Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникационной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения.
Задачи:
- Полноценное восприятие лирического произведения.
- Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность.
- Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
- Формирование литературоведческих представлений.
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Развитие художественно-творческих способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении лирического произведения.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания лирического стихотворения.
- Развитие произвольного внимания, воображения, устной связной речи.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные результаты:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.
- Формирование эстетического отношения к слову и умения понимать лирическое произведение.
- Понимание особенностей стихотворения: расположение строк, рифма, ритм.
- Нахождение в произведении средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», 2 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др., компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска, рисунки зимней природы, 2 листа ватмана, листы самооценки, памятка «Как подготовиться к выразительному чтению», «Словарь к уроку», листы «Учимся оценивать выразительное чтение».Проект урока
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
1. Организационный момент | Настраиваются на учебную деятельность. | – Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Рада возможности вместе с вами прожить ещё один урок литературного чтения, который позволяет «слушать музыку, музыку слов». А слово — это ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся. | Цель: создать условия для включения учащихся в урок литературного чтения на личностно-значимом уровне. |
2. Целеполагание | Учащиеся рассматривают репродукцию картины И.Левитана «Март». Определяют свои цели деятельности на уроке. | – Когда то я была такой же, как вы. И все
мои детские воспоминания связаны с маленькой
деревенькой алтайского края с интересным
названием «Муравей». До сих пор в моей памяти
остались стихи, которые слились с тем, чем я
любовалась и восхищалась на своей малой родине (в
этот момент на слайде появляется репродукция
картины И.Левитана «Март»). (Презентация,
слайд 1) – Вы уже догадались, о каком времени года будем читать? – Я хочу подарить вам слово великого поэта 19 в. А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…». (Слайд 2) – Чем может быть полезен сегодняшний урок литературного чтения? |
Цель: создать условия для мотивации
учащихся к чтению лирического произведения,
определения целей деятельности. На доске учитель схематично
обозначает задачи урока со слов детей и
располагает в порядке их достижения: |
3. Первичное восприятие стихотворения. Проверка первичного восприятия | Учащиеся делятся впечатлениями о
прослушанном стихотворении (радость, восторг,
веселье, легкость). Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали. Учащиеся высказывают свои мысли: с чем-то соглашаются или не соглашаются. |
– Послушайте стихотворение
А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле
тает…» и ответьте на вопрос: Каким настроением оно проникнуто? – Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова:
– Пока мы будем работать с опорными
конструкциями, несколько учеников пойдут к доске
и на листах ватмана «нарисуют увиденную»
картину. |
Цель: Обеспечить полноценное
восприятие произведения, включить учащихся в
эмоционально-творческую деятельность. После самостоятельного прочтения стихотворения несколько учеников идут к доске и выполняют коллаж из имеющихся картинок (картинки с изображением поля, леса, снега, журавлей, неба, сон-травы). |
4. Актуализация знаний о выразительных средствах языка. | Учащиеся работают в паре. Одна пара учащихся идет к интерактивной доске и восстанавливает порядок. |
– Что помогло увидеть, услышать,
почувствовать? – Все начинается со слова. Изначально слово «человек» звучало как «словек». – Вспомните некоторые из выразительных средств. Соедините понятие с его определением, работая в паре. – Какие же выразительные средства использовал автор? |
Цель:актуализировать знания учащихся о
выразительных средствах языка для дальнейшего
анализа лирического произведения. На
интерактивной доске: понятия (эпитет, сравнение,
олицетворение), их определения. |
5. Анализ изобразительных средств. | Учащиеся находят изобразительные средства, высказывают свои мысли. |
– Найдите эпитет. (Последний)
– Какой эпитет использовал автор во второй
строке? (Теплый)
– О каком кувшинчике говорит поэт? (Первоцвет,
подснежник, сон-трава – самый прекрасный
сказочный цветок на земле; еще растаял не весь
снег, а он уже поднялся сквозь прошлогоднюю
листву) (слайд 4)
– Куда зовут журавли друг друга? (Домой)
– Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными
молодыми листочками)
– Что слышите? |
Цель: создавать условия для
формирования эстетического отношения к слову и
умения понимать лирическое произведение. Учитель организует учебный диалог.
