Викторина проводится после изучения тем: “Первоначальные химические понятия”, “Кислород”, “Водород”
Цель:
- развитие интереса к предмету химии, активизация познавательной деятельности, умения применять теоретические знания на практике, развитие творческого мышления
- умение работать с химическим оборудованием, соблюдать технику безопасности, формирование умений выделять главное, делать выводы.
Задачи:
- расширение и углубление химических знаний;
- формирование экспериментальных навыков;
- формирование интереса к химии;
- развитие познавательной активности школьников
- воспитание умения трудиться целенаправленно, рационально.
Оборудование: пробирки, колбы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, защитные очки.
Реактивы: вода дистиллированная, спирт этиловый, фенолфталеин, гидроксид натрия раствор, соляная кислота раствор и концентрированная, таблетки глюконата кальция, дихромат аммония, нашатырный спирт.
Представлена авторская презентация мероприятия (Презентация)
Дополнительные реквизиты к викторине: эмблемы для каждой команды, для награждения особые значки. (Приложение 3)
Содержание викторины
Формируются две команды по 5-6 человек, остальные обучающиеся класса зрители
I. Исторический раунд
1. Любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика было изготовление чемоданов и рамок для портретов.
Кто из русских химиков имел такое необычное хобби? Это “...Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, глубокий знаток химической промышленности”.
(Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев)
2. Кто из русских химиков занимался энтомологией и пчеловодством? Один из основателей современной органической химии известен как один из организаторов Русского общества акклиматизации животных и растений, и автор руководства по разведению пчёл. Отметь этого учёного.
Даны варианты ответов:
А. ДИ Менделеев
Б. АМ Бутлеров
В. МВ Ломоносов
(Александр Михайлович Бутлеров)
3. Главный музыкальный шедевр этого известного химика
и композитора – опера “Князь Игорь”. Отметь его.
А. Александр Бородин?
Б. Владимир Марковников?
В. Александр Бутлеров
Ответ: (Александр Порфирьевич Бородин)
4. В XVIII веке в Швеции жил и работал выдающийся экспериментатор. За свою короткую жизнь он открыл много неорганических соединений и органических веществ. Страсть пробовать на вкус всё, с чем он имел дело (по другим сведениям, в те годы при описании вещества необходимо было в обязательном порядке указывать его вкус), стоила ему жизни. Отметьте этого учёного.
А. Генри Кавендиш?
Б. Джозеф Пристли?
В. Карл Шееле
Ответ: (Карл Шееле)
Демонстрация опыта “Дым без огня”
(Для демонстрации опытов привлекаются обучающиеся)
Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
Нет дыма без огня...
всяк поговорку эту знает.
Но мы докажем вам, друзья,
Что в жизни всякое бывает!
Одну колбу соляной кислотой смочили,
В другую аммиака чуть-чуть налили.
Дым пошел густой,
Это аммиак соединился с кислотой.
5. Три великих учёных из разных стран – Карл Шееле (Швеция), Джозеф Пристли (Англия) и Антуан Лавуазье (Франция) – имеют отношение к открытию “огненного воздуха”. Кто из них смог осознать это открытие и определил его важную роль в химии? Как сегодня мы называем “огненный воздух”?
А. Карл Шееле, водород?
Б. Джозеф Пристли, водород?
В. Антуан Лавуазье, кислород?
Г. Антуан Лавуазье, водород
(Г. Антуан Лавуазье, кислород)
(Доп. информация - Антуан Лавуазье был казнен во время французской революции. Открытие кислорода, вернее “огненного воздуха” (так его тогда называли), сделанное сначала в 1769-1771 годах, но не опубликованное, Карлом Вильгельмом Шееле (Швеция), а затем в 1774 году и уже опубликованное Джозефом Пристли (Англия), дало Антуану Лорану Лавуазье (Франция) толчок к полному разъяснению вопроса.
1777 году Антуан Лоран Лавуазье в мемуарах “О горении вообще” правильно объясняет процессы горения и окисления и предлагает кислородную теорию горения, а также в этом году называет “огненный воздух” кислородом (Оксигеном, т.е. рождающим кислоту).
Джозеф Пристли, Карл Шееле и др. сторонники теории флогистона смотрели на изменения воздуха, вызываемые горением и окислением, совершенно иначе.)
6. За всю историю присвоения Нобелевских премий по химии её получили только четыре женщины, но одна из них была удостоена этой награды дважды: по физике и химии. Отметь эту великую женщину.
А. Ирен Жолио-Кюри
Б. Мария Склодовская-Кюри
В.Дороти Кроуфут-Ходжкин
Ответ: (Мария Склодовская-Кюри)
II. Угадай
1. Какой элемент всегда рад (радон)
2. Какой элемент утверждает, что он - это не он (Неон)
3. Ребусы (Никель, мышьяк, медь, бор) (Приложение 4)
4.
Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Медь)
5.
