Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
  • Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
  • Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, серьги и др.) по мотивам декоративно – прикладного искусства Древнего Египта.
  • Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Оборудование и материалы:

  • Презентация.
  • Интернет-ресурсы.
  • Для учителя: подвески кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука-скарабея, платок египетский - “арафатка” - куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов.
  • Для обучающихся: пластилин, стека, картон, цветная бумага, клей, ножницы, чечевица, горох, бусы, фольга. Лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств
  • Поисковые материалы украшений Древнего Египта.

План урока:

  1. Знакомство с особенностью египетского орнамента, просмотр презентации к уроку.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическая работа.
  4. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.

- Ребята, посмотрите на учительский стол (на столе кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука - скарабея, платок египетский - “арафатка” - куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов). Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем уроке?

Дети: О Египте и украшениях, которые носили египтяне.

У - Верно.

II. Формирование новых знаний.

Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Мы сейчас мысленно перенесемся в глубину веков, в страну самобытной культуры древней цивилизации – Египет, периода правления фараонов. Подскажите, где на карте мы будем искать с вами эту сказочно - красивую страну?

Д – В Африке на реке Нил (показ слайда № 2 и 3).

Древний Египет – таинственная страна магов и жрецов. Магия (хека) возникла в Египте в додинастические времена и пронизывала все обряды и мифы, быт, медицину, все стороны жизни Древнего Египта.

Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода (показ слайда № 4).Все украшения были связаны с религией или с природными условиями, в которых жил человек и как в русском народном декоративном искусстве, все украшения носили заклинательный характер.

У - Что должны делать амулеты и обереги для человека?

Д - Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить.

У – Можно было использовать обереговую вышивку на одежде египтян?

Д - Нет. В Египте было очень жарко и они носили калазирис, а в жаркое время мужчины одевали передник схенти (слайд 6).

У – По прическе (локон юности) можно было определить подросток, юноша или взрослый египтянин перед нами (слайд 7).

Все декоративно-прикладное искусство Древнего Египта тесно связано с мифологией и защитой человека от несчастий. Для этого мастера использовали священные символы в украшениях и предметах быта. Сила такого священного предмета сохранялась до тех пор, пока не разрушался материал или не стиралось изображение бога или священная надпись (слайд8).

У - Какие древние символы были на Руси?

Д - Солярные знаки, знаки воды и земли, растений и птиц.

Орнаменты Древнего Египта (слайд 9-11)

За много лет существования Египта в декоративном искусстве этой страны сложились разнообразные виды узоров: ранние формы орнамента – геометрические (прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки), появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, затем все соединили и получились комплексные орнаменты (слайд12). Орнамент состоит из предметных и беспредметных мотивов. В него могут входить формы человека, животного мира или мифологические существа.

В египетском орнаменте отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок или лепестки лотоса – атрибут богини Исиды, символ возрождающейся жизни, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки - с солнечными лучами. В Древнем Египте обширно использовался материал для оберегов и амулетов камни синего и зеленого цвета: зеленый аспид, нефрит и бирюза.

Так же использовался черный базальт и мерцающий золотистый алебастр.

Для “сердечных” амулетов использовался красный материал – сердолик, красное стекло, красная яшма.

У - Что означает в переводе “анималистический” мотив?

Д - Мотивы о животных.

У - Среди анималистических мотивов (слайд 14-15) встречаются сокол, гусь, рыба, змея и жук-скарабей (символ бессмертия). Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента, что представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело знаковый смысл. Орнамент читался как текст (слайд 19-20).

Практическая работа.

Ребята, вы сейчас будете выполнять творческие работы украшений древних египтян (слайд 21-23), применяя различные материалы: фольгу, пластилин или цветную бумагу. Декоративные элементы – символы могут располагаться на украшениях в виде декоративной пластины с именем божества или фараона. Вам в помощь дан лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств. Примите решение: какой орнамент выбрать для вашего украшения.

Методическая последовательность выполнения работы: (показ презентации на доске).

  1. Выбрать иллюстрацию для работы или свой эскиз.
  2. Выбрать материал для работы.
  3. Распределить работу в группе:
    1. один вырезает форму украшения из бумаги, фольги или картона;
    2. другой разминает пластилин;
    3. третий готовит табличку с именем божества.
  4. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Выполнение работы.

Мои действия во время работы детей в группах: поощрение правильных этапов работы, удачных моментов, правильно подобранной цветовой гаммы.

IV. Подведение итогов, анализ работ.

По мере выполнения работ, дети выходят к доске и рассказывают все о своем украшении: достоинстве и недостатках своей работы. Поощрение удавшихся работ.

За 5 минут до конца урока учащиеся заполняют листочек с контрольными вопросами по теме урока.

Контрольные вопросы

1. Изображения каких растений и животных являлось амулетом и изображалось на всех ювелирных украшениях?

2. Какой головной убор носили все слои населения в Древнем Египте?

3. Какой женский русский головной убор похож на египетский головной убор в форме птицы?

4. Назовите основные детали костюма древнего египтянина.

5. Назовите основные цвета используемые наиболее часто в декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта?

Ребята, мне очень понравились ваши украшения в египетском стиле.

Рефлексия урока:

- Что самое главное и интересное вы усвоили на уроке?

- У кого остались трудности в усвоении нового материала?

- Почему нам удалось так быстро и верно выделить новые, нужные знания?

- Что можно посоветовать себе и одноклассникам, чтобы подробнее, полнее изучить эту тему?

Самооценка. Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?

Оставьте ваши смайлики – оценки на доске.

Использованные материалы.

  1. http://www.liveinternet.ru/tags/%E4%F0%E5%E2%ED%E8%E9+%E5%E3%E8%EF%E5%F2/page3.html
  2. http://santosh.ru/library/_images/egyptian_ornament_001.php
  3. http://ornament-i-stil.livejournal.com/15535.html
  4. http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/amulety-v-egipte/
  5. https://art.1sept.ru/article.php?ID=200602102-
  6. http://herbalogya.ru/oberegi/ethnography/egypt.php-
  7. http://www.webartplus.narod.ru/folk132.html