Цели урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):
предметных
- знать определения положительного и отрицательного чисел, правила выполнения действий сложения над ними;
-точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию;
- выполнять устные и письменные вычисления с положительными и отрицательными числами.
метапредметных
- уметь понимать и использовать таблицы, как математическое средство наглядности ,развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;
- развивать способности использовать простейшие алгоритмы при выполнении действий с положительными и отрицательными числами;
- понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий;
- понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.
личностных
- формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, уметь работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формировать стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;
- формировать стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
- развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах, коллективная, устная, письменная.
Оборудование урока: наглядный материал, карточки, мультимедийный проектор (презентация к уроку)
План урока:
1. Сообщение темы и постановка цели урока -3 мин.
2. Актуализация знаний учащихся -6 мин.
3. закрепление материала 20 мин.
4. физкультминутка 1мин
5. проверочная работа- взаимоконтроль 7 мин
6. итог урока-1 мин.
7. рефлексия- 2мин.
Ход урока
I. Сообщение темы и постановка цели урока.
1. Орг. момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.Слайд №2 (см. презентацию)
Доброе утро!
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам –
Улыбчивым лицам!
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
Проверим вашу готовность к уроку. У каждого из вас на парте лежит лист настроения.
Я прошу выбрать рисунок по настроению.
Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
А теперь пожелайте хорошего настроения на уроке. Я тоже вам желаю, сегодня хорошей работы.
2. Мотивация урока.
Учитель.Слайд №3
Сегодня у нас необычный урок - увлекательное виртуальное путешествие по Кемеровской области - нашей малой Родине.26 января исполнилось 71 год со дня образования Кемеровской области.
Если в картину Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно.
И отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи,
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя –
Кузбасс!
А начать путешествие мне хотелось бы со старой притчи: давным-давно жил один молодой человек, который очень стремился к знаниям. Как-то он услышал, что самый мудрый человек на земле живет на вершине высокой горы. Юноша решил, что доберется до вершины, чего бы это ему ни стоило. И пройдя через множество опасностей, он достиг своей цели. Истощенный долгим путешествием, он подошел к старцу и сказал:
- О мудрый человек, я потратил целый год на путешествие сюда, я истощил все свои силы и запасы только для того, чтобы добраться до вас на вершину этой горы.
Мудрец сказал:
- Я очень польщен всем этим и рад тебя видеть. Но почему ты не воспользовался ступеньками на другой стороне скалы, вырубленными другими посетителями?
- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему путешествию? Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Вот и мы с вами будем по ступенькам добывать знания, а именно расширим наше представление о положительных и отрицательных числах, действий над ними и представление о “чудесах Кемеровской области”. А сопутствовать нам будут такие слова:
“Кузбасс, Кузбасс - моя держава,
Мой отчий дом, мой край родной.
Кузбасс былинный, величавый,
Одной мы связаны судьбой”.
“Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего”. (И.Павлов) Слайд №4
- Что значат данные слова? (ответы детей)
Ребята, что нам необходимо сделать на уроке по достижению данной цели?
- Повторить...
- Решить...
- Найти интересные сведения...
- Проверить...
- Обобщить...
II. Актуализация знаний учащихся
Проводится фронтальная устная работа.
Ребята! Над какой темой мы работаем?Мы работаем над темой “сложение положительных и отрицательных чисел”.
А что мы знаем об этой теме? - Мы знаем, что значит сложить числа с разными знаками.
И что это значит? - Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
Найти модули этих чисел.
Из большего модуля вычесть меньший.
Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем.
Что же еще вы знаете? - Знаем правило сложения отрицательных чисел.
Сформулируйте его. – Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
Найти модули этих чисел
Перед полученным результатом поставить знак “минус”.
Еще можете что-то дополнить по данной теме?
Молодцы, ребята!(Выявлен уровень подготовленности детей к уроку (теоретический материал)
А сейчас мы посмотрим, как вы применяете правила.
2. Устная работа.
1. Перед вами ряд чисел -5,6; 11,8; -0,5; ; 3,7; 7; -19; 0. Слайд №5
Ответьте на вопросы:
- Какое число в ряду наибольшее?
- Какое число имеет наибольший модуль?
