Введение
Празднование 700-летия преподобного Сергия
Радонежского – это важнейшая веха в нашей
истории.
В рамках областных Рождественских чтений мы с
учащимися 6, 9 классов выступали с композицией,
посвященной этому юбилею. Дети с большим
интересом отнеслись к работе. Было видно то, что
они делают, им самим нравится. Поэтому решили эту
композицию повторить на школьном родительском
собрании.
Д.К. Ушинский писал: «…Нравственное воспитание –
это наша счастливая старость, плохое воспитание
– это наше будущее горе, это наши слезы, это наша
вина перед другими людьми. Слова великого
педагога несут глубокий смысл, подтверждая
важность духовно – нравственного воспитания.
Я воспитатель и ставлю духовно – нравственное
воспитание на одно из первых мест. А учитель,
воспитатель, просветитель для меня это Сергий
Радонежский. На его примере можно воспитывать
детей.
Когда Сергий Радонежский был еще простым
мальчиком Варфоломеем, ему тяжело давалась
грамота и его трудолюбие, усердие, вера помогли
выучиться грамоте. На этом примере, я учусь быть
терпеливее, появляется вера в свои силы, что все
получится, труд – основное при достижении цели.
Еще Сергий Радонежский учит с уважением, с
любовью относится к своей семье. Когда Сергий
Радонежский хотел уйти в монастырь, престарелые
родители попросили его позаботиться о них,
остаться с ними. И он как истинно верующий
человек, не мог ослушаться. Ведь семья – это
крепость, которая сможет и защитить, и пожалеть, и
дать нужный совет. Воспитывая детей, я стараюсь
донести важность семейных отношений.
Сергий Радонежский воспитывает в нас стремление
выполнять долг перед Родиной, любить ее, служить
на благо людей, быть справедливыми, сильными.
Воспитание данных ценностей происходит через
изучение истории нашего народа.
Преподобный Сергий является просветителем, так
как весь путь его жизни показывает нам
доброжелательные отношения между людьми. Именно
доброжелательность – важное звено построения
детских отношений, умение слышать и слушать друг
друга, с пониманием относится к неудачам другого.
Подводя итог сказанному, хочется еще раз
отметить важность изучения духовно –
нравственного наследия. И хочется верить, что
наши дети будут добрыми, патриотичными и духовно
богатыми.
Сергий Радонежский – святой покровитель земли Русской
Чтец 1. «Не стоит город без святого, а селение без праведника», – утверждает русская национальная пословица. Много на Руси городов и селений. Много на Руси святых и праведников.Страна Российская с давних пор именуется святой. Не потому, что мы лучше других народов. Святою названа Русь оттого, что ни в какой иной земле не было прославлено столько угодников Божиих, сколько в нашем Отечестве. История России неразрывно связана с Православием. На протяжении столетий православный народ молился своим угодникам и чудотворцам, и во многом их помощь и заступничество перед Богом помогли России выстоять в годы тяжких испытаний. Об одном из них наш рассказ.
Чтец 2.
Вы, кто в дебри ушли дремучие.
Без меча, с одним крестом,
И воздвигли храмы могучие
Только веры своей огнем.
Вы, святой Руси созидатели
И за правду ее борцы,
Перед Богом в ней предстоятели,
Её Церкви земной отцы.
Чтец 3.
Вы, бесстрашные обличители.
Всей мирской неправды и тли,
Помолитесь о нас, водители,
Подвижники Русской земли!
Вы, вознесшие крест Зиждителя
На просторах родной дали,
Помолитесь о нас, строители,
Подвижники Русской земли!
Чтец 4. Много прекрасных страниц написано лучшими людьми о Благодатном Воспитателе и Заступнике Земли Русской, Преподобном Сергии Радонежском. Немало устных преданий хранится ещё в памяти народной, особенно среди странников безымянных, немало пророчеств и видений, связанных с этим Светоносцем, возникших со времен расхищения и надругания над Великой Святой Русью.
Слайд 6 (на фоне музыки)
Чтец 5. Первый биограф Епифаний Премудрый сообщает, что будущий великий святой Русской земли преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии (ныне также прославленных в лике святых) и был назван Варфоломеем. Еще до его рождения с ним совершались чудеса. Однажды, когда ребенок был еще в материнском утробе ,его мать была в церкви во время Божественной литургии. Она вместе с другими молящимисямолча стояла в притворе, как вдруг младенец в ее утробе начал громко кричать. И так было трижды. Будущие родители обратились к иерею: что это означает? «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы», – сказал он.
Чтец 6.
Во время тяжких испытаний
(Под игом Русь тогда была)
Вблизи Ростова, по преданью,
Мария сына родила.
Дитя все с нетерпеньем ждали,
Как утешенья средь скорбей.
И вот младенцу имя дали
«Сын радости» — Варфоломей.
