Цели урока:
- Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
- Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
- Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
- Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, серьги и др.) по мотивам декоративно – прикладного искусства Древнего Египта.
- Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Оборудование и материалы:
- Презентация.
- Интернет-ресурсы.
- Для учителя: подвески кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука-скарабея, платок египетский - “арафатка” - куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов.
- Для обучающихся: пластилин, стека, картон, цветная бумага, клей, ножницы, чечевица, горох, бусы, фольга. Лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств
- Поисковые материалы украшений Древнего Египта.
План урока:
- Знакомство с особенностью египетского орнамента, просмотр презентации к уроку.
- Постановка художественной задачи.
- Практическая работа.
- Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока
Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.
- Ребята, посмотрите на учительский стол (на столе кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука - скарабея, платок египетский - “арафатка” - куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов). Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем уроке?
Дети: О Египте и украшениях, которые носили египтяне.
У - Верно.
II. Формирование новых знаний.
Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Мы сейчас мысленно перенесемся в глубину веков, в страну самобытной культуры древней цивилизации – Египет, периода правления фараонов. Подскажите, где на карте мы будем искать с вами эту сказочно - красивую страну?
Д – В Африке на реке Нил (показ слайда № 2 и 3).
Древний Египет – таинственная страна магов и жрецов. Магия (хека) возникла в Египте в додинастические времена и пронизывала все обряды и мифы, быт, медицину, все стороны жизни Древнего Египта.
Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода (показ слайда № 4).Все украшения были связаны с религией или с природными условиями, в которых жил человек и как в русском народном декоративном искусстве, все украшения носили заклинательный характер.
У - Что должны делать амулеты и обереги для человека?
Д - Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить.
У – Можно было использовать обереговую вышивку на одежде египтян?
Д - Нет. В Египте было очень жарко и они носили калазирис, а в жаркое время мужчины одевали передник схенти (слайд 6).
У – По прическе (локон юности) можно было определить подросток, юноша или взрослый египтянин перед нами (слайд 7).
Все декоративно-прикладное искусство Древнего Египта тесно связано с мифологией и защитой человека от несчастий. Для этого мастера использовали священные символы в украшениях и предметах быта. Сила такого священного предмета сохранялась до тех пор, пока не разрушался материал или не стиралось изображение бога или священная надпись (слайд8).
У - Какие древние символы были на Руси?
Д - Солярные знаки, знаки воды и земли, растений и птиц.
Орнаменты Древнего Египта (слайд 9-11)
За много лет существования Египта в декоративном искусстве этой страны сложились разнообразные виды узоров: ранние формы орнамента – геометрические (прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки), появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, затем все соединили и получились комплексные орнаменты (слайд12). Орнамент состоит из предметных и беспредметных мотивов. В него могут входить формы человека, животного мира или мифологические существа.
В египетском орнаменте отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок или лепестки лотоса – атрибут богини Исиды, символ возрождающейся жизни, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки - с солнечными лучами. В Древнем Египте обширно использовался материал для оберегов и амулетов камни синего и зеленого цвета: зеленый аспид, нефрит и бирюза.
Так же использовался черный базальт и мерцающий золотистый алебастр.
Для “сердечных” амулетов использовался красный материал – сердолик, красное стекло, красная яшма.
У - Что означает в переводе “анималистический” мотив?
Д - Мотивы о животных.
У - Среди анималистических мотивов (слайд 14-15) встречаются сокол, гусь, рыба, змея и жук-скарабей (символ бессмертия). Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента, что представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело знаковый смысл. Орнамент читался как текст (слайд 19-20).
Практическая работа.
Ребята, вы сейчас будете выполнять творческие работы украшений древних египтян (слайд 21-23), применяя различные материалы: фольгу, пластилин или цветную бумагу. Декоративные элементы – символы могут располагаться на украшениях в виде декоративной пластины с именем божества или фараона. Вам в помощь дан лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств. Примите решение: какой орнамент выбрать для вашего украшения.
Методическая последовательность выполнения работы: (показ презентации на доске).
- Выбрать иллюстрацию для работы или свой эскиз.
- Выбрать материал для работы.
- Распределить работу в группе:
- один вырезает форму украшения из бумаги, фольги или картона;
- другой разминает пластилин;
- третий готовит табличку с именем божества.
- Повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Выполнение работы.
Мои действия во время работы детей в группах: поощрение правильных этапов работы, удачных моментов, правильно подобранной цветовой гаммы.
IV. Подведение итогов, анализ работ.
По мере выполнения работ, дети выходят к доске и рассказывают все о своем украшении: достоинстве и недостатках своей работы. Поощрение удавшихся работ.
За 5 минут до конца урока учащиеся заполняют листочек с контрольными вопросами по теме урока.
Контрольные вопросы
1. Изображения каких растений и животных являлось амулетом и изображалось на всех ювелирных украшениях?
2. Какой головной убор носили все слои населения в Древнем Египте?
3. Какой женский русский головной убор похож на египетский головной убор в форме птицы?
4. Назовите основные детали костюма древнего египтянина.
5. Назовите основные цвета используемые наиболее часто в декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта?
Ребята, мне очень понравились ваши украшения в египетском стиле.
Рефлексия урока:
- Что самое главное и интересное вы усвоили на уроке?
- У кого остались трудности в усвоении нового материала?
- Почему нам удалось так быстро и верно выделить новые, нужные знания?
- Что можно посоветовать себе и одноклассникам, чтобы подробнее, полнее изучить эту тему?
Самооценка. Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?
Оставьте ваши смайлики – оценки на доске.
Использованные материалы.
- http://www.liveinternet.ru/tags/%E4%F0%E5%E2%ED%E8%E9+%E5%E3%E8%EF%E5%F2/page3.html
- http://santosh.ru/library/_images/egyptian_ornament_001.php
- http://ornament-i-stil.livejournal.com/15535.html
- http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/amulety-v-egipte/
- https://art.1sept.ru/article.php?ID=200602102-
- http://herbalogya.ru/oberegi/ethnography/egypt.php-
- http://www.webartplus.narod.ru/folk132.html