Комплексное развивающее занятие по сказке «Маша и медведь»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Психологическая подготовка детей к учебной деятельности через сказку.

Задачи:

  • Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, речи и мышления, речевой активности детей;
  • Развитие предпосылок к учебной деятельности;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Совершенствование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
  • Совершенствование навыков счета;
  • Развитие фантазии, воображения.

Оборудование:

  • Презентация
  • Декорация “Лесной полянки”
  • Пластилин, рисунок солнышка, выполненный карандашом
  • Картинки
  • Музыкальная физминутка
  • Карточки к упражнению “Лишняя картинка”
  • Коробка с игрушками
  • Мяч

Участники: дети 6–7 лет

Количество детей: 12-15 человек

Время занятия: 30 минут

Ход занятия

I. Организационный момент

Дидактическая игра “Наоборот” (с использованием мяча)

- Предлагаю поиграть:

Я скажу вам “высоко”
А вы ответьте “низко”
Я скажу вам “далеко”
А вы ответьте “близко”

- Итак, начинаем!

  • Белый - ...
  • Светлый - ...
  • Большой - ...
  • Грустный - ...
  • Длинный - ...
  • Высокий - ...

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

II. Основная часть

Педагог Дети (предварительные ответы)
Дорогие дети, сегодня вы попали на лесную полянку сказок и нас ждет интересное путешествие в сказку.  
(1 слайд. Эти упражнения нужны для того, чтобы вы стали более сообразительными, внимательными, научились самостоятельно думать и сумели подготовиться к обучению в школе).
Слова Маши:

Я пришла в лес, в гости к Мише, а его нигде нет. Как вы думаете, где он может быть?

Точно, скорее всего, спит. А где спит наш Миша, зимой в лесу?

Ребята, а какое время года наступило?

Правильно, весна! А весной мишке пора вставать. Все медведи уже проснулись, а наш Миша еще спит.

- Не знаем, он, наверное, спит.

 

 

- В берлоге.

 

Весна.

Включается запись с пением птиц, звуками леса.

- Ой, почему птицы запели?

- Пойдем будить Мишу?

- Потому что уже весна наступила.

- Да, пойдем!

Дети медленным шагом подходят к коробке, и поют песенку с воспитателем.

У медведя во бору я гуляю и пою. 3 слайд

Медведь, вставай, из берлоги вылезай.

- Громче, а то Миша не слышит.

 

Медведь вставай, из берлоги вылезай!

Медведь зарычал, и дети убегают по своим местам. Педагог поднимает Мишу.

Слова Миши: Кто меня будит, кто мне спать мешает?

- Какое сейчас время года?

Что?! Уже весна?

Ну, пора мне вставать. Спасибо, что разбудили, а то всю весну проспал бы. А ведь я помню, что Маше обещал к школе подготовиться.

Я ей приготовил много интересных заданий.

Слова Маши: Ребята, вы мне поможете выполнить Мишины задания?

Слова Миши: Тогда слушайте мои загадки.

Я хозяин леса строгий,
спать люблю зимой в берлоге,
и всю зиму напролет снится мне душистый мед,
страшно я могу реветь, кто же я, скажи? -

А вот еще одна загадка:

Черные, кривые, от рожденья все немые.
Встанут вряд, враз заговорят.

Что это ребята? 4 слайд

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. 5 слайд

Смотри-ка, ребята отгадали все загадки.

- Да, Миша, ребята очень сообразительные, они умеют отгадывать загадки.

Слова Миши: У меня есть еще задания для Маши. Вот в том конверте.

- Это мы, вместе с Машей.

 

- Уже весна.

- Да, Миша!

 

- Да, поможем!

 

 

 

Медведь!

 

 

Это буквы.

Цифры.

Ставит игрушки на стол и открывает конверт с заданиями. На доску вешает картинки. Дети их называют.

