Цели урока:
- помочь учащимся получить представление об архивации файлов, познакомиться с понятием избыточности, научить архивировать и распаковывать файлы, дать основные понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, раздаточный материал.
План урока:
- Орг. момент. (1 мин.)
- Проверка и актуализация знаний. (10 мин.)
- Теоретическая часть. (15 мин.)
- Практическая часть. (15 мин.)
- Итог урока. (5 мин.)
ХОД УРОКА
– Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке
присутствуют гости. Давайте с ними
поздороваемся. А теперь начнем урок.
План сегодняшнего урока следующий: Слайд 1.
На дом вам были заданы вопросы, на которые вы
должны были. ответить. Итак, первый вопрос
1. Проверка домашнего задания:
а) На какие три группы делятся все программы,
используемые на ПК?
– прикладные ( примеры привести)
– инструментальны (примеры)
– системные (примеры: драйвера, утилиты, ОС)
б) Для чего нам нужна ОС?
– осуществление диалога с пользователем
– управление устройствами ПК
– распределение ресурсов ПК (места на дисках,
оперативной памяти)
– запуска других (прикладных) программ
в) Как хранится вся информация на ПК?
– в файлах
Дайте определение файлу.
г) По каким правилам задается имя файла?
д) Приведите примеры расширений имен файлов. Что
мы можем узнать по расширению файла?
е) Какие характеристики файла вы знаете?
– размер файла в байтах
– время и дата создания
– атрибуты файла
ж) Что такое атрибуты файла и какие вы знаете?
– только для чтения
– системный
– скрытый
– архивный
е) перечислить единицы измерения информации
ж) как определить размер файла?
– А сейчас, чтобы закрепить изученный
материал, давайте выполним проверочную
работу.
2. Письменная работа на листочках (5 мин.)
– Проверяем ответы. Презентация (3-5 мин.)
– Меняемся листочками с соседом, берем
карандаши и напротив правильного ответа ставим +,
напротив неправильного. Слайд 2
Распределить по столбикам (вписать в таблицу
только порядковый номер файла):
графические | текстовые | архивы | исполняемые | QBasic | системные |
1 | 2 | 11 | 4 | 7 | 8 |
3 | 6 | 12 | 15 | 16 | 5 |
10 | 13 | ||||
9 | 14 |
1) dog.bmp, 2) коллаж.txt, 3) village.jpg, 4) game.exe, 5) city.sys, 6) Plan.doc, 7) ROBOT.bas, 8) color.sys, 9) class2.jpg, 10) дом.bmp, 11) документ.zip, 12) 34.rar, 13) work.txt, 14) form.doc, 15) maps.exe, 16) ship.bas
3. Работа в тетради. Архивирование файлов. Объяснение задания на ПК (10-15 мин.)
– Встретились ли вам такие файлы, с которыми мы еще не работали? Вот сегодня на уроке мы будем работать именно с этими фалами.
Как мы уже знаем каждый файл имеет свой размер. При работе на ПК нам часто приходится сталкиваться с тем, что наши файлы могут не поместиться на носитель т.е. диск, флэшку и т.д. В такой ситуации пользуются программами, которые сжимают файлы, значительно уменьшая их размер. Этот процесс называется – архивированием. И тема сегодняшнего урока «АРХИВИРОВАНИЕ ФАЙЛОВ». Слайд 3, а программы, которые сжимают файлы, называются программами-архиваторами или упаковщиками.
Открываем тетради на стр. … Читаем и подчеркиваем.
Архивирование – это упаковка (сжатие)
файла или группы файлов с целью уменьшить место,
занимаемое ими на диске.
Редакторы, работающие с текстовой, графической,
звуковой и другой информацией, кодируют ее
наиболее естественным, но не самым экономичным
способом.
Слайд 4
Программы-архиваторы используют специальные
алгоритмы сжатия, каждая программа использует
свой способ уменьшения размера. Принцип действия
программы-архиватора заключается в следующем:
например, у нас есть набор букв "паааадцбааааав".
А теперь мы решили испытать на нём свой алгоритм
сжатия: вместо "аааа" напишем "4а",
а вместо "ааааа" напишем "5а",
где число перед символом "а"
показывает, сколько раз подряд он встречается "а"
в нашей строчке. Получаем: "п4адцб5ав"
– эта строка уже меньше на 5 символов.
Давайте подумаем, в каких случаях используются
программы-архиваторы? Слайд 5
Программы-архиваторы используются в случаях:
- Необходимости экономии места на диске за счет сжатия одного или нескольких файлов.
- Наличия на ПК большого количества информации, которая понадобится только в будущем.
- Переноса между ПК информации с помощью носителей.
- Создания резервных копий. Исходные данные необходимо сжать, чтобы на диске их уместилось как можно больше. Резервное копирование – создание архивированных копий файла или группы файлов.
- Пересылки информации по сети. При работе в Интернете может понадобиться переслать не один файл, а, например, целую папку с файлами. По электронной почте мы можем переслать все файлы из папки по очереди. Это займет много времени. Поэтому, удобнее заархивировать папку и переслать уже архив.
