Пояснительная записка
Актуальность
Перемены, происходящие в современном обществе,
требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определение
целей образования, учитывающих государственные,
социальные и личностные потребности и интересы.
В связи с этим приоритетным направлением новых
образовательных стандартов является реализация
развивающего потенциала образования. Актуальной
и новой задачей образования становится
обеспечение развития универсальных учебных
действий как психологической составляющей
фундаментального ядра содержания образования
наряду с традиционным изложением предметного
содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование совокупности
УУД, обеспечивающих умение учиться, способность
личности к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта, а не только освоения
учащимися конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин.
Данный урок построен в соответствии с
технологией деятельностного подхода. Такой
подход позволит решать в ходе изучения
содержания курса биологии ряд взаимосвязанных
задач: обеспечивать восприятие, понимание и
запоминание знаний, создавать условия для
высказывания подростком суждений научного,
нравственного, эстетического характера по
поводу взаимодействия человека и природы;
уделять внимание ситуациям, где учащийся должен
различать универсальные (всеобщие) и утилитарные
ценности; использовать все возможности для
становления привычек следовать научным и
нравственным принципам и нормам общения и
деятельности. Тем самым создаются условия для
интеграции научных знаний о природных системах и
других сферах сознания: художественной,
нравственной, практической. На каждом этапе
урока указаны виды формируемых универсальных
учебных действий. На уроках с использованием
данной технологии ребята учатся лучше
рассуждать, думать, анализировать,
самостоятельно решать ставшие перед ними
проблемы, ставить цели и их добиваться.
Цель: составить конструкт урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика и экология лишайников» с учетом требований ФГОС основного общего образования.
Задачи:
- изучить нормативные документы, научно-методическую литературу, раскрывающую ФГОС основного общего образования;
- создать конструкт урока по развитию универсальных учебных действий обучающихся при изучении темы «Общая характеристика и экология лишайников»;
- создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.
Объект: биологическое образование в основной общеобразовательной школе.
Предмет: формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии.
Предполагаемый результат:
- изучена нормативная документация и научно-методическая литература по данной теме;
- разработан конструкт урока по теме «Общая характеристика и экология лишайников», в котором отображена деятельность учителя и учащихся, направленная на развитие УУД;
- подобраны основные средства, позволяющие создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.
Данный урок является единственным при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». После изучения темы ученики должны:
- Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.
- Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.
- Работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, рисунках и др.).
Основная часть
Конструкт урока
Тема урока: «Общая характеристика и экология лишайников»
6 класс
Цель урока: Дать общую, полную характеристику лишайникам как симбиотическим организмам, состоящим из гриба и водоросли, особенностям их происхождения, строения, жизнедеятельности
Задачи:
Образовательные:
- ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), строении, жизнедеятельности;
- сформировать представление у учащихся о приспособленности лишайников к разнообразным условиям обитания;
- показать роль лишайников в природе, жизни человека;
- подготовить учащихся к творческой деятельности.
Развивающие:
- продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами;
- привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.
Воспитательные:
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.
Учебник: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2012. – 128 с.: ил.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, таблица «Лишайники», магнитная доска, презентация «Лишайники», дополнительная и справочная литература, карточки, тесты для занятия.
Предполагаемые результаты
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Умение ясно, грамотно излагать свои
мысли в устной и письменной речи. Инициатива, находчивость, активность при решении проблем. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. |
Умение самостоятельно ставить цели,
выбирать и создавать алгоритм для решения
учебных проблем. Умение понимать и использовать биологические средства наглядности, в т. ч. муляжи. |
Теоретическое представление об
особенностях строения лишайников. Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников. Применение изученных понятий для решения задач практического характера. |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Время / мин. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||
0. | Организационный момент | 1 | Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение. | ||||||
1. | Актуализация знаний. | 4 | Организует просмотр видеосюжета «природа севера». Совместно с учащимися определяет цель и задачи урока, используя прием «Корзина идей». Знакомит с этапами и формами работы, мотивирует на активную деятельность. | Просматривают видеосюжет, анализируют, формулируют тему урока. Совместно с учителем определяют цель, задачи урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь. | Личностные: смыслообразование
- осознание значимости изучаемой темы для жизни
человека и собственного здоровья. Регулятивные: формирование умения постановки цели и задач. Познавательные: анализ, формулирование проблемы и выстраивание алгоритма действий направленных на решение поставленной проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
||||||
2. | Изучение нового материала | 20 | Организует деятельность учащихся по
