"Краеведение и праздничные традиции. Мой город". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цель:

  • познакомить детей с первыми поселенцами г. Котово, понятием «слобода», «чумаки», «очкур», «брыли», «поршни»; 
  • углублять знания учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
  • воспитывать чувство гордости за своих предков.

Оборудование: фото украинца (в шароварах), портрет Петра I, карта Волгоградской области, иллюстрации: «Волы» В.Серова, чумацкий воз; картины Айвазовского И.К. «Чумаки в Малороссии» и «Чумаки на отдыхе», басня Эзопа «Волы и ось», пословицы о соли.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первые поселенцы. Основатели слободы Котово

– Наш урок называется «Спецкурс» Почему? Кто помнит название спецкурса? («Слово о Родине».)
– Что слово «родина» значит для вас?
– Задавали ли вы себе вопрос: как оказались вы в Котово, где родились, почему город Котово так называется?
– Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно.
– В просторной долине, в самом низком месте которой петляла речка Малая Казанка, примерно 285 лет назад появились в этих местах люди.
На голове были надеты брыли – соломенные шляпы, рубашки навыпуск, просторные шаровары, стянутые на животе поясом (очкуром), на ногах «поршни» – кожаная обувь. Все мужчины носили большие усы, бороды у них не было (брили).
Это было еще во времена правления царя Петра I. (показ картинки) Солевозам понравились эти места с тихой чистой речкой, когда они ездили по дороге в Дмитриевск (Камышин).
Облюбовали переселенцы с Украины одно место на высоком берегу речки Казанки, начали строить дома.
Село стало разрастаться от улицы Ленина.
Первым строителем и основателем был переселенец по фамилии Котенко. Был он из Харьковской губернии (области).
Попробуйте представить себе этого малоросса и нарисуйте, как сможете. (рис. выставляются на доске).

(Показ иллюстраций украинцев в шароварах). А теперь посмотрите, как на самом деле выглядели переселенцы.)

– Поселение наше назвали слободой Котово. Слобода – это поселения, жители которых пользовались какими-нибудь особенными условиями. Можно еще сказать: свобода, льготные поселения.
Крестьяне освобождались от налогов, от службы в армии (раньше служили 25 лет). Им выделялись государственные земли, пастбища, в лугах отводились сенокосные угодья. Для нужд возчиков соли бесплатно выдавался дёготь (им смазывали колеса у телеги), а также снабжали циновками, чтобы прикрывать соль от дождя и пыли.

Физминутка «Тропинка»

Вот эта тропинка приводит к реке. (Указывают правой рукой)
А где же река? (Имитация удивления)
– А река вдалеке. (Указывают рукой вдаль)
– Тропинка, тропинка, ты нас проводи,
Пойдем за тобою, а ты впереди. (Идут)
Веди через поле, и лес, и овраг.
Вот только зачем же ты кружишься так? (Кружатся)
Тропинка послушалась, стала прямой
И нас незаметно вернула домой.

О соли и чумаках-солевозах и их труде.

– Как вы думаете, кто такие чумаки? (Это перевозчики соли)
– Сейчас соль стоит дёшево, а раньше она ценилась очень высоко. Даже существуют обычаи: если опрокинуть солонку – объявление войны, а если рассыпать соль – поругаться. Соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.
– С давних пор соляной промысел являлся важной отраслью добывающей промышленности края. В ХVI веке соль добывалась в Эльтонском, Баскунчакском и в других озёрах. (Показ на карте Волгоградской области)
Труд чумаков был нелёгок: летом жгло их беспощадное солнце, а ранней весной и осенью мокли они под дождём и дрогли от холодных ветров. На обратном пути они шли пешком, так как волам было тяжело (Показ иллюстрации)

Физминутка «Дорога»

Ох, дорога, ты дорога,
Нет ни края, ни конца (раскрыть широко руки)
Ты петляешь много-много (петлеобразные движения руками)
От зелёного крыльца (приседают),
Где растут и зеленеют (постепенно поднимаются)
Молодые деревца.

На самом озере Эльтон и на складах чумаки выполняли обязанности грузчиков, наваливая соль на фуры и сгружая её в склады.
За свой труд чумаки не получали никакой платы. Это была государственная повинность.
Немало наших трудолюбивых предков, возивших соль, простужались в пути, болели и, конечно же, некоторые из них умирали от тяжёлой работы.

– Какие пословицы о соли вы знаете?

  • Без денег торговать, как без соли хлебать.
  • Без соли и стол кривой
  • Без соли и хлеб не естся
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Без соли хлеб не еда.
  • Без соли, без хлеба – половина обеда.
  • Без соли, без хлеба – худа беседа
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко
  • Без хлеба смерть, без соли смех.
  • В людях форсит, а дома без соли сидит.
  • Велика твоя хлеб-соль, а всё корочки.
  • Всем угодишь – себе насолишь
  • Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь
  • За хлебом-солью каждая шутка хороша
  • И старая кобыла до соли лакома
  • И тесно и на брюхе пресно
  • На хлебе, на соли, да на добром слове
  • Несолоно есть – что с немилым целоваться
  • От пресной еды и бары хворают
  • От хлеба-соли и царь не отказывается
  • Помяни соль, чтоб дали хлеба
  • Пуд соли вместе съесть
  • Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • Соли не жалей, так и есть веселей
  • Соли нет, так и слова нет
  • Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит
  • Хлеб да соль и обед пошел.
  • Хлеб-соль – заемное дело.
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь
  • Хлеб-соль и во сне хорошо
  • Хлеб-соль кушал, а нас не послушал
  • Хлеб-соль разбойника побеждает
  • Хоть бы песок, лишь бы солил
  • Щепотка соли делает сахар слаще
  • Запас соли не просит
  • И старая кобыла до соли лакома
  • Камзолы зеленые, а щи не соленые
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Кто ворует, тот горюет, а мы живем – хлеб-соль жуём
  • Лень без соли обедает
  • Лень добра не делает, без соли обедает
  • Лень и щи без соли хлебает
  • На соль пьётся, на хлеб спится
  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать
  • Нам хоть песок, только б солил
  • Не солоно хлебавши
  • После хлеба-соли обед сном золотят
  • Русский человек хлеб-соль водит
  • Соль варим, а сами в нужде сидим

Итог урока

– Кто такие чумаки?
– Кто основатель Котово?
– От какой улицы началось строительство Котово?

– Дома узнайте, куда впадает Казанка.