Занятие по теме "Дифференциация звуков [ш – с] в слогах, словах"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: закрепление правильного произношения и различение звуков [Ш – С] изолированно, в слогах, словах, правильно обозначать их на письме.

Задачи:

  • Упражнение в употреблении сложноподчинённых предложений с придаточными причины
    • закрепление навыков звуко-слогового анализа слов
    • упражнение в составлении предложения, деление на слова
    • закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-
    • упражнение в чтении.
  • Развитие зрительного внимание.
  • Развитие фонематического восприятия, слуха.
  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: картинки: санки, совок, маска, сова, носок, капуста, сапоги, сумка, коса, шапка, шуба, машина, лошадь, мышка, уши, шишка, шашки, шкаф; карандаши и листы бумаги на всех, эмблемы «Кошка» и «Собака» для участников, буквы для выкладывания слов ШУБА и КОСА и квадраты красного, синего, зелёного цвета для составления схем этих слов; карточки слов сумка, сова, сом, квас, сок, сон, сани, маска, нос, миска, шапка, душ, шуба, шум, наш, камыш, каша, шут, кошка, мышка с попущенными буквами С и Ш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети разделены на две команды С – собака, Ш – кошка.

1. Отгадывание звуков по характеристике, произношение, сопоставление звуков С-Ш.

Логопед. При произнесении какого звука нужно язык поставить за нижние зубы, губы поставить «Улыбочкой»? При произнесении этого звука широкий язык поднимается вверх, а губы становятся «Окошечком».

2. Повторение чистоговорок на С-Ш. Команда «Собака» произносит чистоговорки на звук [С], команда «Кошка» произносит чистоговорки на звук [Ш]

Язык выше: ША ША ША,
Наша Маша хороша.
Язык вниз: СА СА СА,
У Сони длинная коса.
Язык выше: ШИ ШИ ШИ,
Шумят сильно малыши.
Язык вниз: СЫ СЫ СЫ,
На столе стоят весы.
Язык выше: ШУ ШУ ШУ,
Маше я рукой машу.
Язык вниз: СУ СУ СУ,
Сумку я домой несу.

3. Игра «Поймай звук». Дифференциация звуков [Ш – С] на слух.

Логопед произносит слоги или слова, дети, услышав звук, хлопают в ладоши: команда «Собака» когда услышит звук [С], команда «Кошка» когда услышат звук [Ш].
А) са, ши, ос, уш, шта, ста, аст, ошт.
Б) столовая, ракушки, штукатур, киоск, сковорода, мышеловка, шуршать, свистеть.

4. Игра «Скажи наоборот»

Логопед произносит слоги или слова, если произносится звук [С], то команда «Кошка» произносит звук [Ш], если произносится звук [Ш], то команда «Собака» произносит звук [С].

Са-ша, шо-со, су-шу, ши -сы, сэ-ше, аш-ас, ос-ош, уш-ус, ыс-ыш, эш-эс;
Ста-шта, што-сто, сту-шту, шты-сты, стэ-штэ,ошт-ост, уст-ушт, ышт-ыст, аст-ашт, эшт-эшт.
Уши – …, мышь – …, башня – …, крыша – …, шины – …, шаман – …, шутки – …, кашки – …,маска – …, касса – …, масса – …, вас – …, миска – …, посол – …, нас – … .

5. Игра «Магазин»

Из картинок представленных на доске (санки, совок, маска, сова, носок, капуста, сапоги, сумка, коса, шапка, шуба, машина, лошадь, мышка, уши, шишка, шашки, шкаф). Дети «покупают» картинки со звуками С – команда Собака, Ш – команда Кошка.

– Я «покупаю» санки, потому что в этом слове есть звук С в начале.
– Я «покупаю» машину, потому что в этом слове есть звук Ш в середине и т.д.

6. Конкурс капитанов

Предлагаются буквы для выкладывания слов ШУБА и КОСА и квадраты красного, синего, зелёного цвета для составления схем этих слов.

ШУБА – 4 звука, 2 – гласных, У и А, 2 – согласных твёрдых Ш и Б.
КОСА – 4 звука, 2 – гласных, О и А, – 2 – согласных твёрдых – К и С.

Физминутка

Дети стоят парами и выполняют движения.

Смешные человечки бежали мимо речки
(один ребёнок «бежит» пальцами по рукам другого)
Прыгали, скакали,
(хлопают ласково по плечам друг другу)
Солнышко встречали,
(держат друг друга за щеки и покачивают головой)
Забрались на мостик
(кладут руки себе на локти и покачивают ими)
И забили гвоздик,
(«забивают» гвоздик)
А потом в речку «бух»,
(машут руками в соответствии движению)
Где же человечки?
(пожимают плечами)

6. Игра «Телеграф». Деление слов на слоги с выделением ударного слога.

Логопед читает слова: бабушка, мышка, нос, штукатуры. Дети обеих команд за столами, на листах бумаги составляют схемы: бабушка – три слога, ударный слог – первый, мышка – два слога, ударный слог – первый, нос – один слог, штукатуры – четыре слога, ударный слог – третий.

7. «Весёлые соревнования»

Составление предложений из двух слов: «Собаки» со словом собака, «Кошки» со словом кошка.

Логопед. Ребята, вы все знаете, что умеет делать кошка и собака. Я предлагаю вам составить предложения о кошке и о собаке, например: кошка выходит или собака ест и сосчитать сколько слов в предложении.

–Кошка спит. Два слова. Первое слово кошка, второе слово спит.
–Собака лает. Два слова. Первое слово собака, второе слово лает.
–Кошка мяукает. Два слова. Первое слово кошка Второе слово мяукает.
–Собака рычит. Два слова. Первое слово собака, второе слово рычит. И т.д.

8. Игра «Скажи ласково». Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-.

Зима – зимушка, кума – …, голубка – …, стекло – …, камень – …, бревно – …, воробей – …, голова – …, солнце – …, горло – …, крыло – …, кол – …, воля – …, хлеб – …, изба – …, хозяйка – …, корова – …, ворона – …, перо – …, зерно – …

9. Игра «Допиши и прочитай»

Дети вписывают пропущенную букву и прочитают слова. «Собаки» вписывают – С в слова: сумка, сова, сом, квас, сок, сон, сани, маска, нос, миска. «Кошки» вписывают – Ш в слова: шапка, душ, шуба, шум, наш, камыш, каша, шут, кошка, мышка.

10. Подведение итогов занятия:

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– В какие игры мы играли?