В ходе учебного диалога учащиеся приходят к выводу, что слово «кувшинчик» не относится к известным изобразительным средствам (олицетворении, сравнение, эпитет). Учитель знакомит с новым выразительным средством: метафора. |
6. Физминутка | Учащиеся слушают, повторяют стихотворение, выполняют движения. | Я прочитаю другое стихотворение, послушайте, постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать, потом изобразить, показать. | Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.) (второй раз читает учитель, звучит музыка «Вальс цветов», дети выполняют движения) |
7. Анализ изобразительных средств (продолжение). | Учащиеся высказывают свои мысли, доказывают. | Внимательный читатель сможет разгадать
загадки, которые «спрятал» поэт в своем
стихотворении. Загадка первая О каком месяце весны говорит автор? Почему? (Конец апреля – начало мая – время появления подснежников) Загадка вторая Какое время суток показал А.К. Толстой? Почему? (Утро – восходит пар) Загадка третья Только картины природы, такой прекрасный
пейзаж мы видим? Кто скрывается за этой картиной? (Человек
– он часть природы, мы ее дети. Человек тоже поет
о весне.) |
|
8. Выразительное чтение стихотворения | Учащиеся отмечают: прочитано стихотворение, нарисованы картины, найдены выразительные средства. Все это поможет прочитать стихотворение выразительно. Учащиеся читают памятку, определяют самостоятельные действия для овладения выразительным чтением. | Загадки разгаданы. Что еще нами сделано? Чему это поможет? Прочитайте памятку «Как приготовиться к выразительному чтению». (Приложение 2) Что можете выполнить самостоятельно? Приготовьте выразительное чтение самостоятельно. Кто готов подарить свое чтение всем? В процессе слушания оцените чтение своего одноклассника, используя лист «Учимся оценивать выразительное чтение». (Приложение 3) Что помогло прочитать выразительно? |
Цель: создать условия для овладения
осознанным и выразительным чтением лирического
произведения.
Читают 2-3 учащихся. |
9. Творческая мастерская | Учащиеся в паре сочиняют стихотворение. | Легко ли быть поэтом? Проверим? Предлагаю, имея только последние слова в строчках, сочинить стихотворение, работая в паре. У А.Н.Плещеева так:
Так легко ли быть поэтом? |
Предлагаются слова (на листах): _________ручьи _________весною ________соловьи _________листвою. Заслушиваются стихи по желанию, листы скрепляются, получается сборник «Мир природы весной в стихах учащихся нашего класса». (Приложение 6) |
10. Самооценка и содержательная рефлексия | Учащиеся оценивают свою работу на уроке, заполняют листы самооценки. | Заканчивается урок. Он был сегодня
полезным для вас? Чему научились? Отметьте в
листах самооценки. (Приложение
4) Кто может поделиться со всеми своей самооценкой? Продолжите одну из предложенных фраз:
|
Цель: создать условия для формирования
самооценки, умения содержательно анализировать
свою деятельность на уроке. Заслушивается несколько учащихся. Используется рефлексивный экран. |
11. Домашнее задание | Домашнее задание на выбор: – сочинить стихотворение или рассказ о весне; – выполнить рисунок к стихотворению; – выучить стихотворение наизусть. |
||
12. Эмоциональная рефлексия | – Музыка, живопись и художественное
слово открывают нам красоту мира и помогают: В одно мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка. Прекрасен и хрупок этот мир. (Слайд 5) Он ждет от каждого из нас любви и заботы. Возьмите подснежник (Приложение 5), если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то поместите его в букет на доске. Спасибо за урок! |