Становление моей профессиональной деятельности пришлось на момент формирования молодого педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения. Поэтому столь актуальна стала проблема укрепления межличностных отношений среди педагогов и развитие их коммуникативных умений и навыков.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.
Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя. Эффективность данной деятельности будет на прямую зависеть от качества коммуникативной активности всех педагогов.
Поэтому я решила более углублено
заняться данной проблемой, решение которой столь
необходимо в нашем коллективе. Наметила
определенную систему работы, основным условием
которой является педагогическое сотрудничество.
Методическую работу с кадрами решила построить
на диагностической основе, дифференцированно, с
учетом запросов каждого педагога, что позволит
развить творчество и инициативу педагогического
коллектива. Полученная путем анализа и
диагностики информация позволит в дальнейшем
повысить качество педагогического
процесса и квалификацию воспитателей нашего
дошкольного учреждения.
На первом факультативном занятии совместно с воспитателями были выработаны правила, соблюдение которых поможет достигнуть хороших результатов в процессе укрепления межличностных отношений в педагогическом коллективе:
1. Говори о том, что происходит в коллективе здесь и теперь, то есть о своих действиях, чувствах, о поступках и переживаниях других членов коллектива. Все, что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания.
2. Учись доверять своим субъективным ощущениям. Субъективные ощущения являются наиболее ценным материалом, куда более ценным, чем теоретические и общие рассуждения. Они помогут глубже и точнее понять, что происходит в самих людях и между ними.
3. Старайся быть открытым, когда говоришь или когда слушаешь других. Результаты работы всего коллектива зависят от того, насколько каждый его член захочет и сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересован в информации о том, как его воспринимают, несмотря на всевозможные трудности и неприятности, связанные с этим.
4. Сосредотачивайся на том, что говорят и делают другие, старайся осознавать и понимать свои чувства, которые возникают в этот момент. Независи мо от того, насколько ты уверен в правильности своих предположений о том, что происходит в «душе» другого воспитателя, постарайся проверить свои догадки и мысли.
5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.
Следующим этапом моего исследования стало заполнение всеми педагогами детского сада диагностических карт, с целью выявления затруднений в общении с детьми, родителями, коллегами.
На основе полученных результатов диагностирования и выдвинутых задач предстоящей работы, был составлен перспективный план углубленной работы по данной теме. Перспективное планирование работы предусматривает проведение и использование различных форм, методов и приемов методической работы с учетом систематичности и целенаправленности в решении поставленных задач; с учетом кадрового состава и его профессионального уровня; с учетом перспектив педагогического коллектива на будущее.
Оптимальной и эффективной формой, позволяющей решить поставленные задачи и добиться желаемого результата, на мой взгляд, являются: лекция-диалог, семинар-брифинг, практикумы, педагогические часы, факультативные занятия.
Так проведение лекции-диалога «Теоретические основы педагогического общения» способствовало углублению знаний воспитателя о психолого-педагогических основах общения; ознакомлению с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения; обеспечению активности воспитателей и участие их в диалоге по проблеме педагогического общения. Данное методическое мероприятие позволило выявить коммуникативные качества и умения, вызывающие симпатию в межличностном общении, а также определить условия, необходимые для оптимального педагогического общения.
- Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
- Умение слушать других, как конкретное проявление интереса к людям. Ведь умение не столько говорить, сколько слушать, является признаком интересного собеседника.
- Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Имя человека – самый важный для него звук. Запомнив имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
- Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
- Улыбайтесь в общении с людьми, ведь улыбка – аванс положительного отношения.
- Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Умение дать почувствовать людям их значимость, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
Дискуссия «Педагогика сотрудничества» – как я ее понимаю, помогла обсудить ряд вопросов данной проблемы, выявить основные принципы и методы педагогики сотрудничества; раскрыть проблему личностного подхода к ребенку. Данная форма работы с воспитателями позволила объединить педагогический коллектив для совместного обсуждения.
