Проблема: неумение детей проявлять эмоциональность; дети драчливые, агрессивные, не умет уступать друг другу.
Цель: создание педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе театральной деятельности.
Задачи:
- повысить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников;
- обогатить образовательную развивающую среду;
- расширить круг общения дошкольников;
- повысить уровень педагогической компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников;
Родной язык помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн рассматривал выразительность как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительной речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и с совершенствованием речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Изучив ФГОС ДО и особо обратив внимание на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, мы поняли важность данной работы для наших будущих выпускников.
В нашем детском саду театральный кружок «Лучики» функционирует уже несколько лет. Посещают его ребята старшего дошкольного возраста. Дети разные: застенчивые и бойкие, весёлые и стеснительные…К каждому надо найти подход. Сдружить, помочь не бояться выступать перед другими ребятами, научить показывать разные эмоции.
В этом нам помогают игры Железновых. Упражнения и игры под музыку этих авторов развивают у детей чувство ритма, музыкальный слух, память, способствуют развитию координации движений и концентрации внимания, формируют социальные навыки. Перед каждой игрой звучат веселые указания. Музыкально-двигательные упражнения построены на основных движениях: ходьба, бег, прыжки и др.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию слуха у детей, а также радуют возможностью приятного общения детей и взрослых. Такие игры способствуют развитию внимания, памяти и мышления детей, особенно важны для коррекционной и логопедической работы.
Забавные тексты песенок-упражнений являются подсказкой для предлагаемых движений, а веселая и красивая музыка создаёт нужное настроение, помогает ритмичному и выразительному исполнению. Например, игра «Сороконожка»:
Сороконожка хорошо бежит,
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день бегут,
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последним,
Пусть бежит вперед,
Не устает, не устает.
И самым первым к голове встает.
Дети стоят друг за другом, положа руки на плечи друг другу. Поют песенку, ритмично топают в такт музыке, выполняют действия согласно тексту (последний ребенок встает первым). Игра весёлая, даже самые застенчивые и неулыбчивые дети начинают улыбаться, общаться и весело выполняют все движения.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции на равных, стараются учитывать особенности и интересы друг друга. После того, как ребята сдружились, раскрепостились, стали общительнее и у них пропал страх публичных выступлений, можно начинать работать над произведением, которое мы выбираем совместно с ребятами. Распределяем роли, учим движения. И готовимся к показу первого спектакля!
Родители – наши помощники. Они не только помогают нам шить костюмы и готовить декорации, они ещё с большим удовольствием готовят детям подарок – показывают спектакль.
Итак, благодаря нашему творческому подходу, наши воспитанники становятся маленькими артистами. Они понимают, что от того как они покажут себя на сцене, как выучат роль – зависит успех всего действа.
Нравственные качества, которые мы воспитываем в детях благодаря коммуникативным играм и театральной деятельности пригодятся детям в школе. А для родителей это тоже хорошее подспорье – быть рядом со своим ребёнком, знать его радости и неудачи и всегда поддержать в трудную минуту.
Литература, источники:
1. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия
в детском саду» творческий центр «Сфера» Москва
2004г.
2. http://www.proshkolu.ru/user/sid2011/file/2505615/