Цель: создать условия для овладения обучающимися знаний об изменении имён прилагательных по числам.
Урок направлен на формирование предметных результатов:
- обучающийся научится находить слова, обозначающие признак предмета;
- определять грамматические признаки прилагательных – род, число.
А так же формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные:
- обучающийся научится определять цель деятельности на уроке;
- обучающийся получит возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
- обучающийся научится проговаривать последовательность действий на уроке;
- обучающийся получит возможность научиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные:
- обучающийся получит возможность научиться строить сообщения в устной форме;
- обучающийся получит возможность научиться проводить сравнения, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные:
- обучающийся научится строить понятные для партнёра высказывания;
- обучающийся получит возможность научится строить монологическое высказывание.
Личностные:
- обучающийся получит возможность научиться уважать своих родителей, заботиться о младших;
- обучающийся получит возможность научиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент
|
Проверяют готовность к уроку. |
2. Чистописание. Актуализация
знаний На доске записаны слова: добрая, умный, строгий, любимая, весёлый, послушная, милое, ласковая, хороший – Прочитайте слова. Что общего между ними? – На какие группы можно разделить эти слова? |
– Это всё имена прилагательные. Выставляют фигуры кластера на доске. |
3. Составление кластера
– Подведём итог. – Составьте цепочку букв для чистописания из окончаний прилагательных. (образец письма показать на доске) |
Прописывают в тетради цепочку букв. |
4. Словарно-орфографическая минутка – Отгадайте загадку.
– Посмотрите в словаре, что обозначает слово
«родина». |
Родина. Записывают слово в тетрадь.
|
5. Проблемная ситуация –
Подберите родственные слова. У каждого человека есть родина. Наша страна –
Россия, это наша большая, общая Родина,
Отчизна. Но ещё есть и малая родина, место, где
вы сейчас живёте, где родились. И наша «родина»
начинается с корня «род» – что значит «семья». Вы
живёте в семье и это тоже ваша маленькая родина.
– Подберите к данным существительным имена
прилагательные. (Слова на карточках перемешаны) |
Родной, родня, родители, родственник,
родник, народ, родственный. -род-
Записывают словосочетания в тетрадь. |
6. Целеполагание. Открытие нового
знания – Мы с вами говорили, что имена
прилагательные сочетаются с именами
существительными. – Сегодня будем учиться определять число имён
прилагательных и изменять их по числам. – На какой вопрос отвечает имя
прилагательное во множественном числе, и какое
имеет окончание? – Добавим наш кластер. |
Имена прилагательные изменяются по числам. Надо их изменить по числам. Данные
прилагательные подставляют к существительному,
изменив число. Какие? Окончание -ые,
-ие. |
7. Физкультминутка – Если я называю имя прилагательное в единственном числе, то вы приседаете, если во множественном, то берётесь за руки и делаете подскоки по кругу. |
|
– Так как же определить число у
прилагательного? – Прочитайте сведения
русского языка на с. 48. |
По имени существительному. Имена
прилагательные в единственном числе изменяются
по родам. А во множественном числе по родам не
изменяются. (Добавить в кластер блок «ед.ч.» |
8. Первичная проверка понимания – Как изменяются прилагательные в единственном числе? А во множественном? |
|
9. Применение новых знаний – В тексте вставьте пропущенные окончания прилагательных. Как будете определять?
– Семья действительно самое дорогое, что есть у нас. И мы должны заботиться о родителях и младших. Проверка выполнения. |
Текст выведен на доску. Ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга. |
10. Рефлексия учебной деятельности –
Наш урок подошёл к концу. |
|
МОЗАИКА Чтобы у тебя получилась интересная
сказка, вставь вместо многоточий любые
прилагательные (из предложенного набора) в любом
порядке. Прилагательные для мозаики: Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий. |