Во время проведения дискуссии педагоги обязательно обсуждали мнение каждого, уважительно относились к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе дискуссии. Результатом обсуждения стало совместное выработанное решение и рекомендации для внедрения их в практику работы с детьми дошкольного возраста.
Во время проведения педсовета: «Межличностные отношения в педагогическом коллективе и пути урегулирования конфликтов», стремилась развить умение анализировать деятельность коллег, руководителя, педагогический коллектив в целом с помощью игровых упражнений («сложи квадрат»), которые также являются эффективным средством укрепления взаимоотношений, ведь в процессе таких игр воспитатели непосредственно общаются, согласовывают свои действия, пользуются невербальными средствами общения. А это в свою очередь развивает коммуникативные навыки и умения, способствует укреплению межличностных отношений.
«Психологическая коррекция общения» – под такой тематикой прошел семинар-брифинг для воспитателей, который, позволил закрепить навыки совместной работы педагогического коллектива. Содержание семинара было направлено на поиск новых способов поведения в контактах с коллегами; на развитие навыка восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними; на овладение навыком высказывания и принятия обратных связей.
Нетрадиционное проведение данного
мероприятия оказало большое влияние на весь ход
его проведения. В процессе разрешения важных
вопросов, принятии компромиссных решений во
время разногласий – педагоги овладевали
качествами межличностного общения, это и:
эмпатия (умение видеть, понимать мир глазами
других); аутентичность (умение быть естественным
в отношениях, не скрываться за масками);
открытость (готовность открыть другим свой мир
чувств и интересов); конфронтация (умение «с
глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным
осознанием своей ответственности и
заинтересованности) и т.д.
В подтверждение всех полученных теоретических знаний был проведен семинар-практикум «Развитие коммуникативных умений воспитателя». С помощью специально подобранных упражнений и организованных ситуаций воспитатели стремились найти правильный стиль общения с детьми, коллегами, родителями; проверяли качество уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, способности, техника, такт, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Увлекательно и непринужденно были проведены упражнения на развитие невербальных средств общения, речи, коммуникативного поведения.
Работая над данной темой, я стремилась выбрать наиболее оптимальные и эффективные формы и методы работы с кадрами. Все описанное выше подтверждает это. Кроме перечисленных методических мероприятий, я использовала педагогические часы, факультативные занятия по повышению профессионального мастерства педагогов; внедрение в работу достижений психолого-педагогической науки, новых программ, технологий, так как считаю, что любая методическая работа должна всегда носить опережающий характер, и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми.
Проанализировав значимость наличия у воспитателей определенных педагогических взглядов и убеждений; установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств; целого комплекса коммуникативных умений и навыков, я пришла к выводу, что: как правило низкий уровень развития коммуникативных качеств воспитателя не позволит ему найти оптимальный вариант педагогического общения с детьми, что столь важно в процессе формирования личности ребенка.
Педагогическое общение – это, прежде всего система взаимодействия педагога с воспитанниками с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
В результате тестирования в начале исследования было установлено, что 25% воспитателей испытывают трудности: в достижении открытости и доверительности ребенка во взаимоотношении со взрослым и в преодолении ситуации разлада во взаимоотношениях со сверстниками.
Конечно, эффективность педагогического
общения в значительной степени
зависит от умения воспитателя правильно выбрать
стиль руководства в процессе коммуникативной
деятельности.
Из моих наблюдений за формами воздействия педагога на детей в процессе общения было выявлено: у молодых специалистов преобладает стиль «общение – заигрывание», то есть завоевание ложного дешевого авторитета. Причина – стремление быстро установить контакт, отсутствие навыка профессиональной деятельности. Конечно, путь молодого специалиста к профессиональному мастерству труден и поэтому было предпринято решение о наставничестве, с целью оказания помощи в овладении профессиональными навыками и современными методами и приемами работы с детьми, а также приобщение его к жизни педагогического коллектива.
