Вопрос экологического образования детей с раннего детства сейчас стоит наиболее остро. Причины разные: отсутствие у подрастающего поколения навыков взаимодействия с представителями флоры и фауны, нежелание понять, что только от нас зависит: какой достанется природа будущему поколению. А самое тревожное – это возрастающая жестокость детей по отношению к животным, людям, в т.ч. родным и близким.
Человек – часть Мироздания, он воздействует на окружающий мир, а все процессы, происходящие во вселенной, так или иначе, воздействуют на человека. В мироздании существует множество колебаний. Человек как часть Вселенной так же подвержен колебаниям, которые называются – биоритмы. Биоритмы помогают нам адаптироваться к жизненным ситуациям.
Советские ученые Ф. И. Комаров и С. И. Рапопорт в своей книге «Хронобиология и хрономедицина» дают следующее определение биоритмов: «Ритм представляет собой характеристику периодической временной структуры. Ритмичность характеризует как определенный порядок временной последовательности, так и длительность отрезков времени, поскольку содержит чередование фаз различной продолжительности». По мнению Семёна Рапопорта – зав.лабораторией «Хрономедицина и новые технологии в клинике внутренних болезней» академии им. И. М. Сеченова – «…ритмы человеческого организма разнообразны и при этом связаны между собой. Но они все время меняются под влиянием внешних воздействий. …Ритмическая организация является для организма способом ответить на сигналы окружающей среды, приспособиться к ним. Ритм – свойство жизни».
Изучив результаты исследований в данной области, мною была разработана авторская программа раннего экологического воспитания младших дошкольников «Все на свете друг другу нужны». За основу взято саморазвивающееся обучение. Содержание программы экологического воспитания – новый взгляд на традиционное ознакомление детей с природой через обучение по принципу «каждый ребенок – личность»; принципу тематичности (программный материал распределен по временам года); принципу соблюдения биоритмов детского организма (занятия в четверг не планируются). Ещё в прошлом столетии учёными было доказано, что жизнь, вся наша деятельность подчинена ритму (суточному ритму). Академиком С.Рапопортом (академия им.Сеченова) доказана важность подчинения законам природы, биологическим часам. Десинхроноз (или поломка ритма) ведет к заболеваниям нервной системы, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, пищеварению и т.д. Нарушение биоритмов ведет к сокращению жизни. На детей дошкольного возраста биоритмы влияют сильнее, чем на взрослых. Учитывая, что четверг является самым «тяжелым» днем недели, программой предусмотрены более «легкие занятия» в этот день: музыка, физическая культура. Тематическое планирование основано на смысловых ценностях ближайшего окружения и наиболее отдаленных ценностных представлениях. Программный материал разбит по блокам: «восприятие природы», «живая природа», «неживая природа» и способствует формированию у детей понимания взаимосвязей (всего живого и неживого) в природе. Я сделала вывод, что большинство дошкольных учреждений идут к цели, формируя познавательную активность, повышая интерес к учению. Я же поставила несколько иную задачу – выработать мотивацию, используя не только познавательную, но и нравственно-волевой ее компонент. Решить эту задачу помогает философская концепция А.А.Ухтомского о сути человеческой жизни как процессе непрерывного самосовершенствования.
Рекомендации А.А.Ухтомского легли в основу взаимодействия с детьми и их родителями в трех направлениях:
– знакомство с теоретическими понятиями и
закономерностями само-познания, самовоспитания
и самообразования;
– перестройка «прямого» обучения в постепенно
усложняющуюся систему вовлечения родителей в
процесс самосовершенствования;
– широкое вовлечение родителей в тренинги
самостоятельности, выявляющие возможности
личности.
По данным современной науки, ростом и развитием человека управляет некая биологическая программа на генном уровне. На процесс такого биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, что ведет к социализации личности. Гипотеза о роли внутреннего психического мира в деятельности человека впервые была выдвинута русским физиологом А.А.Ухтомским. По этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора, свободы воли субъекта в принятии решения. Развитие, которое определяется внутренним содержанием, психическими процессами, и составляет самосовершенствование личности. Поэтому важным фактом является то, что человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и под влиянием своих потребностей, желаний, опыта. Исходя из этого, педагогический процесс основан на двух взаимосвязанных фазах: внешней и внутренней. Внешняя – это собственно воспитательное воздействие. На этой фазе родитель и ребенок – объекты моих действий. Внутренняя фаза – это уже деятельность самих родителя и ребенка как субъекта учения.
В 2010 г. авторская программа была представлена в VIII республиканском конкурсе «50 педагогических идей». В 2011,2012 г.г. работа в рамках реализации программы «Все на свете друг другу нужны» была удостоена призовых мест на республиканском и российском уровнях (конкурс «Детские сады – детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада» по линии партии «Единая Россия»). На протяжении многих лет мною используются современные формы организации обучения: комплексные и интегрированные занятия, занятия по подгруппам и т.д. Результаты ежегодно проводимой диагностики свидетельствуют о качественном образовании дошкольников.
Таким образом, вспышки на Солнце, неблагоприятные погодные условия (перепады атмосферного давления, температура, влажность воздуха и другие метеофакторы) – всё существенно влияет на биоритмы человека, вызывая состояние депрессии, делая день «тяжёлым». И нам, педагогам, важно учитывать всё это в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т. –
М.: Мир, 1984.
2. Малахов Г. П. Биоритмология и уринотерапия.
– СПб.: АО «Комплект», 1994.
3. Биологические ритмы здоровья /Гриневич
В.//Наука и жизнь, 2005, № 1.
4. Комаров Ф.И., Рапопорт
С.И.Хронобиология и хрономедицина.М., 2005 г.
5. http://www.bioritmov.net/about.php
6. http://www.ladyx.ru/article/377/
7. http://farmokologija.ru/vliyanie-faktorov-na
farmakodinamiku/khronofarmakologiya.html
8. http://nauka.relis.ru/08/0501/08501028.htm