Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: беседа, работа в группах.
Технология: проблемное обучение
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночных; углубить знания о частях тела, внешних и внутренних органах и их значении.
- Развивающая: развивать навыки индивидуальной и групповой работы; способность логически рассуждать, делать эвристические выводы; умение работать с дополнительной информацией, оформить; умение выступать с докладом.
- Воспитательная: формировать научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи особенностей строения организма со средой обитания; умения работать с натуральными объектами; воспитывать творческий подход к работе,.
Оборудование: натуральный объект – речной окунь, перчатки, увеличительное стекло, препаровальная игла и микропинцет, дополнительные источники информации, документ камера, интерактивная доска, презентация (Приложение 1).
План урока:
- Актуализация новых знаний.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов.
1. Актуализация новых знаний.
– Продолжаем изучать тип хордовые. Я приготовила для вас следующее задание, распределите пожалуйста, животных по классам. Все работают на карточках, а … пожалуйста, к доске.
1 человек работает с интерактивной доской (Приложение 1), остальные на своих местах (Приложение 2)
- Класс рыбы: окунь (кит)
- Класс земноводные: лягушка
- Класс пресмыкающиеся: ящерица
- Класс птицы: голубь
- Класс млекопитающие: собака, кит
– Закончили работу.
– Все таким образом распределили животных?
– У кого другой вариант распределения?
– Почему? Объясните?
– В классе 2 мнения. Кто прав?
Проблемный вопрос: кит – это представитель класса рыб?
– Как нам в этом разобраться? (Рассмотреть
внутренне и внешнее строение рыб, и кита и
сравнить их)
– Поставьте, пожалуйста, цель урока: изучить
внутреннее и внешнее строение рыб.
– Достигнув цели, мы ответим на вопрос: Кит – это
рыба?
– Запишите тему урока: "Рыбы – водные
позвоночные животные".
– Работая в группах, вы попробуете себя в роли
учёных ихтиологов. А вы знаете кто такие
ихтиологи?
! Ихтиолог – это ученый биолог,
занимающийся изучением строения, эволюционного
развития, форм жизнедеятельности,
распространения, систематики, поведения и
особенностей размножения рыб в природе и при
искусственном разведении.
Запишите в тетрадь определение Ихтиологии.
(Слад):
Ихтиология (др.-греч.(др.-греч. ἰχθύς [ихтю́с], [ихти́с] — рыба; λόγος [ло́гос] —учение), учение
о рыбах, раздел зоологии позвоночных, изучающий
рыб, их строение, функции их органов, образ жизни
на всех стадиях развития, распространение рыб во
времени и пространстве, их систематику, эволюцию.
Объектом исследования будет речной окунь и синий
кит, для работы вам необходимо перчатки,
увеличительное стекло, препаровальная игла и
микропинцет, описание китообразных из
дополнительных источников информации, я
напоминаю в целях техники безопасности,
препаровальную иглу после каждого использования
следует обязательно закрывать защитным
наконечником.
Во время ихтиологического исследования вы
изучите: внешний вид, скелет, нервную систему,
кровеносную, дыхательную, пищеварительную,
выделительную системы класса рыб, пользуясь
учебником, и кита, пользуясь дополнительной
информацией (Приложение 3).
На ваше исследование вам отводится 10 минут.
Данные вы будете оформлять в виде таблицы,
которую представите своим коллегам (Приложение
4).
Особенности строения | Класс рыбы (речной окунь) | Китообразные (синий кит) |
Внешнее строение | Тело уплощено с боков и подразделено на:
голову, туловище и хвост. Снаружи кожа покрыта
чешуей. Плавники: (грудные, брюшные, спинной, хвостовой) |
Тело обтекаемой формы, подразделено на:
голову, туловище, хвостовой плавник. Пара передних конечностей, видоизмененные в плавники. Снаружи кожа гладкая. |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + |
||
Скелет | Позвоночник: – туловищный, – хвостовой отдел. Рёбра Череп костный мозговая коробка челюстные кости жаберные дуги жаберные крышки |
Позвоночник 4 отдела: – шейный – грудной (имеет грудину) – поясничный – хвостовой. Череп: носовые кости (ноздри смещены на темя) теменные кости верхнезатылочная кость лобные кости кости челюстей Зубы конические, однородные, |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + |
||
Нервная система. | ЦНС: спинной и головной мозг. Нервы. Головной
мозг (5 отделов): |
ЦНС: спинной и головной мозг. Нервы. Головной мозг (…отделов): |
СХОДСТВО: + ОТЛИЧИЕ: |
||
Кровеносная система | Замкнутая кровеносная система. Один круг кровообращения Двух камерное сердце (предсердие и желудочек). |
Замкнутая кровеносная система. Два
круга кровообращения Четырёх камерное сердце (2 предсердия и 2 желудочка). |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + |
||
Дыхательная система |
Жабры: 4 полные и 1 ряд зачаточных лепестков (на внутренней стороне жаберной крышки) | Наружные ноздри Носовой канал Трахея и бронхи Лёгкие ( с альвеолами) Процесс дыхания китообразных можно подразделить на выдох и глубокий вдох перед погружением. |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + |
||
Пищеварительная система |
Ротовая полость (челюсти с зубами),
глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное
отверстие печень поджелудочная железа (слабо развита) |
Ротовая полость (Язык ) Гортань, глотка, пищевод, желудок (железистые клетки, выделяющие пищеварительные соки) Кишечник двенадцатиперстная кишка. |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + |
||
Выделительная система |
Длинные почки. Мочеточники. У некоторых имеется мочевой пузырь. |
Почка. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеполовая щель. |
СХОДСТВО: + ОТЛИЧИЕ: |
– Ваше время закончилось, предъявляет результаты исследований первая лаборатория, которая рассматривала внешнее строение.
Задача всех остальных внимательно слушать и
фиксировать.
Выступают все группы по очереди, пользуясь,
документ-камерой.
– А сейчас вы можете ответить на вопрос: кит рыба?
Кит это не рыба.
– Почему?
Сходство имеют 2 системы (нервная, выделительная)
5 систем органов имеют отличия:
Внешнее строение
Скелет
Кровеносная
Дыхательная
Пищеварительная
– Давайте вспомним цель урока: изучить
строение рыб.
– Назовите мне, пожалуйста, признаки класса рыб?
Тело подразделено на голову туловище хвост, покрыто чешуей.
Скелет: позвоночник: туловищный, хвостовой отдел. (Рёбра), череп.
Нервная система: спинной, головной мозг, нервы.
Кровеносная система: замкнутая, один круг кровообращения, двух камерное сердце.
Дыхательная система: жабры.
Пищеварительная система: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное отверстие.
Выделительная система: длинные почки, мочеточники, у некоторых имеется мочевой пузырь.
– Мы сегодня начали изучать очень интересный
класс рыб.
Рыбы это очень удивительные животные. Поэтому я
хочу чтобы вы выразили своё отношение к этому
классу в синквейне.
Правила написания синквейна.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Я благодарю все группы за работу.
– Запишите, пожалуйста, домашнее задание пересказ стр.176 – 179, сделать макет «Внутреннее строение рыбы».