Цель: Психологическая подготовка детей к учебной деятельности через сказку.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, речи и мышления, речевой активности детей;
- Развитие предпосылок к учебной деятельности;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Совершенствование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- Совершенствование навыков счета;
- Развитие фантазии, воображения.
Оборудование:
- Презентация
- Декорация “Лесной полянки”
- Пластилин, рисунок солнышка, выполненный карандашом
- Картинки
- Музыкальная физминутка
- Карточки к упражнению “Лишняя картинка”
- Коробка с игрушками
- Мяч
Участники: дети 6–7 лет
Количество детей: 12-15 человек
Время занятия: 30 минут
Ход занятия
I. Организационный момент
Дидактическая игра “Наоборот” (с использованием мяча)
- Предлагаю поиграть:
Я скажу вам “высоко”
А вы ответьте “низко”
Я скажу вам “далеко”
А вы ответьте “близко”
- Итак, начинаем!
- Белый - ...
- Светлый - ...
- Большой - ...
- Грустный - ...
- Длинный - ...
- Высокий - ...
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
II. Основная частьПедагог | Дети (предварительные ответы) |
Дорогие дети, сегодня вы попали на лесную полянку сказок и нас ждет интересное путешествие в сказку. | |
(1 слайд. Эти упражнения нужны для того, чтобы вы стали более сообразительными, внимательными, научились самостоятельно думать и сумели подготовиться к обучению в школе). | |
Слова Маши: Я пришла в лес, в гости к Мише, а его нигде нет. Как вы думаете, где он может быть? Точно, скорее всего, спит. А где спит наш Миша, зимой в лесу? Ребята, а какое время года наступило? Правильно, весна! А весной мишке пора вставать. Все медведи уже проснулись, а наш Миша еще спит. |
- Не знаем, он, наверное, спит.
- В берлоге.
Весна. |
Включается запись с пением птиц, звуками леса.
- Ой, почему птицы запели? - Пойдем будить Мишу? |
- Потому что уже весна наступила. - Да, пойдем! |
Дети медленным шагом подходят к коробке, и поют песенку с воспитателем.
У медведя во бору я гуляю и пою. 3 слайд Медведь, вставай, из берлоги вылезай. - Громче, а то Миша не слышит. |
Медведь вставай, из берлоги вылезай! |
Медведь зарычал, и дети убегают по своим местам. Педагог поднимает Мишу.
Слова Миши: Кто меня будит, кто мне
спать мешает? - Какое сейчас время года? Что?! Уже весна? Ну, пора мне вставать. Спасибо, что разбудили, а то всю весну проспал бы. А ведь я помню, что Маше обещал к школе подготовиться. Я ей приготовил много интересных заданий. Слова Маши: Ребята, вы мне поможете выполнить Мишины задания? Слова Миши: Тогда слушайте мои загадки. Я хозяин леса строгий, А вот еще одна загадка: Черные, кривые, от рожденья все немые. Что это ребята? 4 слайд Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. 5 слайд Смотри-ка, ребята отгадали все загадки. - Да, Миша, ребята очень сообразительные, они умеют отгадывать загадки. Слова Миши: У меня есть еще задания для Маши. Вот в том конверте. |
- Это мы, вместе с Машей.
- Уже весна. - Да, Миша!
- Да, поможем!
Медведь!
Это буквы. Цифры. |
Ставит игрушки на стол и открывает конверт с заданиями. На доску вешает картинки. Дети их называют.
Задание у нас такое: Ребята, давайте
посмотрим на образец рисунка и сосчитаем –
сколько и каких фигур здесь спряталось. 7, 8 слайд |
1) 2 треугольника и 1 четырёхугольник –
прямоугольник 2) 3 треугольника; 3 четырёхугольника |
Раздает детям карточки с упражнениями.
Ребята, Миша приготовил вам ещё задание,
внимательно послушайте и догадайтесь, о ком или о
чем идет речь. 9 слайд “Эту зимующую птичку можно увидеть только в лесу. Она веселая, подвижная, ловкая. Питается птица семенами хвойных деревьев, поэтому у нее загнутый, крестообразный клюв. Таким клювом легко добывать семена из - под чешуек шишки. Своих птенцов она выводит в лютые холода” “Этот цветок расцветает в мае. Во время цветения он напоминает ярко - желтое солнышко. А когда отцветает, то превращается в белый пушистый шарик. Дунешь на него и разлетятся вокруг легкие семена -парашютики”. Носит одуванчик - Постарайтесь запомнить эти строчки! 13 слайд “Люди называют этих насекомых труженицами, хлопотуньями. Раскрашено насекомое в желто-черный цвет, крылышки у него полупрозрачные. Это очень полезное насекомое, оно опыляет цветы, дарит людям воск и мед”. |
Это клест Одуванчик Это пчела |
Вот умницы, у вас все получилось. Скажите, какими ягодами любит лакомиться медведь? А теперь ребята, давайте встанем в круг и немного отдохнем. Давайте Мише расскажем и покажем стихотворение. |
- Малиной. |
Физминутка. Воспитатель просит детей выйти в середину и встать полукругом, просит повторять за ним слова и движения.
Миша, Миша, косолапый. Миша по лесу идет. Миша хочет сладких ягод. Да никак их не найдет. Вдруг увидел много ягод. - Мы немного отдохнули и готовы к следующему заданию. |
Приподнимают плечи, округляют руки. Поворачивают внутрь носки ног и идут переваливаясь. Гладят себя по животу, облизываются. Оглядываются по сторонам, пожимают плечами. Изображают
мимикой восторг. |
Педагог просит детей сесть на места.
