начало уже положено.

За последний век, температура на Земле увеличилась примерно на 0,5 градусов по Цельсию, и это привело к повышению уровня моря на 17 см.

Если мы будем продолжать сжигать запасы угля, нефти и газа, добавляя пять триллионов угля в атмосферу, средняя температура на нашей планете достигнет 26,6 градусов по Цельсию вместо сегодняшних 14,4 градусов по Цельсию.

Таяние льда на Земле

В Европе такие города, как Лондон и Венеция окажутся под водой. Также затопит Нидерланды и большую часть Дании. Средиземное море расширится и увеличит размеры Черного и Каспийского морей.

В Азии, Китай и Бангладеш будут затоплены, а больше 760 миллионов людей окажутся под водой. Среди разрушенных городов будут: Карачи, Багдад, Дубай, Калькутта, Бангкок, Хошимин, Сингапур, Гонконг, Шанхай, Токио и Пекин. Побережье Индии тоже существенно уменьшится.

В Северной Америке все атлантическое побережье в США исчезнет, вместе с Флоридой и побережьем Мексиканского залива. В Калифорнии, холмы Сан-Франсиско превратятся в острова, а Калифорнийская долина станет огромным заливом.

В Южной Америке Амазонская низменность и бассейн реки Парагвай станут проливами Атлантического океана, стерев с лица земли Буэнос-Айрес, прибрежный Уругвай и часть Парагвая.

По сравнению с другими континентами Африка потеряет меньше суши из-за повышения уровня моря. Однако повышение температуры, приведет к тому, что большая ее часть станет необитаемой. В Египте, Александрия и Каир будут затоплены Средиземным морем

В Австралии появится континентальное море, но она потеряет большую часть узкой прибрежной полосы, где живет 4 из 5-ти австралийцев.

В Антарктиде то, что когда-то было материковым льдом, уже не будет ни льдом, ни материком. Это произойдет потому, что подо льдом находится материковый рельеф, который ниже уровня моря.

Потепление океанов уже ведет к таянию ледяного покрова Западной Антарктиды, а с 1992 года, покров лишается около 65 миллионов тонн льда каждый год.

С целью предотвращения изменения климата эксперты призывают уменьшить выбросы парниковых газов. [4]

Ученик 2:

2. Нерациональное природоиспользование. За последние 40 лет было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. За последние 100 лет из земных недр было извлечено 137 млрд. тонн угля, 47 млрд. тонн нефти, 20 трлн. куб. метров газа. За этот период человечество увеличило свои энергетические ресурсы в 1000 раз. С 1950 – 1955г. потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов – в 6 раз, электроэнергии – в 8 раз. Если человечество сделает ставку только на экономический рост, то уже к 2032 году рост потребления органического топлива приведет к тому, что объем выброса углекислого газа в атмосферу достигнет 16 млрд. тонн в год, если же приоритетом станет обеспечение устойчивого развития, то активные шаги по внедрению энергосберегающих технологий позволят к 2032 году снизить этот показатель вдвое, до 8 млрд. тонн.

Возможные пути преодоления

  • Переход к материало- и энергосберегающим технологиям, закрытым циклам использования ресурсов.
  • Разработка региональных схем рационального природопользования в зависимости от особенностей территории.
  • Рассредоточение экологически вредных производств [5]

Ученик 3:

3. Загрязнение атмосферы:

Широкое использование ископаемых богатств сопровождается выделением в атмосферу больших масс различных химических соединений. Большинство антропогенных источников сконцентрировано в городах, занимающих лишь небольшую часть территории нашей планеты. В результате движения воздушных масс с подветренной стороны больших городов образуется многокилометровый шлейф загрязнений. В развитых странах действует законодательство, направленное на защиту воздушного бассейна. В результате значительно уменьшилась общая загрязненность воздуха, однако выбросы, источником которого является автомобильный транспорт возрастают. В США на его долю приходится 63% выбросов углеводородов. Можно предполагать, что вклад транспорта в загрязнение воздуха будет увеличиваться с ростом численности автомобилей. Вторым по мощности источником антропогенных органических загрязнителей служит промышленное производство. В выбросах предприятий химической и нефтехимической промышленности присутствует широкий ассортимент загрязнителей. В выбросах вентиляционных систем жилых домов идентифицировано более 40 токсичных и дурнопахнущих веществ. [6]

