Добрый вечер!
Сегодня мы пригласили вас на концерт,
посвящённый 100-летию со дня рождения татарского
композитора Назиба Жиганова.
15 января – день памяти классика национальной
музыки, выдающегося татарского композитора,
видного деятеля многонациональной
отечественной культуры XX века Назиба Жиганов.
Жиганов родился 1911 года в городе Уральске. Он
рано потерял родителей и рос в детском доме.
Исключительно одарённый мальчик учился с
большим увлечением, с детских лет проявляя
редкое трудолюбие, целеустремлённость,
энергичность, живость ума.
Музыка очень увлекала маленького Жиганова, он
самостоятельно научился играть на фортепиано,
подбирать по слуху, импровизировать. Став чуть
постарше, начал играть в кинотеатре, сопровождая
фортепианной импровизацией показ немых фильмов.
В 1928 году Назиб приехал в Казань и поступил в
Казанский музыкальный техникум (ныне Казанское
музыкальное училище), где обучался игре на
виолончели и фортепиано.
В 1931 году талантливого юношу направили в Москву
для продолжения образования в столичном
Областном музыкальном техникуме. Там он начал
заниматься композицией. В годы учёбы появились
его первые сочинения: прелюдии, фуги, сонаты,
песни, обработки татарских народных песен.
Творческие успехи Назиба Гаязовича были столь
убедительными, что после концертного исполнения
Струнного квартета, представленного в качестве
дипломной работы при окончании техникума, по
предложению руководителя кафедры композиции Н.Я.
Мясковского Жиганов был принят сразу на третий
курс консерватории.
Созданные в консерваторских классах первые
крупные произведения ждала завидная судьба: это
Первая симфония, опера «Качкын» («Беглец»).
С 1941 по 1943 год композитор был художественным
руководителем Татарского государственного
театра оперы и балета, для которого им были
написаны оперы «Ирек» («Свобода»), «Алтынчәч»
(«Золотоволосая»), «Ильдар», «Намус» («Честь»).
В 1945 году в Казани открылась консерватория.
Жиганов стал её первым ректором и работал на этом
посту более 40 лет, до конца своей жизни. Работая
ректором, он так же продолжал сочинять музыку, и
писал не только оперы и балеты, но и
симфонические произведения, такие как «Кырлай»,
«Сюита на татарские темы», «Нафиса».
В 1968 году впервые прозвучала Вторая симфония
«Сабантуй», ставшая одним из самых знаменитых
симфонических произведений композитора.
Сочиняя крупные произведения, композитор не
забывал о юных музыкантах, для которых им были
написаны фортепианные пьесы.
В исполнении учеников нашей школы прозвучат
фортепианные миниатюры Назиба Жиганова.
- «Марш кукол»
- «Танец медвежонка»
- «Резвушка»
- «Марш»
- «Танец мальчиков»
- «Секунда»
- «Скерцо»
Назиб Жиганов писал для детей фортепианные
циклы, такие как «Альбом пьес для детей», «Десять
пьес для фортепиано», «Двенадцать зарисовок», и
«Матюшинские эскизы». Эти фортепианные
миниатюры часто звучат и в учебных классах, и
на концертной сцене.
Программный фортепианный цикл «Двенадцать
зарисовок» - это цикл, в котором прослеживается
тяготение композитора к психологизации
музыкальных образов. Название цикла – ключ к
пониманию характера и образного содержания пьес,
в которых есть и тонкие зарисовки природы, и
психологические портреты, и лирические
мимолётные настроения.
И сейчас нам предоставляется возможность
услышать в исполнении учеников нашей школы все
пьесы из цикла «Двенадцать зарисовок».
Звучат 12 зарисовок Назиба Жиганова
Произведения Назиба Жиганова полны фантазии,
тонкого юмора, теплоты. Благодаря искренности,
красочности и неповторимой национальной
самобытности его музыка всегда находит горячий
отклик в сердцах исполнителей и слушателей.
1 июня 1988 года в Уфе состоялась концертное
исполнение оперы Жиганова «Джалиль». Полный зал,
стоя, долго аплодировал замечательному
композитору, вышедшему на сцену. Через несколько
часов его сердце остановилось. Назиб Жиганов
умер 2 июня 1988 года в Уфе.
Сегодня мы с вами немного прикоснулись к
творчеству выдающегося татарского композитора,
наследие которого вошло в золотой фонд
отечественного многонационального музыкального
искусства и является для юных музыкантов
подлинной школой высокого художественного
вкуса, поэтического воображения и звукового
мастерства.
На этом наш концерт закончен.
Спасибо за внимание.
До новых встреч.