Цели урока: познакомить учащихся с видами компьютерных вирусов, способами их распространения, профилактикой и методами борьбы с ними, дать понятие “ “вирус”.
Развивающие: Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.
Воспитывать: внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Мотивация урока
Музыка (Bach - Toccata b-moll fur organ).
Учитель заходит в кабинет в медицинской маске.
- Ребята, почему я в медицинской маске? (Презентация), (слайд 2)
- Сейчас время эпидемии гриппа. А что является причиной гриппа? (чихание-кашель-больной друг(родственник)-бактерии – Вирус)
- Кого этот вирус поражает? (Свиньи-птицы-Человека)
- Некоторые источники информации утверждают, что компьютер – это электронный аналог человека. Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям (думать – обрабатывать, помнить – хранить, воспринимать - вводить)
- Человек, как любой биологический организм, подвергается воздействию различных болезнетворных вирусов.
- А может ли “заболеть”, “заразиться” вирусом компьютер? (может)
- Итак, мы говорим, что вирусом могут заразиться не только люди, но и компьютеры.
- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? (компьютерные вирусы) Запишите, пожалуйста, тему урока в инструкционную карту.(Приложение 1), (слайд 3)
2. Актуализация знаний
- Для того, что бы понять сущность компьютерного вируса рассмотрим вирус гриппа.
Начиная с апреля 2009 быстрым темпом начал распространяться вирус H1N1, классический вирус свиного гриппа был впервые выделен от свиней в 1930 году. Вы посмотрели распространение данного вируса на слайде (слайд 4).
- Что мы знаем о вирусе гриппа? (Частицы микроскопических размеров (проявляют свойство живого организма только при попадании в клетки, быстро размножаются, вызывают (слабость, головная боль, боль в горле и т.д.), виды гриппа: А, В, Н1N1 ит.д., вызывают заболевание, например, грипп, профилактика: вакцина против гриппа, повышение иммунитета, лечение: применять различные препараты)(слайд 5)
Оцените пожалуйста, себя на этом этапе.
- Можно ли его сравнить с компьютерным вирусом?
- Давайте проговорим, чтобы мы хотели сегодня узнать на уроке о компьютерном вирусе, проведя аналогию с вирусом гриппа.
Задачи урока:
- что такое компьютерные вирусы?
- виды компьютерных вирусов.
- что поражается компьютерными вирусами?
- как предотвратить заражение?
- как лечить зараженный компьютер?
Запишите! (слайд 6)
Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.
- Значит, компьютерный вирус, и вирус гриппа имеют много общего, по тому, что мы знаем о вирусе гриппа попробуем вывести определение компьютерного вируса
3. Изучение новой темы
- У вас на партах лежат конверты с обрывками текста, из которых необходимо составить определение компьютерного вируса. (Компьютерный вирус – это компьютерная программа, способная к саморазмножению и скрытому внедрению в компьютер с целью нарушения его работы.)(слайд 7)
Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.
- Теперь мы знаем, что такое компьютерный вирус, а какие они бывают? как они действуют? эти вопросы мы и рассмотрим после зарядки для глаз.
Физкультминутка (зарядка для глаз)
На переднем плане приклеены различные изображения вирусов, каждому из которых соответствует буква. (слайд 8)
- Встаньте, пожалуйста,
- Найти изображения различных вирусов с помощью ключа и прочитайте пословицу. (Бит байт бережёт.)(слайд 9)
А в русской литературе, каким образом звучит эта пословица? (Копейка рубль бережет)
Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.
- Принцип действия, что поражает, и как от них уберечься вы узнаете, поработав самостоятельно. Вам необходимо прочитать текст в электронном документе “Вирус” (Приложение 2), с помощью операций “копировать”, “вставить” заполнить таблицу. (слайд 10)
- Вид вируса у каждого указано в таблице. Присаживайтесь за компьютеры. Обратите внимание на правила ТБ за компьютером: сидим ровно, взгляд 50-70 см от экрана.
- Проверка заполнения таблицы. Три ученика по очереди зачитывает свою таблицу, остальные сверяют, дополняют, заполняют по ключевым словам.
Итог: вывести общую таблицу (слайд 11)
Файловые вирусы | Макровирусы | Сетевые вирусы | |
Что поражает | Исполнимые файлы (программы) | Файлы документов Word и электронных таблиц Excel. | Все виды файлов |
Активизация | Активизируются при запуске | При запуске зараженного приложения. | При работе в интернете |
Принцип действия | Заражает находясь в оперативной памяти компьютера и является активным до выключения компьютера | Находятся в оперативной памяти и заражают документы, до тех пор, пока открыто приложение. | Передают по сетям свой программный код. |
Профилактика | Не запускать на выполнение сомнительные файлы не проверенные антивирусными программами. | Запретить загрузку макросов. | Не рекомендуется открывать сомнительные интернет страницы без наличия антивирусной программы. |
- Данная классификация вирусов по “среде обитания”, а как вы думаете, почему так назвали? (Потому, что они поражают разные виды файлов.)
Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.
4. Литературная пауза
- В русской литературе существуют много пословиц, с помощью которых мы можем оценить себя и свое отношение к компьютеру. Перед вами программистские версии известных русских пословиц. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале. (слайд 12)
Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.
5. Закрепление
- В начале урока мы сказали, что компьютерный вирус и вирус гриппа имеет много общего, давайте посмотрим, так ли это. В инструкционной карте проставить соответствующие номера из предложенного списка, характеризующие компьютерные вирусы, в колонку “Информатика”.
Сравнительная характеристика биологического и компьютерного вируса (слайды 13-16)
Биология | Общие вопросы | Информатика |
Вызывают (слабость, головная боль, боль в горле и т.д.) | Симптомы заболевания | Замедляется работа ПК, Удаляет часть
файла; Заполняет оперативную память; Выключает компьютер через определенное время; Издает различные звуки; |
Частицы микроскопических размеров | Как выглядит вирус | Маленькая программа |
Проявляют свойство живого организма только при попадании в клетки | Активизация (проявление) | Активизируются, попадая в программы и файлы ПК |
Быстро размножаются | Распространение | саморазмножаются |
А, В, Н1N1 ит.д. | Виды | По “среде обитания” файловые, макровирусы, сетевые |
Вызывают заболевание, например, грипп | Последствия заражения | Вызывают сбои в работе компьютера |
Вакцина против гриппа, повышение иммунитета | Профилактика | не запускать исполняемые файлы,
полученные из сомнительного источника и не
проверенные антивирусной программой; отключение макросов при открытие документов приложений. не рекомендуется открывать почтовые сообщения, полученные из сомнительных источников. Проверять носители с помощью антивирусных программ |
необходимо применять специальные препараты | Лечение | Антивирусные программы |
Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.
6. Итог урока.
- Достигли ли мы цели урока? Вернемся к нашим задачам. (слайд 17)
Пройдем небольшой тест. Сейчас, пожалуйста, продолжите предложение. (слайды 18-22)
Скажите, какое число у вас получилось.
Какие оценки получили за тест? (слайд 23)
Поставьте оценку за урок.
У кого 5, у кого 4 молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вам в подарок буклет “Компьютерные вирусы” (Приложение 3)
7. Домашнее задание
Творческое задание. (слайд 24)
- Подготовить сообщение о вирусах , поразивших ваш компьютер (из собственного опыта).
- Подготовить сообщение о вирусах, поражающих сотовые телефоны (из собственного опыта и средств массовой информации).
- Подготовить презентацию по своему творческому заданию.