- Какое число является наименьшим в ряду?
- Какое число имеет наименьший модуль?
- Назовите все отрицательные числа среди них. Где на координатной прямой расположены отрицательные числа? Положительные числа?
- Как сравнить два положительных числа?
- Как сравнить два отрицательных числа?
- Как сравнить числа с разными знаками?
- Какие числа в ряду являются противоположными?
- Назовите числа в порядке возрастания.
2. Вычислите:Слайд №6
а) -7 + 9
б)-6 +6
в)-4 + (-3)
г)-7 + 4
д) -8 + 8
е) -7 + 9
ж)-2 + 8
е) -4 +3
3. Угадайте корень уравнения:Слайд №7
а) у +(- 1) = 3
б)у +(-1 )= -2
4. Найдите значение выражения:Слайд №8
(– 3,9 + 3,9) + (– 9,1)
III. Закрепление материала
Задание по карточкам.Слайд №9
Зачеркни неверные высказывания.
1. Сумма двух отрицательных чисел всегда равна нулю.
2. Сумма двух отрицательных чисел не может быть положительным числом.
3. У противоположных чисел всегда одинаковые модули.
4. Сумма двух любых чисел с разными знаками может быть положительным числом.
5. Сумма двух положительных чисел всегда больше нуля.
6. Сумма противоположных чисел всегда равна нулю.
Заполните таблицуСлайд №10
m | -5 | 4,5 | 29 | 17 | -18 | -43 | -5 | -2,5 | -12 | 32 | -2 | -45 | 34 | -50 | -21 | 42 |
n | -7 | -0,5 | 88 | -11 | 5 | -6 | -8 | 1,5 | 18 | -13 | -11 | -15 | 16 | 1 | 7 | -21 |
m+n | ||||||||||||||||
Замените ответы соответствующими буквами. Расшифровав слова, запишите их в тетради.Слайд №11
-13 | -12 | -1,0 | 6 | 19 | 4 | -60 | -49 | 117 | 50 | -14 | 21 |
е | п | с | н | ы | о | з | б | д | у | ь | я |
m | -5 | 4,5 | 29 | 17 | -18 | -43 | -5 | -2,5 | -12 | 32 | -2 | -45 | 34 | -50 | -21 | 42 |
n | -7 | -0,5 | 88 | -11 | 5 | -6 | -8 | 1,5 | 18 | -13 | -11 | -15 | 16 | 1 | 7 | -21 |
m+n | -12 | 4 | 117 | 6 | -13 | -49 | -13 | -1,0 | 6 | 19 | -13 | -60 | 50 | -49 | -14 | 21 |
п | о | д | н | е | б | е | с | н | ы | е | з | у | б | ь | я |
– Итак, загадано – Поднебесные Зубья – г. Междуреченск Слайд №12,13
Поднебесные Зубья (Тигер-Тыш) – это один из живописнейших горных районов Кузнецкого Алатау расположен в 60 км к западу от г. Междуреченска. Кристально чистый воздух и необыкновенная красота природы привлекают туристов.
Нагора даём, всё что надобно,
И течёт родник теплоты
Кто под солнышком
Всем бы надо бы
Больше мудрости, простоты
Вниз спускаемся-
Богу молимся,
Чтобы солнышко увидать
Но другим божкам
Не поклонимся,
За себя научились стоять.
3. А теперь рассмотрим применение наших правил при решении уравнений.Слайд №14
а) у -385,16 = - 245,16 | 140 |
б) х – (-4,14)= 284,14 | 280 |
Слайд №15, 16
Мы получили с вами очень интересные ответы 140 и 280.Оказываетсяна площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в 55 км вниз по течению от г.Кемерово в Яшкинском районе располагается Музей-заповедник “Томская Писаница”. Древнее святилище “Томская писаница” — это 280 наскальных рисунков от неолита (IV тысячелетие до н.э.) до эпохи бронзы (I тысячелетие до н.э.); “Археодром” — реконструкция археологических жилищ и павильон археологических погребений от неолита (IV тысячелетие до н.э.) до средневековья; Музей-заповедник “Томская Писаница” по праву является гордостью Кузбасса!