Раздает детям карточки с упражнениями.
- Найдите насекомое, назовите его.
- Какое дикое животное нарисовано на картинке?
- Найдите предмет, который вас защищает от дождя
- Найдите транспорт, который передвигается по рельсам
- Про какой предмет мы скажем, что это водный транспорт?
- Какой еще бывает транспорт?
Я буду называть вам слова, а вы их будете
объединять их в одно слово. Готовы? Щука, карась, окунь – это? Ромашка, ландыш, василёк. Саша, Коля, Маша. Петров, Кузьмин, Егоров. Шкаф, стул, тумбочка. Лиса, волк, медведь. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал 24 слайд Береза, рябина, сосна, дуб, ель...25 слайд Красный, желтый, зеленый, фиолетовый... 26 слайд |
Да, готовы! Рыба. Цветы. Имена. Фамилии. Мебель. Животные. Геометрические фигуры Деревья Цвета |
Помогите мне разобраться, по какому признаку эти предметы объединены в группы? 29 слайд | |
Решите задачу: “На тарелке лежало два яблока. Мама одно яблоко разрезала пополам и положила снова на тарелку. Сколько яблок теперь лежит на тарелке?” 30 слайд | |
Сравните предметы между собой. Скажите,
чем они похожи и чем отличаются. 31
слайд В каждом ряду, найдите и обведите лишнюю картинку, ту, которая не подходит к остальным. Объясни, почему он лишний. Назови оставшиеся предметы одним словом 32-33 слайды Назовите, каких сказочных героев вы узнали. В какой сказке они живут? 34 слайд А теперь предлагаю поиграть. |
Педагог делает вид, что Маша ему что-то шепчет на ухо, включается музыка.
Ребята, игра называется – “Ах, какой я
молодец”. Давайте все встанем в круг, и начинаем двигаться по кругу. Я буду называть разные цифры, но как только назову цифру семь, вы дружно должны сказать, “ах какой я молодец”. |
Игра повторяется 2-3 раза. |
Воспитатель берет игрушки “Машу”
“Мишу”. Ну, молодцы ребята, все задания Мишины мы сделали. Ребята, давайте поблагодарим Мишу за интересные задания, которые он нам придумал, и нарисуем пластилином солнышко. Согласны? Посмотри Миша, какое солнышко у нас получилось.. Слова Миши: Спасибо вам ребята. А еще вы очень здорово помогли Маше выполнять мои задания. Слова Маши: Да, спасибо ребята, без вас мне было бы трудно справиться. |
Да, Согласны! Дети выполняют коллективную работу. Вывешивается на доску. |
Ну, вот ребята, пора нам возвращаться с нашей лесной полянки домой. Давайте скажем друг другу спасибо. |
Эти упражнения помогли вам научиться осмысленно воспринимать задания, рассуждать, играя решать задачи и упражнения, проявить свои творческие способности и умения, показать свое собственное “Я”.
Я думаю, вы стали еще более уверенными в себе, потому, что вы сейчас еще больше знаете и умеете!
Педагог говорит спасибо “Маше и Мише”
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Скоро вы все пойдете в школу. Вы уже что-то знаете про школу? Сейчас вы это докажите.
Игра “Догадайся и ответь”
Я буду задавать вопрос и кидать кому-то мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает на вопрос.
- Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
- Как в школе называют детей? (ученики)
- Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
- Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
- Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
- Перерыв между уроками называется? (перемена)
- Прозвенел звонок начинается...(урок)
- Стол за которым пишут ученики – это...(парта)
Психолог: Молодцы! Как много вы уже знаете о школе.
(Дети присаживаются на стулья)
- Ребята, расскажите, почему вы хотите в школу.
Упражнение “Я хочу в школу, потому что...”
Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему. Передавая друг другу какой-нибудь предмет (например, мяч)
Педагог подводит детей к понятию: учиться надо, чтобы все на свете знать, быть сообразительным, умным.
Беседа о том, каким должен быть хороший ученик.
- Послушайте, как учила мама своего маленького крокодильчика:
Зеленого крокодила
Зеленая мать учила:
-Можешь ты быть ученым,
Конструктором или поэтом,
Но главное - быть зеленым!
Запомни, пожалуйста, это.
Права ли мама крокодильчика? (ответы детей)
- А вот чему учила своего сыночка другая мама, мама гиппопотама:
Можешь ты быть акробатом,
Конструктором или поэтом,
Но главное - быть пузатым.
Счастье, сыночек, в этом.
Согласны вы с мамой гиппопотамчика? (ответы детей)
- А серого мышонка
Серая мама пугала:
- Можешь ты быть инженером,
Ученым или поэтом,
Главное - быть серым,
Маленьким и незаметным.
- А какими должны быть вы, чтобы стать хорошими учениками? (ответы детей - усидчивыми, аккуратными, прилежными, терпеливыми).
Список использованной литературы:
- Алябьева Е.А.: “Психогимнастика в детском саду”. Москва, 2003 г.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П.: “Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь”: издательство “Генезис”, 2000 г.
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А.: “Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет”, издательство “Книголюб”, 2006 г.
- Роньжина А.С.: “Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению”: издательство “Книголюб”, 2006 г.
- Шарохина В.Л.: “Коррекционно-развивающие занятия в средней группе”: издательство “Книголюб”, 2002 г.