У других наблюдаемых воспитателей преобладал стиль: «общение-дистанция», то есть в системе взаимоотношений педагога и ребенка в качестве ограничителя фигурирует дистанция («вы – не знаете», я – знаю»). Такое общение приближено к авторитарному стилю и ведет к педагогическим неудачам; так как авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание.
Таким образом, проанализировав свои наблюдения, я пришла к выводу, что педагоги не в достаточной мере владеют навыками личностно-ориентированного взаимодействия, что не позволяет в полной мере реализовать принципы педагогики сотрудничества.
Практика показала, что важнейшей задачей любого педагога является поиск индивидуального стиля общения; выбора позиции равноправного партнера при взаимодействии с дошкольниками в процессе совместной деятельности.
В этих целях был проведен ряд методических мероприятий в помощь воспитателям по работе с детьми.
Во время проведения семинара-брифинга «Особенности общения воспитателя с ребенком» были изучены различные стили общения педагога с дошкольниками и проведена самодиагностика стиля педагогического общения. Воспитатели пополнили свои знания об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогики сотрудничества». А на педагогическом часе для воспитателей были даны конкретные методические рекомендации по оптимизации общения с детьми.
Консультация «Воспитатели и дети, их общение» и последующие тестирования по определению характера взаимодействия воспитателя с детьми, позволяли выявить влияние характера общения воспитателя с дошкольниками на особенности их межличностных отношений в группе.
В подкрепление полученных теоретических знаний по ходу проведенной ранее работы, мною были подобраны и предложены в помощь воспитателям методики оценки особенностей общения ребенка со сверстниками, отражающие его отношение к ним для всех возрастных групп. Эти методики помогут воспитателям в подборе дифференцированного подхода к каждому дошкольнику и выборе методов и средств по укреплению взаимоотношений между сверстниками в детском коллективе.
В процессе исследования воспитателям были предложены примерные темы бесед с детьми старшего возраста по формированию представлений о гуманном отношении к сверстнику, а также разработан цикл занятий по теме: «Коммуникативная активность дошкольников. Культура поведения».
Подводя итог проведенной деятельности, можно сделать вывод: педагоги стали использовать современные приемы и формы работы с детьми, направленные на реализацию индивидуального подхода, то есть:
- работа с небольшими группами детей;
- индивидуально с каждым ребенком;
- проведение педагогической диагностики индивидуальных особенностей;
- углубленное планирование с упором на индивидуальную работу;
- внедрение современных методик и технологий.
Все это подвело к тому, что в дошкольном учреждении наметилась определенная тенденция со стороны педагогов – совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия. У большинства воспитателей сформировались навыки партнерского общения с детьми, гуманизации способов общения, а также коммуникативная компетентность, то есть умение общаться и играть с детьми.
Повторное наблюдение за характером взаимоотношений между детьми в подготовительной группе показал следующие результаты: у 85% ребят заинтересованное отношение к деятельности сверстников, положительное отношение к их успехам, чувствительность к неудачам, стремление помочь, подержать. У дошкольников формируется стремление к детскому сообществу на основе общих интересов, что будет положительным моментом при обучении в школе.
Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои действия, поступки соотносят с интересами окружающих людей – сверстников, взрослых и т.д. В этом проявляется их направленность не только на себя, но и на другого человека. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коммуникативной направленности. Важным шагом в формировании у дошкольника умения общаться, является совместная деятельность родителей и педагогов.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
В целях выяснения, каковы же ожидания родителей относительно дошкольного учреждения, а так же того, каким именно ожиданиям воспитателей не соответствуют родители, был предпринят качественный анализ содержательных особенностей взаимодействия.
В результате диагностирования в начале исследования было выявлено, что 65% воспитателей испытывают трудности при общении с родителями. И основными поводами обращения друг к другу являются:
- ситуативные (связанные с поведением и обучением ребенка (высказывания, отражающие поведение ребенка в течение прошедшего дня: «чем занимался», «как спал», «конфликты со сверстниками», «какие занятия проводились» и т.д.);
- организационные вопросы (такие высказывания, как «выучить стихотворение к утреннику», «просьба принести что-то из дома», «необходимая помощь по группе», «оплата» и т.д.).