25 тысяч лет назад, а может быть и раньше, у томских скал появились первые обитатели Сибири – люди древнекаменного века. Их потомки – люди конца каменного века эпохи бронзы – оставили на скалах замечательные произведения творчества, своеобразный окаменелый эпос, застывший на тысячелетия в рисунках сказаний о своей жизни. Многие изображения уникальны и являются шедеврами первобытного искусства.
Кузбасс, ты дорог и любим
Горжусь твоею красотою
Твоею мощью, широтою
Рабочим обликом твоим.
IV. Физкультминутка
Слайд №17
Из-за парты выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встанем прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представьте детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих, вздохнули дружно,
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели.
Расположите в порядке возрастания числа х, у, z, выполняя действия устно. Слайд №18
Х = - 1,3 + 3,2 + ( - 4,3) + 7,4 = | 5 | |
У = - 1,1 + 2,4 + ( - 1,4) + 4,6 = | 4,5 | |
Z = - 9,7 + 9,7 + ( - 1,4) + 7,4 = | 6 |
Слайд №19
Данные числах, у, zимеют отношение к Кемеровской области. В парке боевой славы г. Таштагола установлена скульптура “Золотая Шория” Д. Намдакова и изготовлена из черненой бронзы. “Высота бронзового памятника — 6 метров, вес — более 5 тонн. Его изготовили в итальянском городе Пьетра-Санта, доставили из Италии по морю, а потом, по частям, везли из Москвы в Кузбасс. Для „Золотой Шории“ в таштагольском парке Боевой славы был возведен курган высотой 4,5 метра и обустроена набережная реки Кондома”. Монумент представляет собой девушку, сидящую с чашей в руках на спине лося. В облике юной шорской красавицы, сидящей на спине могучего лося, заложены черты хозяйки горы Буланже (лосиный перевал). Могучие рога лося окольцовывают в виде защитного доспеха восседающую хозяйку горы. Скульптура “Золотая Шория” символизирует преемственность поколений, добросердечное приветствие и является настоящим украшением города Таштагола – столицы Горной Шории!
Где есть такая красота?!
Все точно золотом одето,
Прозрачен воздух, даль чиста...
Занимательная задача “Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501”. Слайд №20
В школе Йети учитель предложил снежному человеку Мише решить дома следующее задание: “Найти сумму всех целых чисел от - 499 до 501”. Миша как обычно сел за работу, однако дело шло медленно. Вычислял, пока от усталости не стали смыкаться глаза.
А вы, ребята, как бы решили такое задание?
Нашли значение следующего выражения – 499 + (– 498) + (– 497) + ...+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501?
Вспомогательные вопросы к задаче
- Какими числами являются некоторые слагаемые?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Какие свойства сложения можно применить?
Решение. Слайд №21Так как сумма противоположных чисел равна 0, то
– 499 + (– 498) + (– 497) + ...+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501 =
= 501 + 500 + (– 499 + 499) + (– 498 + 498) + (– 497 + 497) + ...+ (– 1 + 1) + 0 =
= 501 + 500 + 0 = 1001.
Ответ: сумма всех целых чисел от – 499 до 501 равна 1001.
Слайд №22 Оказывается снежного человека Йети по легенде видели в Азасской пещере. Памятник природы - Азасская пещера расположен в Таштагольском районе Кемеровской области в 18 км от п. Усть-Кабырза в истоках р. Азас. Общая протяженность пещеры составляет 7 км. Из пещеры вытекает ручей Азас. Несколько лет назад местные охотники увидели недалеко от пещеры “большое лохматое существо трехметрового роста”. При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы на песке. С пещерой связаны и другие природные аномалии. Охотники давно заметили, что возле предполагаемого логова йети нет никаких насекомых. Ни оводов, ни слепней, ни мошки. Местные жители считают, что это тоже из-за “снежного человека” — его запах отпугивает насекомых и животных.
Люблю, Кузбасс, твои просторы
И красоту лесных озер,
И шорскую тайгу, и горы...
Какие числа нужно поставить в пустые клетки, чтобы сумма по каждой вертикали и горизонтали была равна 10?Слайд №23
-12 6 14 -13 -5 7
Ответы: Слайд №24
-12 6 16 14 9 -13 8 -5 7
Из найденных чисел составьте 4-значное число. У вас получилось 1698.