Последствия загрязнения атмосферы:

  • Загрязнение всех оболочек Земли.
  • Возникновение “парникового эффекта”, “кислотных дождей”.
  • Угроза глобальной экологической катастрофы

"Кислотный дождь" - широко распространённый термин, обозначающий явление выпадения осадков, содержащих смесь влаги и мельчайших частиц оксида азота и оксида серы в концентрациях, превышающих нормальный природный фон. Источниками возникновения кислотных дождей являются как природные процессы (вулканическая деятельность, гниение растительных остатков), так и деятельность человека

Проблемы, которые возникают в связи с выпадением кислотных дождей:

- Деревья теряют часть листьев, становясь беззащитными перед морозами, болезнями

- Корни деревьев так же могут замедлить своё развитие, что скажется на нехватке питательных веществ

- Из-за химических реакций почвы потеряют некоторые микроэлементы и станут менее питательными

- Увеличение уровня кислотности воды и почв может стать проблемой для водных животных и растений

- Кислотные дожди могут растворить скрепляющий раствор в кладках зданий, повредить конструкции из природного камня, особенно известняка, что, в свою очередь, может привести к потере прочности конструкций и сооружений

- Загрязняющие вещества, являющиеся причиной кислотного дождя, такие как диоксид серы и оксиды азота наносят вред здоровью человека. [7]

Летом и весной концентрация озона повышается; над полярными областями она всегда выше, чем над экваториальными. Все это было уже хорошо известно, когда в 1980-х гг. наблюдения показали, что над Антарктикой год от года происходит медленное, но устойчивое снижение концентрации стратосферного озона. Это явление получило название “озоновая дыра”.

Позднее, в 1990-е гг., такое же уменьшение стало происходить и над Арктикой. Феномен Антарктической “озоновой дыры” пока не понятен: то ли “дыра” возникла в результате антропогенного загрязнения атмосферы, то ли это естественный геоастрофизический процесс.

Решение: Чтобы начать глобальное восстановление нужно уменьшить доступ в атмосферу всех веществ, которые очень быстро уничтожают озон и долго там хранятся.

Также мы - все люди должны это понимать и помочь природе включить процесс восстановления озонового слоя, нужны новые посадки лесов

Для восстановления озонового слоя его нужно подпитывать. Сначала с этой целью предполагалось создать несколько наземных озоновых фабрик и на грузовых самолетах “забрасывать” озон в верхние слои атмосферы. Однако этот проект (вероятно, он был первым проектом “лечения” планеты) не осуществлен.

Иной путь предлагает российский консорциум “Интерозон”: производить озон непосредственно в атмосфере. [8]

Ученик 4:

4. Обеднение видового состава .

Каждый час на планете Земля исчезают около трех видов флоры и фауны. Эксперты подчеркивают, что в первую очередь причиной столь удручающей ситуации можно назвать критическое экологическое положение многих регионов планеты. Вырубка лесов, осушение водных систем, выбросы промышленных отходов - все это крайне негативно влияет на природу и становится основной причиной нарушения экобаланса.

Причиной исчезновения некоторых видов специалисты называют браконьерство и незаконную торговлю редкими животными. В первую очередь это относится к таким регионам, как Латинская Америка и Африка, откуда нечистые на руку дельцы вывозят уникальные виды птиц, обезьян и даже хищников.

Теперь процесс исчезновения живых существ идет в тысячу раз быстрее, чем в среднем в истории планеты. По данным "Красной Книги", за последние 500 лет было зафиксировано исчезновение видов 844 животных и растений. Свой вклад в исчезновение природы вносят уничтожение лесов, загрязнение окружающей среды, массовое использование ядохимикатов в сельском хозяйстве.

