Элективный курс по математике для 9 класса «Рациональные уравнения и неравенства», рассчитан на 18 часов. Курс построен по схеме «от простого – к сложному».
1. Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении сознательного и прочного овладения обучающимися системой математических знаний, умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому человеку. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика является опорным предметом для изучения смежных дисциплин: физика, экономика, информатика, биология и другие.
Одной из важнейших задач введения элективных курсов является развитие личности ребёнка, распознавание и раскрытие его способностей.
В математике среди содержательных линий курса есть линии «Уравнения» и «Неравенства», включающие:
– уравнения и неравенства с одной переменной,
равносильность уравнений и неравенств;
– системы уравнений и неравенств;
– общие методы и приёмы решения уравнений,
неравенств и систем.
Опыт работы показывает, что при подготовке обучающихся к итоговой аттестации за курс основной школы, для продолжения обучения в старшем звене необходимы систематизация и обобщение знаний об уравнениях и неравенствах.
В основной школе рассматриваются простейшие уравнения высших степеней и способы их решения, простейшие системы неравенств. Однако, при решении заданий второй части экзаменационной работы в девятом классе, а затем при решении заданий ЕГЭ части С используются способы решения, требующие знания методов решения, выходящие за рамки программного материала. Метод интервалов чаще используется в старшем звене при решении неравенств и систем неравенств.
В курсе физики и химии используются навыки решения уравнений и неравенств и их систем. Систематизация и обобщение знаний по этому вопросу укрепит математический аппарат.
2. Цель курса
Создание целостного представления о теме «Рациональные уравнения и неравенства» и расширение методов решения рациональных уравнений и неравенств.
3. Задачи курса.
– Обобщить, систематизировать и углубить
знания по теме «Рациональные уравнения и
неравенства»;
– Развить интерес к обучению.
4. Требования к уровню подготовленности обучающихся.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
– Определения линейного и квадратного
уравнения и неравенства.
– Свойства уравнений и неравенств.
– Определение системы уравнений.
– Геометрический смысл решения системы
уравнений.
– Основные свойства системы уравнений.
– Теорему Виета.
– Способы решения уравнений высших степеней.
– Способы решения рациональных и
дробно-рациональных уравнений и неравенств.
– Метод интервалов.
– Определение системы неравенств.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
– Применять основные свойства к решению
уравнений.
– Применять основные понятия и определения к
решению систем уравнений.
– Решать линейные и квадратные уравнения,
применять теорему Виета, исследовать решения
квадратного уравнения.
– Решать уравнения высших степеней подбором
рациональных корней многочлена с целыми
коэффициентами.
– Решать рациональные системы уравнений
введением новой переменной.
– Применять основные свойства неравенств к
решению неравенств, содержащих переменную.
– Решать линейные и квадратные неравенства.
Применять основные свойства неравенств к
решению неравенств, содержащих переменную,
применять графический способ решения
квадратного неравенства.
– Применять метод интервалов.
– Решать неравенства и системы неравенств с
двумя переменными.
– Решать задачи, связанные с уравнениями,
неравенствами и системами.
5. Содержание курса
- Основные понятия и определения, связанные с уравнениями. Основные свойства уравнений (1 ч.).
- Решение линейных и квадратных уравнений. Теорема Виета. Уравнения, содержащие модуль. Уравнения, содержащие параметр. Исследование решений квадратного уравнения (4 ч.).
- Решение уравнений высших степеней. Подбор рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Теорема Безу. Решение рациональных уравнений с одним неизвестным (3 ч.).
- Основные понятия и определения, связанные с системами уравнений. Основные свойства систем уравнений (1 ч.).
- Решение систем уравнений. Геометрический смысл решения системы уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Способы сложения и подстановки (3 ч.).
- Решение систем рациональных уравнений. Введение новой переменной (1 ч.).
- Неравенства. Основные свойства. Неравенства, содержащие переменную. Решение линейных и квадратных неравенств. Метод интервалов (3 ч.).
- Системы неравенств (2 ч.).
6. Учебно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | лекции | практика | ||||
1 | Уравнения. Основные свойства уравнений | 1 | 0,5 | 0,5 | урок-диалог | зачет |
2 | Решение линейных и квадратных уравнений | 4 | 1 | 3 | урок | практическая работа |
3 | Решение уравнений высших степеней | 3 | 1 | 2 | урок | практическая работа |
4 | Системы уравнений. Основные свойства систем уравнений | 1 | 0,5 | 0,5 | урок | практическая работа |
5 | Решение систем уравнений | 2 | 0 | 2 | урок | практическая работа |
6 | Решение систем рациональных уравнений | 1 | 0 | 1 | урок | практическая работа |
7 | Неравенства | 3 | 1 | 2 | урок | практическая работа |
8 | Системы неравенств | 2 | 1 | 1 | урок | практическая работа |
9 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 0 | 1 | урок | зачет |
Итого | 18 | 5 | 13 |
7. Форма контроля: зачёт, практическая работа.
8. Количество часов: 18.
9. Результативность: решение индивидуальных заданий.
10. Межпредметные связи: уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в физике, химии.
11. Дидактическое обеспечение:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразовательных учреждений.– 8-е изд. испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 231 с.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений.– 8-е изд. испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 231 с.
- Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение, 2007. – 191 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс – 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2006.– 192 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Алгебра. 2009\ ФИПИ. – М.: Интеллект- центр. 2009. – 128 с.
- Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 158 с.
12. Используемая литература:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразовательных учреждений.– 8-е изд. испр.– М.: Мнемозина, 2008. – 231 с.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений.– 8-е изд. испр.– М.: Мнемозина, 2008. – 231 с.
- Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение, 2007. – 191 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс – 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2006.–192 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Алгебра. 2009\ ФИПИ. – М.: Интеллект- центр.2009. – 128 с.
- Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. –158 с.