В результате работы программ-архиваторов создаются копии файлов, которые называются архивами. Исходный файл никуда не пропадает, а создается его сжатая копия. Архив – это файлы, содержащие в себе один или несколько файлов (программ и данных) в сжатом состоянии. Наиболее распространены архиваторы: WinZip ,WinRar Имена файлов архивов обычно имеют расширения rar, zip, в зависимости от типа архиватора, с помощью которого они были созданы и имеют специальный значок. Слайд 6
На этом уроке мы будем работать с одной из популярных программ-архиваторов WinRAR, WINZIP, Hamster Lite Archiver или другими свободно распространяемыми программамами-архиваторами.
Формат разработан российским программистом Евгением Рошалом (отсюда и название RAR: Roshal Archiver). Слайд 7. Метод сжатия автор держит в секрете, он так и остаётся закрытым, хотя исходный код распаковщика выпущен под лицензией для свободного использования в допустимых рамках.
Архивы в данном формате имеют расширение .rar. Создаются и открываются с помощью "родной" программы WinRAR, автором которой является Евгений Рошал. Но начиная с версии 3.40 в пункте меню "О программе..." уже можно увидеть такой текст "Авторские права: Александр Рошал".
Александр Рошал – брат Евгения, который являясь разработчиком и автором программы, переписал свои авторские права на брата, так как именно тот занимается рекламой и продажей WinRAR, так как программа распространяется по shareware-лицензии, то есть бесплатно можно использовать её лишь 30 дней пробного испытательного периода, а затем придётся купить лицензию.
WinRar – очень мощный архиватор с большими возможностями. На его примере можно рассмотреть все основные операции выполняемые программами-архиваторами.
Слайд 8
Операции, выполняемые архиваторами:
- Сжатие одного или нескольких исходных файлов в общий архив
- Распаковка архивного файла. Информация, упакованная архиватором, хранится в наиболее экономичной форме, но она закодирована искусственным способом, поэтому прежде, чем открыть содержание файла, необходимо произвести перекодировку файла (принято говорить: распаковать, разархивировать, восстановить файл)
- Просмотр содержимого архива
- Пополнение и обновление архива
- Создание многотомного архива.
- Создание самораспаковывающегося архива. Это необходимо, если неизвестно есть ли соответствующая программа-архиватор на компьютере, на котором предстоит распаковка. Самораспаковывающийся (SFX, от англ. SelF-eXtracting) архив — это архив, к которому присоединен исполняемый модуль. Этот модуль позволяет извлекать файлы простым запуском архива как обычной программы. Таким образом, для извлечения содержимого SFX-архива не требуется дополнительных внешних программ. SFX-архивы, как и любые другие исполняемые файлы, обычно имеют расширение .EXE.
И сегодня на уроке мы подробно познакомимся с первыми тремя операциями, выполняемыми программами-архиваторами. Они выделены на слайде красным цветом. Для этого вы выполните практическое задание. На выданных вам листочках вы видите алгоритм создания архива, выполнив который вы получите 4 архива. Вам надо сравнить исходные размеры файлов с их архивами и заполнить таблицу. Далее, проанализировав полученные результаты сделать вывод. Для тех, кто быстро справится с заданием – дополнительное задание на отдельную оценку.
Объяснение задания на ПК. Раздаточный материал. На экране.
4. Работа на компьютерах (15-20 мин.)
Меняемся заполненными листочками и проверяем.
Имя файла | Размер до архивации | Размер после архивации | Во сколько раз изменился размер файла |
Лондон. jpg | 2,93 Мб | 2,92 Мб | Нет |
Лондон. bmp | 20,2 Мб | 1,62 Мб | В 12 раз |
book1.doc | 2,11 Мб | 306 Кб | В 7 раз |
book 2.txt | 911 Кб | 242 Кб | В 3,7 раза |
Имя файла | Что содержится в файле |
Лондон. bmp | Рисунок |
book1.doc | Текст |
book 2.txt | Текст |
Лондон. jpg | фотография |
Почти не изменится размер файла Лондон. Jpg. Лучше сжимаются текстовые файлы, потому что графические сжимаются не во всех форматах.
Дополнительное задание.
1. Создание многотомного архива.
- Чтобы архивный файл поместился на дискету в списке Разделить на тома размером (в байтах) выберите 1 457 664 3.5"
- Во вкладке Дополнительно: установите пароль;
2. Создание самораспаковывающегося архива
Поместить в самораспаковывающийся архив свою рабочую папку. Защитить архив паролем.
Алгоритм создания архива:
- В контекстном меню своей папки выбрать пункт: Добавить в архив…
- Во вкладке Общие установить:
Параметры архивации: создать SFX-архив;
Имя архива – ваша фамилия;
Метод сжатия: на ваш выбор/
3. Распаковка архива
5. Итог. Вывод
– Мы сегодня научились упаковывать и
распаковывать файлы. Скажите, помогает ли
архивирование уменьшить место занимаемое
файлами на диске? (Да)
– Для всех ли файлов это справедливо? Можно ли
однозначно ответить на этот вопрос? Посмотрим
еще раз на таблицу. Есть ли там файлы, которые
почти не изменились в размере?
– Следовательно, если у нас стоит цель уменьшить
место занимаемое файлами на диске, то мы должны
знать, что не все файлы программы-архиваторы
могут сжать. А для этого нам надо знать
особенности каждого типа файлов. А с другими
операциями мы познакомимся на следующем уроке.
Домашнее задание: вопросы на стр. 111 (1, 2, 3, 5).