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками
Алхимик жил с мечтой о нем. (Золото)
Демонстрация опыта “Змея подколодная”
Поджигаются в фарфоровой чашке таблетки глюконата кальция.
Мы еще не то умеем, вот сейчас полезут змеи.
Страшные, кусачие, от страха не заплачете?
Не боитесь? Ну, смотрите...
Здесь обугливание происходит,
Вот откуда чернота
газ поднимает уголь,
Все понятно, ясно тут, змеи от чего ползут.
III. О каком веществе идет речь вещество
КОМАНДА 1
1 а) Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
б) В "Одиссее" Гомера рассказывают, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота.
в) Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Они называли его - "родившийся на небе".
г) По имени этого металла назван век. (Железо)
КОМАНДА 2
2 а) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни.
б) Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах: начиная день - проглоти кристалл...
в) Оно в воде рождается и в воде умирает. "Из воды родится, а воды боится"
г) На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши". (Поваренная соль).
Команды получают задание:
- Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций (Приложение 1)
- Выбрать простые и сложные вещества (Приложение 2)
IV. Экспресс-вопрос
- способ разделения жидкостей, основанный на разности температур кипения (дистилляция);
- химическое явление (горение и др.);
- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства (молекула);
- определенный вид атомов (химический элемент);
- наука о веществах и превращениях (химия);
- разделение смеси при помощи фильтра (фильтрование);
- мельчайшая химически неделимая частица (атом);
- вещества, образованные атомами одного вида (простые);
- явления, при которых не образуются новые вещества (физические);
- условная запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов (химическая формула);
- запись химической реакции при помощи знаков и формул (химическое уравнение).
Демонстрация опыта “Сок из воды”
(К раствору гидроксида натрия добавить фенолфталеин)
(1 ученик) Жарко здесь. Хочу я пить. У кого бы сок спросить?
Учитель. Стоп, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, ребята: здесь ни пить, ни есть нельзя.
Для зрителей
а) Зерна кристалла этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. "Ни огнем, ни искусством" – алхимики.
б) Его привезли в Европу из Колумбии и дель Пинто.
Он был под запретом в Испании 43 года. Покупали его для подделок.
в) Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск присущий высокопробному золоту: монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым или "испанским". Дукаты самого могущественного государства – Испании - упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.
г) В 1752г. появилось сообщение о белом золоте, или седьмом металле, "называемом серебром из Пинто".
Предложили назвать этот элемент белое золото. Предложенное название не прижилось. Серебришко осталось серебришком. Теперь это металл роскоши, "ювелирный король", из него сделаны первые эталоны длины и массы. (Платина)
Превращение без превращений
- Какой химический элемент, исследованием которого рекомендовал "особо тщательно" заниматься Д.И. Менделеев, носит название планеты солнечной системы? (Уран) (1 команда)
- Какой химический элемент III группы носит название соснового леса? (Бор) (2 команда)
- В названии благородного металла I группы замените первую букву на "д" и вы получите название столярного инструмента (золото - долото). (1 команда)
- В названии галогена измените, порядок букв и получите название твердого топлива, которое часто используется, как органическое удобрение (фтор - торф). (2 команда)
V. Химические элементы
- Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы. (Йод).
- Элемент, название которого переводится как “светоносный”. (Фосфор).
- Химический элемент, названный в честь Франции. (Галлий).
- Кому принадлежит теория планетарной модели атома? (Э.Резерфорд)
- Какой знак заряда имеет нейтрон? (Нейтрон не имеет заряда)
- Химический элемент, в названии которого из пяти букв три буквы “о”. (Олово).
- Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (Угольную).
- Какая кислота содержится в желудочном соке? (Соляная).
- Каким химическим элементом богата морская капуста-ламинария? (Йод)
- Элемент – неметалл, который входит в состав поваренной соли (Хлор)
“Самый быстрый”
- Газ, который образуется при горении природного газа (Углекислый).
- Вещества, ускоряющие химическую реакцию (катализаторы).
- Самый легкий газ (водород).
- Твердость этого кристаллического вещества равна 10 по шкале Моора (Алмаз).
Вопросы в стихах:
Металл амфотерный.
К столу подаётся.
А в мире ещё он крылатым зовётся.
Крылатым его вы не зря назовете
Металл неотъемлем в любом самолёте
Ещё про него вам подсказку я дам:
С ложками дружит крылатый металл. (Алюминий)Не страшны кислоты мне, даже очень сильные.
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я? (Фенолфталеин)
Демонстрация опыта “Фейерверк участникам викторины”
На асбестовой сетке с соблюдением правил техники безопасности поджигается небольшое количество дихромата аммония.
Выражается благодарность ученикам за работу, пожелания успехов в дальнейшем изучении химии.
Литература.
- О.С. Габриелян “Химия” 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. “Химия” 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.
- Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина “Дидактические игры при обучении химии”, М.: Дрофа, 2003.