Планируемые результаты:
Предметные: приобретают навык написания
сжатого изложения;
Регулятивные: соотносят результат своей
деятельности с целью и оценивают его;
Познавательные:
- представляют информацию в виде таблиц, схем, в том числе с помощью ИКТ;
- умеют передавать содержание в сжатом виде;
Коммуникативные:
- развивают орфоэпические навыки;
- обогащают свой словарный запас;
- совершенствуют грамматический строй речи, устную и письменную речь.
Оборудование: компьютер, проектор, тексты, справочные материалы, ватман, маркеры.
ХОД УРОКА
Учитель: На уроках русского языка
мы работали с текстами.
– Какие виды работы вы умеете выполнять? (Пересказ
текста, подбор заголовка, составление плана
текста)
– И сегодня я предлагаю поработать с
текстами.
Работать будем в парах. Перед вами на партах
текст и памятка-инструкция (задание выведено на
слайд).
Памятка-инструкция 1. Вычленить существенную информацию. |
1 вариант (1 ряд) | 2 вариант (2 ряд) | 3 вариант (3 ряд) |
Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. | Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте пере избыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. | Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел её, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. |
Учитель: Вопросы есть? Выполняем.
Учитель: Кто представит свой вариант ответа на доске?
(Вышли в паре и показывают свой вариант – ватман на доске; используя маркер, работают с текстом, выведенным на экран через проектор)
Учитель: Какой способ сокращения вы применили? Какие еще способы сжатия текста вы знаете?
2. Индивидуальная работа.
Учитель: Давайте запишем способы сжатия текста. Что характерно для каждого из них?
Ученики в тетрадях:
Обобщение исключение упрощение
1. Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (ВСЕ, НИЧЕГО).
2. Исключение:
- исключение из предложения повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов);
- исключение уточняющих и поясняющих, вставных синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией;
- исключение неважного диалога.
3. Упрощение:
- слияние (объединение) нескольких простых предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением ЭТО, ТО;
- замена сложноподчинённого предложения простым (придаточная часть с/п предложений – второстепенная, неважная информация, кроме придаточных дополнительных);
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением: с/п предложение с придаточным определительным – на простое с причастным оборотом, с/п предложение с придаточным обстоятельственным – на простое с деепричастным оборотом, с/п предложение с придаточным дополнительным – на простое с вводной конструкцией КАК СКАЗАЛ…, ПО СЛОВАМ...;
- замена прямой речи косвенной (получим с/п предложение с придаточным дополнительным или простое с вводной конструкцией);
- замена риторического вопроса или восклицания – утверждением.)
Учитель: Обменяйтесь тетрадями – правильно ли выполнено задание? Кто допустил ошибки? Есть над чем работать?
3. Работа в группах
– Вы успешно справились с работой, и я
предлагаю следующие задания:
– Прочитать текст, выведенный на рабочий стол
компьютера.
– Провести его сжатие, используя обозначенные
способы. Где вы с этим уже сталкивались?
– Сжатый вариант текста вывести на главный
компьютер.
Учитель: Что нам необходимо сделать,
чтобы правильно выстроить работу и оценить себя? (Критерии)
(Если учащиеся не сказали, то задаем вопрос: «Из чего будет складываться ваша оценка?»)
Составление оценочного листа.
Оценочный лист
Я справился (не справился) с заданием, т.к… (+ справился; – не справился; ? справился, но есть затруднения) |
Моя оценка | Оценка учителя |
определил первую микротему | ||
определил вторую микротему | ||
определил третью микротему | ||
провел достаточное сжатие трех абзацев | ||
выстроил изложение логично | ||
Выводы: |
– Итак, мы получили задание. Давайте уточним, что нужно сделать?
- Прочитать текст.
- Выделить в тексте основные микротемы.
- Сжать текст, используя обозначенные приемы сжатия.
- Оценить себя с учетом известных критериев.
На оценочном листе указать фамилии.
Учитель: У групп есть вопросы?
Текст
Рецепты эффективного общения по Карнеги
незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не
согласиться), мы все слишком эгоцентричны,
сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это
отталкивает других людей. Если нам что-то от
человека нужно, мы добиваемся этого слишком
прямолинейно, и он в свою очередь начинает
обороняться, охраняя свои интересы.
Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим
видом надо продемонстрировать искреннее
расположение к партнёру, интерес к его персоне.
Следует позаботиться, чтобы у него создалось
впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам
какую-то услугу, он в первую очередь
удовлетворяет свои собственные интересы. Короче,
иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого
достаточно) – и люди к тебе потянутся.
Все рецепты Карнеги безупречно действуют на
практике. Однако ими легко злоупотребить. Если
человек обладает задатками манипулятора и
настроен использовать других людей как вещи,
советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если
же он хочет относиться к людям «по человечески»,
то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и
так будет им следовать, даже о них не зная, причём
совершенно искренне и бескорыстно. (172 слова)
За 2-3 минуты учитель объявляет: «У вас осталось 3 минуты».
– НЕ забудьте оценить работу.
– Выберите представителя (ей) от группы,
которому (ым) вы доверите отстаивать вашу точку
зрения.
– Работа с текстом. (Сжатый вариант текста каждой
группы по абзацам одновременно выводится на
экран.) Оцениваем ответ. (Указать способ сжатия)
– Согласны ли вы с этой группой? Кто
возражает? (У кого другие версии?)
(У кого такое же мнение? Кто думает иначе?)
– Обратимся к оценочному листу.
Учитель – классу:
– Кто готов представить результаты своей работы
на уроке?
(– Над какой темой вы работали?
– С какими трудностями столкнулись?)
– Есть над чем поработать дома?
Домашнее задание: Используя сжатый текст, графически обосновать постановку знаков препинания; подготовиться к контрольному сжатому изложению, поработав над теми способами сжатия текста, которые вызвали у вас затруднение на уроке.