Задание у нас такое: Ребята, давайте посмотрим на образец рисунка и сосчитаем – сколько и каких фигур здесь спряталось.

7, 8 слайд

1) 2 треугольника и 1 четырёхугольник – прямоугольник

2) 3 треугольника; 3 четырёхугольника

Раздает детям карточки с упражнениями.

Ребята, Миша приготовил вам ещё задание, внимательно послушайте и догадайтесь, о ком или о чем идет речь. 9 слайд

“Эту зимующую птичку можно увидеть только в лесу. Она веселая, подвижная, ловкая. Питается птица семенами хвойных деревьев, поэтому у нее загнутый, крестообразный клюв. Таким клювом легко добывать семена из - под чешуек шишки. Своих птенцов она выводит в лютые холода”

“Этот цветок расцветает в мае. Во время цветения он напоминает ярко - желтое солнышко. А когда отцветает, то превращается в белый пушистый шарик. Дунешь на него и разлетятся вокруг легкие семена -парашютики”.

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет-нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное -
Ветерку послушное

- Постарайтесь запомнить эти строчки!

13 слайд

“Люди называют этих насекомых труженицами, хлопотуньями. Раскрашено насекомое в желто-черный цвет, крылышки у него полупрозрачные. Это очень полезное насекомое, оно опыляет цветы, дарит людям воск и мед”.

 Это клест

Одуванчик

Это пчела

Вот умницы, у вас все получилось.

Скажите, какими ягодами любит лакомиться медведь?

А теперь ребята, давайте встанем в круг и немного отдохнем. Давайте Мише расскажем и покажем стихотворение.

- Малиной.

Физминутка. Воспитатель просит детей выйти в середину и встать полукругом, просит повторять за ним слова и движения.

Миша, Миша, косолапый.
Миша по лесу идет.
Миша хочет сладких ягод.
Да никак их не найдет.

Вдруг увидел много ягод.
И тихонько зарычал.
Подошли к Мишутке дети.
Мишка ягодки им дал.

- Мы немного отдохнули и готовы к следующему заданию.

Приподнимают плечи, округляют руки.
Поворачивают внутрь носки ног и идут переваливаясь.
Гладят себя по животу, облизываются.
Оглядываются по сторонам, пожимают плечами.

Изображают мимикой восторг.
Рычат.
Маршируют.
Протягивают вперед открытые ладони.

Педагог просит детей сесть на места.

Раздает детям карточки с упражнениями.

- Найдите насекомое, назовите его.

- Какое дикое животное нарисовано на картинке?

- Найдите предмет, который вас защищает от дождя

- Найдите транспорт, который передвигается по рельсам

- Про какой предмет мы скажем, что это водный транспорт?

- Какой еще бывает транспорт?

Я буду называть вам слова, а вы их будете объединять их в одно слово. Готовы?

Щука, карась, окунь – это?

Ромашка, ландыш, василёк.

Саша, Коля, Маша.

Петров, Кузьмин, Егоров.

Шкаф, стул, тумбочка.

Лиса, волк, медведь.

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал 24 слайд

Береза, рябина, сосна, дуб, ель...25 слайд

Красный, желтый, зеленый,

фиолетовый... 26 слайд

Да, готовы!

Рыба.

Цветы.

Имена.

Фамилии.

Мебель.

Животные.

Геометрические фигуры

Деревья

Цвета

Помогите мне разобраться, по какому признаку эти предметы объединены в группы? 29 слайд

Решите задачу: “На тарелке лежало два яблока. Мама одно яблоко разрезала пополам и положила снова на тарелку. Сколько яблок теперь лежит на тарелке?” 30 слайд

Сравните предметы между собой. Скажите, чем они похожи и чем отличаются. 31 слайд

В каждом ряду, найдите и обведите лишнюю картинку, ту, которая не подходит к остальным. Объясни, почему он лишний. Назови оставшиеся предметы одним словом 32-33 слайды

Назовите, каких сказочных героев вы узнали. В какой сказке они живут? 34 слайд

А теперь предлагаю поиграть.

