Цель: изучить строение и свойства натурального каучука и резины.
Задачи.
- Предметные. Через исследовательскую деятельность установить строение натурального каучука, причинно-следственные связи между строением и свойствами каучука и резины.
- Метапредметные.
- познавательные: развивать навыки использования основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умения генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
- коммуникативные: совершенствовать умения продуктивно общаться, поддерживать диалог, взаимодействовать в процессе совместной деятельности; развивать навыки использования средства информационных и коммуникационных технологий, работы с источниками информации [1,2]
- регулятивные: совершенствовать умения контроля и коррекции собственных действий; самостоятельного оценивания правильности своих действий.
Результатом данного урока должно стать не только знание химической природы каучука, но и развитие личности учащихся, их готовности и способности к самообразованию, к целенаправленной познавательной деятельности. Включение в урок истории отечественной науки и промышленности должно способствовать формированию ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции.
ХОД УРОКА
1. Постановка учебной задачи.
– Каждый день при встрече мы здороваемся, т.е
желаем друг другу здоровья. А как сохранить
здоровье в городе, где дождь и мокрый снег
обычное явление? Самый простой совет озвучил
известный профессор Преображенский – носите
галоши.
– Вы можете возразить, что галоши – это
вчерашний день и сейчас созданы новые материалы
для обуви. А знаете ли вы, что с 90-х годов интерес к
галошам возрождается.
– И что интересно, галоши активно используют
обладатели очень дорогой кожаной обуви, которые
умеют считать деньги.
– И сегодня я хотела бы поговорить с вами про
галоши. Почему именно про них? Потому что история
галош – это история познания одного из самых
интересных веществ. И наша задача сегодня
повторить исторический путь познания химии
галош и при этом … «не сесть в галошу».
Возражения есть? Тогда приступаем.
– Вы знаете, из чего изготовлены галоши?
– Отметьте те утверждения на опросном листке, с
которыми вы согласны. В конце урока вы вернетесь
к этим вопросам.
1. Состав материала галош не изменялся на протяжении полутора веков, менялся только дизайн | ||
2. Резиновую обувь носят только бедные | ||
3. Галоши появились после создания резиновой промышленности | ||
4. Материал галош – синтетический, аналога в природе не существует | ||
5. Производство галош – секретное производство. | ||
6. Вулканизация – это обжиг материала | ||
7. Каучук – это синоним резины | ||
8. Каучук – это углеводород | ||
9. В нашем городе и сегодня действует старейшее в стране производство резиновой обуви |
2. Совместное исследование проблемы
– И начнем с истории галош и материала, из которого они были впервые получены. Такое домашнее задание получили …
1) Выступление учащихся с сообщением
Сообщения включает историю первых галош и технологию получения природного каучука.
2) Совместный поиск химической формулы каучука
– Индейцы знали, как получить каучук, но ничего
не могли сказать о химическом составе этого
вещества.
– Я предлагаю вам спроектировать, как
экспериментально мы можем доказать состав
каучука. [7]
– Вы должны предположить, из каких элементов
может состоять каучук. Обосновать вывод и
предложить способ доказательства состава.
– Можете ли вы экспериментально доказать
насыщенность химических связей?
Выдвижение идей:
(Возможная логика рассуждений: урок
органической химии – углерод, водород – при
горении образуется вода и углекислый газ,
последний можно установить по помутнению
известковой воды, наличие воды устанавливаем с
помощью безводного сульфата меди.
Насыщенность связей определяем с помощью
раствора брома или перманганата калия. )
Действительно, Качественный анализ показывает,
что в состав каучука входят два элемента –
углерод и водород. Это свидетельствует о том, что
это соединение относится к классу углеводородов.
Первоначально формула каучука была принята С5Н8,
но позднее выяснилось, что молекулярная масса
этого вещества достигает несколько сот тысяч
(150000-500000).
Отсюда делаем вывод, что он является природным
полимером. Молекулярная формула его выглядит как
(С5Н8)n (Приложение
1. Слайд 2)
3) Исследование свойств каучука, резины экспериментально и при работе с текстом (работа в группах)
А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Задание у вас в конвертах. Через 7 минут вы должны быть готовы озвучить результаты опытов и обосновать их с теоретической точки зрения.
Группа №1. Можете ли вы по формуле сделать вывод о принадлежности каучука к непредельным соединениям.
Примерная логика ответа. В структурном звене 2 связи участвуют в присоединении соседних структурных звеньев, после этого 5 атомов углерода могут образовать еще 10 одинарных связей, но они соединяются только с 8 атомами водорода. Следовательно, в структурном звене содержится двойная связь.
Лабораторный опыт.
К раствору капли брома в бензине добавляют 1 мл резинового клея. Исчезновение окраски свидетельствует о непредельности каучука. Аналогичный результат получаем при проведении реакции с раствором перманганата калия. [9]
Теперь мы можем записать структурную формулу каучука
(слайд 4)
Группа 2. Задание. На столах находятся научные тексты – физические свойства каучуков
Проанализируйте текст (http://www.e-plastic.ru/specialistam/rezina-elastomeri/kauchuk). Выберите и запишите в тетрадь те, которые могут иметь значение при использовании природного каучука в качестве материала галош. Объясните, почему галоши из натурального каучука не могли удовлетворить потребителя и что можно сделать для решения этой проблемы
Ответ: А. Эластичность —
способность каучука восстанавливать свою
исходную форму после прекращения нагрузки,
вызвавшей деформацию.