Пути решения проблемы:

  • создание заповедных зон
  • запрет истребления животных
  • создание организаций по охране природы
  • не уничтожать леса [9]

Ученик 5:

5. Опустынивание. Процесс опустынивания обычно вызывается совокупным действием природы и человека. Опустынивание и опустошение могут возникнуть в любых климатических условиях как результат разрушения природной системы. Опустынивание, развивающееся в результате неумелой и неумеренной хозяйственной деятельности, не раз разрушало целые цивилизации. В конце 60-х гг. в этой зоне разразилась многолетняя засуха, которая достигла своего апогея в 1973 г. В результате этой засухи в африканских странах сахельской зоны — Сенегале, Гамбии, в Мавритании, Мали и др. погибло около 250.000 человек. Произошёл массовый падёж скота — а скотоводство составляет основу хозяйственной деятельности и источник существования большинства населения этих районов. Пересохли многие колодцы и даже такие крупные реки, как Нигер и Сенегал. Поверхность озера Чад сократилась до 1/3 его нормальных размеров. В 80-х гг. бедствия, приносимые засухой и опустыниванием, приобрели в Африке общеконтинентальные масштабы. Последствия этих процессов испытывают 34 африканские страны и 150 млн. людей. В 1985 г. в Африке погибло около 1 млн. человек и 10 млн. человек стали “экологическими беженцами” . Темпы продвижения границ пустыни в Африке местами составляют до 10 км в год.

Леса служили основным источником продовольствия для первобытных общин, живших охотой и собирательством. Они являлись источником топлива и строительных материалов для сооружения жилищ. Леса служили убежищем для людей и в большой мере — основой их экономической деятельности. Около 10 тыс. лет назад, до зарождения сельскохозяйственной деятельности, густые леса и другие покрытые лесом пространства занимали более 6 млрд. га поверхности суши. К концу XX столетия их площадь сократилась почти на 1/3 и ныне они занимают лишь немногим более 4 млрд. га. Во Франции, например, где леса изначально покрывали около 80% территории, к концу XX в. их площадь сократилась до 14%; в США, где лесами в начале XVII в. было покрыто почти 400 млн. га, уже к 1920 году этот лесной покров был на 2/3 уничтожен.

Причины - Уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев и кустарников, распашка земель, малопригодных для земледелия, и другие виды хозяйственной деятельности, нарушающей хрупкое равновесие в природе, многократно усиливают действие ветровой эрозии, иссушение верхних слоёв почвы.

Резко нарушается водный баланс, снижается уровень грунтовых вод, колодцы пересыхают. Разрушается структура почв, усиливается их насыщение минеральными солями. Если раньше погибали отдельные цивилизации, погребённые песками, то теперь процесс опустынивания, зарождаясь в различных местах и имея разное регионально проявление, принял глобальные масштабы. Накопление в атмосфере углекислого газа, усиление запылённости и задымлённости атмосферы ускоряют опустынивание суши.

Чтобы решить существующие экологические проблемы надо

  • Расширить природно-заповедные территории.
  • Должно быть развито Экологическое образование и воспитание населения [10]

Ученик 6:

Выводы: Как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Ведь вам известны основные законы, их необходимо знать, чтобы человек мог “вписать” свою деятельность в природные процессы. Чтобы “вписать” свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура

Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.) (7 мин), а также как способ взаимодействия с окружающей средой

Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать её ресурсы (воду, топливо) разумно, экономно, без излишеств. Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично.

Итак, экономим воду:

1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.

2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.

3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).

4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!

Во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!

Экономим электричество, тепло (и топливо!):

1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.

2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.

3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.

4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.

5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.

Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие “экономные” идеи!

Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны (2 мин):

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.

Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас. [2]

Заключение. Экологическая викторина.

Список используемой литературы.

  1. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-122100.html
  2. http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/urok-na-temu-ekologiya-i-kultura
  3. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/uroki-ekologii
  4. http://vkurse.ru/article/karta_ldy/
  5. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00082727_0.html
  6. http://www.ref.by/refs/97/36623/1.html
  7. http://www.ecoanaliz.ru/ecodata/6-ecofacts/36-acidrains.html
  8. http://www.refu.ru/refs/97/36623/1.html
  9. http://do.gendocs.ru/docs/index-240585.html
  10. http://www.referat.ru/referats/view/1476