В семье боярина Кирилла,
Благочестивого отца,
Три сына, как известно, было,
Но средний умилял сердца.
Чтец 7.
Он был украшен воздержаньем,
Постился строго с ранних лет.
В молитве и благодеяньях
Проходит дней его расцвет.
Любил он бедную одежду,
Трудился для семейных нужд.
Был кроток, тих, во всем прилежен
И развлечений детских чужд.
Одно в нем близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый Промысел о нём.
Чтец 1. Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, и Петруша маленький – брат шести лет тоже читал бойко. А для Варфоломея труд непомерный разобраться в грамоте, все сливалось – аз, буки, земли, веди... Сколько ночей бессонных провел отрок в слезах и молитве. И Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца отрока.
Чтец 3. И вот случилось чудо… Однажды
Отец послал Варфоломея разыскать коней в поле.
Мальчик во время поисков своих вышел на поляну и
увидел под дубом «старца-схимника», погружённого
в молитвенное созерцание. Варфоломей
приблизился к нему и молча стоял в ожидании.
Старец, заметив отрока, ласково обратился к нему:
«Что тебе надо, чадо, от меня?» И Варфоломей, земно
поклонившись, с глубоким душевным волнением,
сквозь слёзы поведал ему свое горе и просил
старца молиться.
– Душа моя, Отче, более всего желает знать
грамоту, но сколько ни стараюсь, не могу одолеть
ее. Помолись за меня, Отче Богу, чтобы открыл он
мне учение книжное.
Старец поднял руки и очи к небу, и вздохнув перед
Богом, помолился и достал из-за пазухи тремя
пальцами просфору сказал:
– Возьми это и съешь, и будет тебе благодать
Божия. А о грамоте не скорби. Да будет известно
тебе, что с сего дня дарует тебе господь знание
грамоты больше, чем у братьев твоих. А теперь
прощай!
– Прошу тебя, отче святый погостить в доме
родителей моих. Встретив Кирилла и Марию, старец
сказал:
– Радуйтесь и веселитесь, что могли такого
ребенка родить, которого Бог отметил еще до
рождения. Знайте, что велик будет сын ваш перед
Богом и людьми.
Слайд 11 (на фоне музыки).
Чтец 7. С этого времени в Варфоломее как бы проснулось предчувствие предстоящего ему подвига, и он всею душою пристрастился к богослужению и изучению священных книг. Оставив сверстников с их развлечениями, он весь ушел в свой нарождавшийся духовный мир.
Чтец 2.
С тех пор успешно он учился,
Тем радуя отца и мать.
И больше прежнего молился,
Мечтая сам монахом стать.
Как отраженье жизни новой
В небесном отблеске зари,
Всегда защитой и опорой
Служили нам монастыри.
Лишь только брата два женились,
В один из тех монастырей
Отец и мать переселились
И с ними их Варфоломей.
Чтец 1. И силы Вышние, бодрствовавшие над избранником своим, просто и без насилия привели его к назначенному. Родители недолго задержали юного подвижника. Скоро сами удалились в Хотьковский монастырь и очень скоро там умерли, а Варфоломей вышел из юношества, и его окрепший организм мог уже выдержать суровости пустынного жития. Варфоломей мог осуществить заветное желание своё.
Чтец 6.
Своих родителей седины
Сын возмужавший уважал.
До самой праведной кончины
Во всем их старость утешал.
Почтил умерших поминаньем
И милостыню раздавал,
Благоговейно, со слезами
Он сорок дней Псалтирь читал.
Чтец 7. После смерти родителей он
вместе с братом Стефаном удалился в глухой лес, и
выбрали братья место в дремучем лесу, носившее
название «Маковец», находящееся в 12 верстах от
Радонежа.
Здесь впоследствии возник славный Троицкий
монастырь. Место это поражало своею красотою, и,
как утверждает летописец, «глаголет же древний,
видяху на том месте прежде свет, а инии огнь, а
инии благоухание слышаху».
Тут братья поселились, поставив два сруба: один
для церкви, другой для жилья. Церковь освятили во
имя Святой и Живоначальной Троицы. Так было
положено начало выполнению пророчества
таинственного Схимника.
Брат Стефан покинул брата, и Варфоломей остается
один. Один. В старом тулупчике, в потертой
шапочке, работает он с восхода до захода солнца.
Спасение не только в посте, в одиночестве, в
молитве, но и в труде. Господь послал его
трудиться сюда. Надо вырубить поляну, вырвать
корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Пот катится
градом, жилы выступили на теле.
Но в душе – счастье без меры, к Чему с детства
стремилась душа его: весна, радость, потому что
служит Богу.
Чтец 3. Недалеко от пустыни жил игумен старец Митрофан. Он и постриг Варфоломея в монахи. И в монашестве получил Варфоломей имя Сергий.