Имеет низкую водо- и газопроницаемость, не
растворяется в воде.
Пластичен — он сохраняет форму, приобретённую
под действием растяжения.
– Чем же можно объяснить эластичность каучука? Макромолекулы каучука в пространстве располагаются подобно нитям в клубке. При растяжении «клубок» разматывается – происходит увеличение линейных размеров каучука, а после снятия нагрузки – молекулы возвращаются в исходное состояние в результате внутреннего теплового движения звеньев. Если приложить очень большую силу к тонкому образцу каучука, то макромолекулы будут не только вытягиваться в одном направлении, но и сдвигаться относительно друг друга. Образец каучука разорвется (Слайд 3).
Ответ: Б. К недостаткам натурального
каучука можно отнести хрупкость при низкой
температуре, размягчение при повышении
температуре).
Выдвижение идеи – т.к. каучук содержит двойные
связи, он должен быть химически активен, а значит
можно попробовать его химически модифицировать.
– С химической модификации натурального каучука, которая состоялась в средине 19 века, начинается эра резиновой промышленности, историю которой в нашей стране представит…
4) Выступление учащихся с сообщением, включает историю открытия резины и историю «Треугольника») «От Т.Р.А.Р.М. до наших дней» .
5) Проблемное изучение процесса вулканизации
– Итак, резина – это продукт вулканизации каучука. В чем же она заключается? Этот процесс назван в честь Вулкана, древнеримского бога огня. Следовательно, процесс идет при нагревании. Мы уже отметили непредельный характер каучука, что свидетельствует о том, что для него должны быть характерны реакции присоединения. Так что же было присоединено? Ответ на этот вопрос дает следующий опыт.
Демонстрационный опыт. В пробирке нагревают кусочки резины. Выделяются пары, в которые вносят бумажку, пропитанную раствором соли свинца. Бумажка чернеет. О чем это свидетельствует?
Ожидаемый ответ: Вещество черного
цвета, образующееся в реакции с солями свинца –
сульфид свинца. Следовательно, в состав резины
входит сера, которой в каучуке не было.
Резина – химический материал, авторство
которого принадлежит Чарльзу Нельсону Гудиеру
из штата Коннектикут. В 1844 г. Гудиер получил
патент № 3633 на свой метод Metallic Gum Elastic Composition
(обработка каучука серой), позже названный
вулканизацией (слайд 4). Вулканизация —
технологический процесс взаимодействия
каучуков с серой, при котором происходит
сшивание молекул каучука в единую
пространственную сетку (слайд 5).
– У меня в руке – материал полученный
вулканизацией каучука – эбонит. Похоже это на
резину? Почему? (Резина – эластичная, а эбонит
– нет.)
– Как вы думаете, почему при вулканизации
каучука мы не получили резину? (Дело в
количестве серы, (для каучука – 5%). Если ответа
нет – вопрос можно оставить на домашнее задание).
Группа 3
Сравнение свойств каучука и резины. Что было сделано?
Ответ: Немного резинового клея
наливают на стеклянную пластинку, нагревают на
водяной бане. Растворитель улетучивается,
остается тонкая пленка каучука. Свойства каучука
сравнивают со свойствами резины..
Различие по свойствам: каучук растворим в
неполярных растворителях, резина нерастворима;
каучук легко размягчается при нагревании, при
охлаждении становится хрупким, резина сохраняет
эластичность в широком интервале температур.
3. Рефлексия
– Теперь вспомним основные понятия урока.
- Каучук –
- Химическая формула –
- Особое свойство каучуков –
- Резина отличается от каучука –
- Вулканизация –
(Определения сначала дает ученик, затем проверяем текстом слайда 9)
– У вас есть возможность оценить, насколько
нужным для вас оказался этот урок. Пожалуйста,
ответьте еще раз на вопросы, которые вам были
предложены в самом начале урока.
– Изменилось ли ваше мнение? Есть ли среди вас,
кто остался при первоначальном мнении? Есть ли
неясности?
Домашнее задание:
- Подумайте над следующей информацией. Несмотря на то, что на смену натуральному каучуку пришли синтетические, в последнее время наблюдается увеличение объемов производства природного полимера [10]. Как это можно объяснить?
- стр. 43-44 учебника (О.С.Габриелян, Химия 10, базовый уровень, – М, Дрофа 2009)
При разработке урока использованы:
- http://standart.edu.ru/
- http://old.mon.gov.ru/dok/fgos/
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
- Кузнецова Л.Е., Проектирование урока с позиций требований стандартов нового поколения http://www.ufa-edu.ru/
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
- Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие /Сост. Е.В.Телеева – Шадринск: Изд-во Шадрин. пединст-та, 2009
- Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005
- Цветков Л.Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника / Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 192 с.
- Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- http://rcc.ru/Rus/Plastics/?ID=487850
- http://www.e-plastic.ru/main/articles/r14/rez