Компьютерные вирусы

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока: познакомить учащихся с видами компьютерных вирусов, способами их распространения, профилактикой и методами борьбы с ними, дать понятие “ “вирус”.

Развивающие: Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.

Воспитывать: внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Мотивация урока

Музыка (Bach - Toccata b-moll fur organ).

Учитель заходит в кабинет в медицинской маске.

- Ребята, почему я в медицинской маске? (Презентация), (слайд 2)

- Сейчас время эпидемии гриппа. А что является причиной гриппа? (чихание-кашель-больной друг(родственник)-бактерии – Вирус)

- Кого этот вирус поражает? (Свиньи-птицы-Человека)

- Некоторые источники информации утверждают, что компьютер – это электронный аналог человека. Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям (думать – обрабатывать, помнить – хранить, воспринимать - вводить)

- Человек, как любой биологический организм, подвергается воздействию различных болезнетворных вирусов.

- А может ли “заболеть”, “заразиться” вирусом компьютер? (может)

- Итак, мы говорим, что вирусом могут заразиться не только люди, но и компьютеры.

- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? (компьютерные вирусы) Запишите, пожалуйста, тему урока в инструкционную карту.(Приложение 1), (слайд 3)

2. Актуализация знаний

- Для того, что бы понять сущность компьютерного вируса рассмотрим вирус гриппа.

Начиная с апреля 2009 быстрым темпом начал распространяться вирус H1N1, классический вирус свиного гриппа был впервые выделен от свиней в 1930 году. Вы посмотрели распространение данного вируса на слайде (слайд 4).

- Что мы знаем о вирусе гриппа? (Частицы микроскопических размеров (проявляют свойство живого организма только при попадании в клетки, быстро размножаются, вызывают (слабость, головная боль, боль в горле и т.д.), виды гриппа: А, В, Н1N1 ит.д., вызывают заболевание, например, грипп, профилактика: вакцина против гриппа, повышение иммунитета, лечение: применять различные препараты)(слайд 5)

Оцените пожалуйста, себя на этом этапе.

- Можно ли его сравнить с компьютерным вирусом?

- Давайте проговорим, чтобы мы хотели сегодня узнать на уроке о компьютерном вирусе, проведя аналогию с вирусом гриппа.

Задачи урока:

  • что такое компьютерные вирусы?
  • виды компьютерных вирусов.
  • что поражается компьютерными вирусами?
  • как предотвратить заражение?
  • как лечить зараженный компьютер?

Запишите! (слайд 6)

Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.

- Значит, компьютерный вирус, и вирус гриппа имеют много общего, по тому, что мы знаем о вирусе гриппа попробуем вывести определение компьютерного вируса

3. Изучение новой темы

- У вас на партах лежат конверты с обрывками текста, из которых необходимо составить определение компьютерного вируса. (Компьютерный вирус – это компьютерная программа, способная к саморазмножению и скрытому внедрению в компьютер с целью нарушения его работы.)(слайд 7)

Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.

- Теперь мы знаем, что такое компьютерный вирус, а какие они бывают? как они действуют? эти вопросы мы и рассмотрим после зарядки для глаз.

Физкультминутка (зарядка для глаз)

На переднем плане приклеены различные изображения вирусов, каждому из которых соответствует буква. (слайд 8)

- Встаньте, пожалуйста,

- Найти изображения различных вирусов с помощью ключа и прочитайте пословицу. (Бит байт бережёт.)(слайд 9)

А в русской литературе, каким образом звучит эта пословица? (Копейка рубль бережет)

Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.

- Принцип действия, что поражает, и как от них уберечься вы узнаете, поработав самостоятельно. Вам необходимо прочитать текст в электронном документе “Вирус” (Приложение 2), с помощью операций “копировать”, “вставить” заполнить таблицу. (слайд 10)

- Вид вируса у каждого указано в таблице. Присаживайтесь за компьютеры. Обратите внимание на правила ТБ за компьютером: сидим ровно, взгляд 50-70 см от экрана.

- Проверка заполнения таблицы. Три ученика по очереди зачитывает свою таблицу, остальные сверяют, дополняют, заполняют по ключевым словам.

Итог: вывести общую таблицу (слайд 11)

  Файловые вирусы Макровирусы Сетевые вирусы
Что поражает Исполнимые файлы (программы) Файлы документов Word и электронных таблиц Excel. Все виды файлов
Активизация Активизируются при запуске При запуске зараженного приложения. При работе в интернете
Принцип действия Заражает находясь в оперативной памяти компьютера и является активным до выключения компьютера Находятся в оперативной памяти и заражают документы, до тех пор, пока открыто приложение. Передают по сетям свой программный код.
Профилактика Не запускать на выполнение сомнительные файлы не проверенные антивирусными программами. Запретить загрузку макросов. Не рекомендуется открывать сомнительные интернет страницы без наличия антивирусной программы.

- Данная классификация вирусов по “среде обитания”, а как вы думаете, почему так назвали? (Потому, что они поражают разные виды файлов.)

Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.

4. Литературная пауза

- В русской литературе существуют много пословиц, с помощью которых мы можем оценить себя и свое отношение к компьютеру. Перед вами программистские версии известных русских пословиц. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале. (слайд 12)

Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.

5. Закрепление

- В начале урока мы сказали, что компьютерный вирус и вирус гриппа имеет много общего, давайте посмотрим, так ли это. В инструкционной карте проставить соответствующие номера из предложенного списка, характеризующие компьютерные вирусы, в колонку “Информатика”.

Сравнительная характеристика биологического и компьютерного вируса (слайды 13-16)

Биология Общие вопросы Информатика
Вызывают (слабость, головная боль, боль в горле и т.д.) Симптомы заболевания Замедляется работа ПК, Удаляет часть файла;

Заполняет оперативную память;

Выключает компьютер через определенное время;

Издает различные звуки;

Частицы микроскопических размеров Как выглядит вирус Маленькая программа
Проявляют свойство живого организма только при попадании в клетки Активизация (проявление) Активизируются, попадая в программы и файлы ПК
Быстро размножаются Распространение саморазмножаются
А, В, Н1N1 ит.д. Виды По “среде обитания”

файловые, макровирусы, сетевые

Вызывают заболевание, например, грипп Последствия заражения Вызывают сбои в работе компьютера
Вакцина против гриппа, повышение иммунитета Профилактика не запускать исполняемые файлы, полученные из сомнительного источника и не проверенные антивирусной программой;

отключение макросов при открытие документов приложений.

не рекомендуется открывать почтовые сообщения, полученные из сомнительных источников.

Проверять носители с помощью антивирусных программ

необходимо применять специальные препараты Лечение Антивирусные программы

Оцените, пожалуйста, себя на этом этапе.

6. Итог урока.

- Достигли ли мы цели урока? Вернемся к нашим задачам. (слайд 17)

Пройдем небольшой тест. Сейчас, пожалуйста, продолжите предложение. (слайды 18-22)

Скажите, какое число у вас получилось.

Какие оценки получили за тест? (слайд 23)

Поставьте оценку за урок.

У кого 5, у кого 4 молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вам в подарок буклет “Компьютерные вирусы” (Приложение 3)

7. Домашнее задание

Творческое задание. (слайд 24)

  1. Подготовить сообщение о вирусах , поразивших ваш компьютер (из собственного опыта).
  2. Подготовить сообщение о вирусах, поражающих сотовые телефоны (из собственного опыта и средств массовой информации).
  3. Подготовить презентацию по своему творческому заданию.