 

Педагог делает вид, что Маша ему что-то шепчет на ухо, включается музыка.

Ребята, игра называется – “Ах, какой я молодец”.

Давайте все встанем в круг, и начинаем двигаться по кругу. Я буду называть разные цифры, но как только назову цифру семь, вы дружно должны сказать, “ах какой я молодец”.

Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель берет игрушки “Машу” “Мишу”.

Ну, молодцы ребята, все задания Мишины мы сделали.

Ребята, давайте поблагодарим Мишу за интересные задания, которые он нам придумал, и нарисуем пластилином солнышко.

Согласны?

Посмотри Миша, какое солнышко у нас получилось..

Слова Миши: Спасибо вам ребята. А еще вы очень здорово помогли Маше выполнять мои задания.

Слова Маши: Да, спасибо ребята, без вас мне было бы трудно справиться.

 

 

 

Да, Согласны!

Дети выполняют коллективную работу. Вывешивается на доску.

Ну, вот ребята, пора нам возвращаться с нашей лесной полянки домой. Давайте скажем друг другу спасибо.  

Эти упражнения помогли вам научиться осмысленно воспринимать задания, рассуждать, играя решать задачи и упражнения, проявить свои творческие способности и умения, показать свое собственное “Я”.

Я думаю, вы стали еще более уверенными в себе, потому, что вы сейчас еще больше знаете и умеете!

Педагог говорит спасибо “Маше и Мише”

ПРИЛОЖЕНИЯ

- Скоро вы все пойдете в школу. Вы уже что-то знаете про школу? Сейчас вы это докажите.

Игра “Догадайся и ответь”

Я буду задавать вопрос и кидать кому-то мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает на вопрос.

  1. Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
  2. Как в школе называют детей? (ученики)
  3. Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
  4. Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
  5. Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
  6. Перерыв между уроками называется? (перемена)
  7. Прозвенел звонок начинается...(урок)
  8. Стол за которым пишут ученики – это...(парта)

Психолог: Молодцы! Как много вы уже знаете о школе.

(Дети присаживаются на стулья)

- Ребята, расскажите, почему вы хотите в школу.

Упражнение “Я хочу в школу, потому что...”

Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему. Передавая друг другу какой-нибудь предмет (например, мяч)

Педагог подводит детей к понятию: учиться надо, чтобы все на свете знать, быть сообразительным, умным.

Беседа о том, каким должен быть хороший ученик.

- Послушайте, как учила мама своего маленького крокодильчика:

Зеленого крокодила
Зеленая мать учила:
-Можешь ты быть ученым,
Конструктором или поэтом,
Но главное - быть зеленым!
Запомни, пожалуйста, это.

Права ли мама крокодильчика? (ответы детей)

- А вот чему учила своего сыночка другая мама, мама гиппопотама:

Можешь ты быть акробатом,
Конструктором или поэтом,
Но главное - быть пузатым.
Счастье, сыночек, в этом.

Согласны вы с мамой гиппопотамчика? (ответы детей)

- А серого мышонка
Серая мама пугала:
- Можешь ты быть инженером,
Ученым или поэтом,
Главное - быть серым,
Маленьким и незаметным.

- А какими должны быть вы, чтобы стать хорошими учениками? (ответы детей - усидчивыми, аккуратными, прилежными, терпеливыми).

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А.: “Психогимнастика в детском саду”. Москва, 2003 г.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.: “Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь”: издательство “Генезис”, 2000 г.
  3. Постоева Л.Д., Лукина Г.А.: “Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет”, издательство “Книголюб”, 2006 г.
  4. Роньжина А.С.: “Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению”: издательство “Книголюб”, 2006 г.
  5. Шарохина В.Л.: “Коррекционно-развивающие занятия в средней группе”: издательство “Книголюб”, 2002 г.