изучению нового материала: 1)создание проблемной ситуации: Существует библейская легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, обратились к богу с просьбой о пище. Тогда с неба на землю посыпалась масса мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Отсюда и пошло выражение «манна небесная». Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие закончить путь. Что это могло быть? (ответы учащихся) Учитель простит сформулировать тему урока. -Прочитайте тему урока и запишите в тетрадь возникающие вопросы, начиная со слов «Хочу узнать…» Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, это съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Лишайники действительно нашли свое уникальное место в условиях очень неблагоприятных для других форм жизни. Лишайники живут в тундре, на скалах высокогорий и побережий, на голой почве, стволах деревьев, заборах. Они обитают по всему миру, от пустыни до Арктики. Вот с такими интересными организмами мы сегодня познакомимся. Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир лишайников и узнаем много нового и интересного об этих организмах. 2) Лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водорослей, которые находятся в сложных взаимоотношениях. Разнообразие лишайников и их распространение на земном шаре. ( Рассказ учителя с демонстрацией лишайников: кустистых, листоватых, накипных). 3) Строение и питание лишайников. Симбиоз гриба и водоросли: гриб получает от водоросли необходимые органические вещества, предохраняет водоросли от избыточного освещения и высыхания. (Рассказ-беседа с использованием таблиц и рисунка 53 на с. 105). Построить схему строения, способа питания и размножения лишайника. Работа в группах, используя текст учебника (с. 104 – 108). 1 группа – строение лишайника, 2 группа – питание лишайника, 3 группа – размножение и рост лишайника. Заслушивание ответов и моделирование на магнитной доске тела лишайника. 4) Неприхотливость лишайников, их приспособленность к жизни в разнообразных условиях: на коре и листьях деревьев и кустарников, на почве, камнях, кирпичах, заборах и крышах, в тундре и пустынях. 5)Заполнение таблицы «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсуждение в парах. |
1) Учащиеся слушают учителя. Учащиеся отвечают на вопрос. Мы сегодня будем изучать лишайники. Хочу узнать: -что такое лишайник? -где можно встретить лишайники? -значение лишайников. -надо ли охранять лишайники? 2) Учащиеся слушают учителя. 3) Самостоятельная работа с текстом учебника по плану. План работы в группе: 1 группа: 1) из каких организмов состоит? 2) что в строении от гриба, от водоросли? 3) восстановить на схеме строение лишайника. 2
группа: 3 группа:
Самопроверка и взаимоконтроль по каждому этапу (оценка в баллах) |
Личностные: самоопределение,
смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выделение и осознание того, что уже освоено и что еще предстоит усвоению; соблюдение последовательности действий; самооценка и взаимоконтроль. Познавательные: анализ, синтез, поиск и выделение необходимой информации, работа с различными источниками информации, умение осуществлять знаково-символические действия, умение структурировать текст, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. |
||||||
3. | Закрепление | 10 | Организует работу в парах. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся. Синквейн. Пятистишье во французской манере стихосложения. Цель: кратко рассказать о том, что изучаешь. Проверочная
работа. Рядом с суждением должны поставить «+»
или «–». |
Выполняют работу в парах: - составить «Синквейн». Выполняют проверочную работу. Самопроверка учащихся. Объявление своих результатов учащимися. |
Личностные: осознание
ответственности за общее дело. Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: анализ, синтез, выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи, классификация информации. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации |
||||||
4. | Рефлексия | 5 | Организует беседу, связывая результаты
урока с его целью. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых биологических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую биологическую терминологию, подкрепляя теоретическую положения конкретными примерами. Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на биологические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется биологическая терминология. Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о биологических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности. Диктует и комментирует домашнее задание: 1) П.28, изучить, ответить на вопросы. 2) Подготовить сообщения «Лишайники Ямала», «Отдел лишайники». 3)Составить кроссворды. |
Оценивают работу на уроке по критериям,
предложенным учителем. Высказываются о
результатах своей деятельности на уроке, о
затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и
своем эмоциональном состоянии. Записывают домашнее задание в дневник. |
Личностные: адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебной
деятельности. Регулятивные: оценка результатов, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. |
Литература:
1. Большая иллюстрированная энциклопедия для
детей. 2006 г.
2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2
ч. Ч. 2. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – М.:
Мнемозина, 2012. – 128 с.: ил.
3. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6
класс: поурочные планы по учебнику И.Н.
Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко / авт. –
сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007. – 173
с.
4. С. Н. Березина. Контрольно – измерительные
материалы. Биология. 6 кл, Москва, Вако, 2010.
5. Н. Л. Галеева. Сто приемов для учебного
успеха ученика на уроках биологии, Москва, 2006.
6. Т. С. Сухова, В. С. Кучменко. Биология:
система заданий для контроля обязательного
уровня подготовки выпускников основной школы,
Москва, Вентана – Граф, 2004.
7. Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования. Биология 2005г.
8. Энциклопедический словарь юного биолога. М. Е.
Аспиз. Педагогика 1986г.