Чтец 3.С тех пор началась новая жизнь в
лесной обители. За первыми братиями пришли
другие, жили тихо и сурово. Преподобный Сергий
подавал во всем пример. Сам рубил келлии, таскал
бревна, носил воду, пек хлеба, варил пищу, кроил и
шил одежду и обувь. Первым приходил к службе.
Шли годы. Община жила под началом Сергия.
Монастырь рос, и братия желала, чтобы Сергий стал
игуменом, А он отказывался.
Слайд 16 (песня «Поле Куликово» в исполнении Ж.Бичевской на стихи иеромонаха Романа.)
Чтец 3. Сам святой Сергий, при его глубочайшем смирении, известен даже за пределами Русской земли. Он способствовал примирению враждовавших князей. Многих посылал князь московский Дмитрий Донской к рязанскому князю Олегу, чтобы заключить с ним мир, но суровый и гордый князь никого не хотел слушать и отказывался от подчинения московскому князю. И тогда в Рязань отправился смиренный Сергий. Долго беседовал князь и старец и «князь Олег переменил свирепство свое на кротость и устыдясь святого Сергия, и взял с великим князем московским вечный мир и любовь».Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вел полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Сергия, почитая того как своего духовного отца. Он пригласил Сергия быть крестным отцом своих детей. Герой Куликовской битвы серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый был племянником Дмитрия Донского, а так же духовным сыном святого Сергия.
Чтец 3. Во время битвы Сергий являет своим ученикам новое чудо: находясь в церкви на молитве, духом своим он там, где решается судьба русской земли. Перед его духовным взором проходят все события битвы на Куликовом поле. Стоя в церкви, он сообщает изумлённой братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознёс молитвенное благодарение Богу.
Чтец 5.
Вот Сергий – старец на исходе дней.
Остались в прошлом подвиги, затворы.
Мы жизнь его окидываем взором,
Хотим понять, что главным было в ней.
Упорный труд с зари и до зари,
Уклад простой, но чистый и суровый,
Он строил души и монастыри,
Чтоб на Руси звучало Божье слово.
Чтец 4. После 78 лет жизни, 55 лет
монашества и 48 лет игуменства преподобный Сергий
светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кончиной
заповедав братии хранить чистоту православной
веры. Преемником преподобного Сергия был его
ученик Никон.
В 1422 году, вследствие случившегося видения,
открыты были нетленные мощи преподобного Сергия,
после чего Никон воздвиг над мощами учителя
вместо деревянной церкви каменную –
великолепный Троицкий собор (Слайд
27). Для его росписи приглашены были лучшие
иконописцы – иноки, Андрей Рублев и Даниил
Черный. Для иконостаса Троицкого собора
преподобным Андреем и написана знаменитая икона
Троицы (Слайд 28).
Сергий Радонежский – один из самых почитаемых и, главное, самых любимых русских святых. Святой покровитель Руси и русского народа во все времена. Он учил людей в первую очередь любви и прощению.
Чтец 2.
Открыто людям божье слово.
Окончен путь земной святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело –
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Слайд 31 (на фоне музыки).
Чтец 1. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным быстро распространилась, и к нему приводили больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.
Чтец 7. В наши же дни важно не
поклоняться слепо тому или иному имени, но знать,
что содеял этот человек, почему столетия горел и
продолжает гореть пламя народной любви и
благодарности к нему. Недаром В. О. Ключевской
писал: «Сергий своею жизнью, самой возможностью
такой жизни дал почувствовать заскобившему
народу, что в нём не всё ещё доброе погасло и
замерло… он открыл им глаза на самих себя».
Ключевский называет Сергия «благодатным
воспитателем русского народного духа»:
«Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный
Сергий в Радонежской пустыне; целые пол века
приходившие к нему люди вместе с водой из его
источника черпали в его пустыне утешение и
ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям
делились им с другими.
Чтец 3. Вот и закончился наш рассказ о великом русском святом – преподобном Сергии Радонежском. Я думаю, что Вы узнали о нем много важного и интересного. А еще Святой Сергий – покровитель школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает.
Чтец 6. Молитва: Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведуших нас к познанию блага, подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Чтец 5. А еще этот Великий Святой учит
нас тому, как стать лучше, чище и возвышеннее
душою, заставляет задуматься и самим прийти к
определенному выводу. А первый шаг к этому я
предлагаю сделать сейчас. Пусть все
присутствующие сегодня в зале скажут друг другу
только что-то хорошее.
Звучит музыка. Поклон.
Использованная литература:
- Сборник «Традиции Преподобного Сергия Радонежского в современной образовательной системе Московской области» – Московская епархия Русской Православной Церкви., Министерство образования Московской области, ноябрь-декабрь 2013г., Моск.обл.
Примечание: музыкальное сопровождение литературной композиции спрашивайте у автора статьи. (Прим. ред)