Слайд №25 В 1698 г. основан город Мариинск как село Кийское; название по расположению на р. Кия (левый приток Чулыма). Гидроним из тюркского кия "крутой косогор, каменистый склон, обрыв". В 1856 г. село преобразовано в город Кийск. В 1857 г. переименован в Мариинск в честь жены Александра II императрицы Марии Александровны (1824-80). Находился на главном почтовом Московско-Иркутском тракте.
Сегодня Мариинск обладает богатым историческим и культурным наследием, основу которого составляет историко-архитектурный комплекс исторического центра города. В городе насчитывается 74 памятника архитектуры. За последние годы в городе появились новые музеи, памятники, посвященные истории своего города! В Мариинске деревянные и каменные дома оформлялись в стиле "Сибирского барокко". Мариинск представляет собой уникальный образец уездного сибирского города конца XIX – начала XX века.
Рассмотрим еще одну задачу. Слайд №26
Определите, на какой высоте над уровнем моря находится город Новокузнецк Кемеровской области, если известно, что город Мариинск расположен на 119 м ниже города Новокузнецка, а Таштагол на 201 м выше. Три высоты в сумме составляют 829 м. (Ответ 249 м)
Слайд №27 Значит, город Новокузнецк расположен на высоте 249 м над уровнем моря.
В городе Новокузнецке расположена Кузнецкая крепость-– памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения. Каменная крепость на Вознесенской горе построена в городе Кузнецке в 1799-1820 годах по распоряжению императора Павла I, как часть Сибирской линии для защиты Южной Сибири от китайской угрозы. Ни разу с момента постройки не участвовала в военных действиях. Упразднена как военная крепость в 1846 г. Площадь крепости составляет около 20 га. По периметру крепости, имеющей форму вытянутого прямоугольника, укрепления состоят из земляного вала с реданами, с внутренней стороны реданов насыпаны аппарели для подъема орудий. На углах крепости устроены полубастионы, два из них (Томский и Кузнецкий) облицованы плитами песчаника. В промежутке между каменными полубастионами сооружена кирпичная трехэтажная проездная подзорная башня, к этой башне выходила дорога на Барнаул.
VI. Проверочная работа - взаимоконтроль. Слайд №28
1 вариант | 2 вариант |
1) -12 + (-8) | 1) -35 + (-24) |
2) 37+ (-56) | 2) 48+ (-67) |
3) -5,4 + (-3,5) | 3) -17,2 + (-5,9) |
4) 4,61 + (-2,29) | 4) 4,75 + (-2,83) |
5) -1,68 + 1,68 | 5) -0,48 + 0,48 |
Ответы: Слайд №29
1 вариант | 2 вариант | ||
1) -12 + (-8) | -20 | 1) -35 + (-24) | -59 |
2) 37+ (-56) | -19 | 2) 48+ (-67) | -19 |
3) -5,4 + (-3,5) | -8,9 | 3) -17,2 + (-5,9) | -23,1 |
4) 4,61 + (-2,29) | 2,32 | 4) 4,75 + (-2,83) | 1,92 |
5) -1,68 + 1,68 | 0 | 5) -0,48 + 0,48 | 0 |
VII. Итоги урока. Слайд №30
Учитель:
Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Мы с вами закрепили тему “Сложение положительных и отрицательных чисел” и познакомились с чудесами нашей области. Но есть еще много прекрасных и удивительных мест в нашем крае, о которых мы поговорим на следующих уроках. Надеюсь, что узнали сегодня много полезного для себя, лучше узнали свой край.
Слайд №31
Мы гордимся тобой, Кузбасс!
71 год прошел не даром.
Очень много ты сделал для нас,
И для России ты сделал не мало.
Процветай же, родная земля!
Нет красивее края на свете.
Я хочу, чтоб на этой Земле
Жили дружно природа и дети!
VIII. Рефлексия. Слайд №32
- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатами?
- Что понравилось в работе?
- Какие трудности испытывали?
- Как их преодолевали?
“Дерево удовлетворённости”
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, плоды:
Яблоки
- “Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке”
Зелёный листок
–“Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
Жёлтый листок
- “Пользы от урока я получила мало”
Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний. Слайд №33
- Спасибо за урок!Слайд №34