И только 30% воспитателей обращаются к родителям помимо перечисленных поводов, по вопросам перспектив развития ребенка (подготовка к школе, психологическая помощь по воспитанию и обучению и т.п.). А эта сфера является основной, в которой родителя хотели бы получить помощь от воспитателей. И, надо отметить, что взаимоотношения между родителями и воспитателями в данных группах привели к достаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом.
Чтобы установить причины возникновения проблемных зон во взаимоотношениях и ликвидировать трудности, с помощью опросника было выяснено, какие именно мотивации педагогов и родителей стоят за выявленными особенностями взаимодействия, более конкретно понять, не является ли причиной нарушений взаимодействия их недостаточная заинтересованность в ребенке.
В целях проверки этого предположения был проведен анализ описаний идеального родителя и идеального воспитателя у родителей и членов нашего педагогического коллектива.
Полученные данные показали, что в описаниях идеального родителя и идеального воспитателя встречается небольшое количество характеристик, отражающих готовность к взаимодействию, таких как «друг», «помощник» и т.п., то есть как родители, так и педагоги в своих описаниях редко упоминают характеристики, касающиеся самого взаимодействия друг с другом.
Следовательно, хотя обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.
Результаты данного анализа были освещены на семинаре для родителей: «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».
В целях повышения эффективности взаимодействия и укрепления взаимоотношений между родителями и воспитателями был проведен ряд методических мероприятий для более активного включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Дискуссия «Общение и его значение для развития детей» помогла раскрыть суть понятия «общения», его цель и неизмеримое значение коммуникативной активности ускорять ход психофизического развития ребенка. Родители охотно включились в дискуссию по проблемным вопросам развития коммуникативных умений и навыков, как у детей, так и у взрослых.
В подкрепление полученных сведений по ходу дискуссии были организованы консультации для родителей: «Общение ребенка со взрослым», «Культура речевого общения»,
«Работа с родителями по воспитанию культуры поведения» (с последующим показом фрагментов занятий).
А проведенные анкетирования: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Психофизические особенности дошкольника», показали активную позицию и заинтересованность родителей по вопросам развития и обучения детей, их подготовки к школе. И, самое главное, родители поняли необходимость тесного контактирования и взаимодействия по общим вопросам с воспитателями групп.
Параллельно работе с родителями по установлению причин возникновения проблемных зон во взаимоотношениях и ликвидации трудностей при общении, была организована работа с воспитателями.
Педагогический час «Особенности общения воспитателя с родителями» позволил провести микродискуссию «Какой я вижу совместную работу детского сада и семьи», более подробно остановиться на вопросах использования результатов педагогического исследования семьи в организации индивидуальной и коллективной работы с родителями.
Проведенные консультации: «Всегда ли мы правильно разговариваем с родителями?», «Речевой этикет и вежливость», способствовали оказанию помощи воспитателям в нахождении контакта с родителями; выбора правильного стиля общения, построения своей педагогической деятельности на взаимоуважении, доброжелательности, доверии.
На факультативных занятиях для педагогов, во время проведения лектория для родителей, не раз рассматривались вопросы педагогики сотрудничества; содержание и формы работы с родителями; дифференцированный и индивидуальный подход к семьям; пропагандистское мастерство педагога в педагогическом просвещении и воспитании родителей.
Вся проделанная работа в данном направлении дала положительные результаты. По итогам повторного диагностирования 80% воспитателей не испытывают трудности при общении с родителями.
В качестве наиболее эффективных форм укрепления взаимоотношений, создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания могут стать: совместные праздники, капустники, празднование дней рождений, а также создание родительских клубов по интересам и даже создание возможности участия родителей в образовательном процессе.
И при этом родители должны осознавать, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их собственного ребенка.