Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

Разделы: Биология


Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах.

Технология: проблемное обучение

Цели урока:

  • Образовательная: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночных;  углубить знания о частях тела,  внешних и внутренних органах и их значении.
  • Развивающая: развивать навыки индивидуальной и групповой работы; способность логически рассуждать,  делать эвристические выводы; умение работать с дополнительной информацией, оформить; умение выступать с докладом.
  • Воспитательная: формировать научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи особенностей строения организма со средой обитания; умения работать с натуральными объектами; воспитывать творческий подход к работе,.

Оборудование: натуральный объект – речной окунь, перчатки,  увеличительное стекло, препаровальная игла и микропинцет, дополнительные источники информации, документ камера, интерактивная доска, презентация (Приложение 1).

План урока:

  • Актуализация новых знаний.
  • Изучение нового материала.
  • Подведение итогов.

1. Актуализация новых знаний.

– Продолжаем изучать тип хордовые. Я приготовила для вас следующее задание, распределите пожалуйста, животных по классам. Все работают на карточках, а … пожалуйста, к доске.

1 человек работает с интерактивной доской (Приложение 1), остальные на своих местах (Приложение 2)

  • Класс рыбы:  окунь (кит)
  • Класс земноводные: лягушка
  • Класс пресмыкающиеся: ящерица
  • Класс птицы: голубь
  • Класс млекопитающие: собака, кит

– Закончили работу.
– Все таким образом распределили животных?
– У кого другой вариант распределения?
– Почему? Объясните?
– В классе 2 мнения. Кто прав?

Проблемный вопрос: кит – это представитель класса рыб?

– Как нам в этом разобраться? (Рассмотреть внутренне и внешнее строение рыб, и кита и сравнить их)
– Поставьте, пожалуйста, цель урока: изучить  внутреннее и внешнее строение рыб.
– Достигнув цели, мы ответим на вопрос: Кит – это рыба?
– Запишите тему урока: "Рыбы – водные позвоночные животные".
– Работая в группах, вы  попробуете себя в роли учёных ихтиологов. А вы знаете кто такие ихтиологи?

! Ихтиолог – это ученый биолог, занимающийся изучением строения, эволюционного развития, форм жизнедеятельности, распространения, систематики, поведения и особенностей размножения рыб в природе и при искусственном разведении.
Запишите в тетрадь определение Ихтиологии. (Слад):

Ихтиология (др.-греч.(др.-греч. ἰχθύς [ихтю́с], [ихти́с] — рыба; λόγος [ло́гос] —учение), учение о рыбах, раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развития, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию.
Объектом исследования будет речной окунь и синий кит, для работы вам необходимо перчатки, увеличительное стекло, препаровальная игла и микропинцет, описание китообразных из дополнительных источников информации,  я напоминаю в целях техники безопасности, препаровальную иглу после каждого использования следует обязательно закрывать защитным наконечником.
Во время ихтиологического исследования вы изучите: внешний вид, скелет, нервную систему, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную системы класса рыб, пользуясь учебником,  и кита, пользуясь дополнительной информацией (Приложение 3).
На ваше исследование вам отводится 10 минут.
Данные вы будете оформлять в виде таблицы, которую представите своим коллегам (Приложение 4).

Особенности строения Класс рыбы (речной окунь)       Китообразные (синий кит)
Внешнее строение Тело уплощено с боков и подразделено на: голову, туловище и хвост. Снаружи кожа покрыта чешуей.
Плавники: (грудные, брюшные, спинной, хвостовой)
Тело обтекаемой формы, подразделено на: голову, туловище, хвостовой плавник.
Пара передних конечностей, видоизмененные в плавники. Снаружи кожа гладкая.
 

СХОДСТВО:                  ОТЛИЧИЕ:  +

Скелет Позвоночник:
– туловищный,
– хвостовой отдел.
Рёбра
Череп костный
мозговая коробка
челюстные кости
жаберные дуги
жаберные крышки
Позвоночник 4 отдела:
– шейный
– грудной (имеет грудину)
– поясничный
– хвостовой.
Череп:
носовые кости (ноздри смещены на темя)
теменные кости
верхнезатылочная кость
лобные кости
кости челюстей 
Зубы  конические, однородные,
 

СХОДСТВО:                  ОТЛИЧИЕ:  +

Нервная система. ЦНС: спинной и головной мозг. Нервы.

Головной мозг (5 отделов):
передний, промежуточный, средний, продолговатый и мозжечок

ЦНС: спинной и головной мозг.
Нервы.

Головной мозг (…отделов):
передний (развита кора больших полушарий), продолговатый  мозг,  средний  мозг, мозжечок.
Промежуточный.

 

СХОДСТВО:     +             ОТЛИЧИЕ:

Кровеносная система Замкнутая кровеносная система.
Один круг кровообращения
Двух камерное сердце (предсердие и желудочек).
Замкнутая кровеносная система. Два  круга кровообращения
Четырёх камерное сердце (2 предсердия и  2 желудочка).
 

СХОДСТВО:                ОТЛИЧИЕ:   +

Дыхательная
система
Жабры: 4 полные и 1 ряд зачаточных лепестков (на внутренней стороне жаберной крышки) Наружные ноздри
Носовой канал
Трахея и бронхи
Лёгкие ( с альвеолами)
Процесс дыхания китообразных можно подразделить на выдох и глубокий вдох перед погружением.
 

СХОДСТВО:                ОТЛИЧИЕ:   +

Пищеварительная
система
Ротовая полость (челюсти с зубами), глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное отверстие
печень
поджелудочная железа (слабо развита)  
Ротовая полость (Язык )
Гортань,  глотка, пищевод, желудок
(железистые клетки, выделяющие пищеварительные соки)
Кишечник
двенадцатиперстная  кишка.
 

СХОДСТВО:                ОТЛИЧИЕ:   +

Выделительная
система
Длинные почки.
Мочеточники.
У некоторых имеется мочевой пузырь.
Почка.
Мочеточник.
Мочевой пузырь.
Мочеполовая щель.
 

СХОДСТВО:     +             ОТЛИЧИЕ:

– Ваше время закончилось, предъявляет результаты исследований первая лаборатория, которая рассматривала внешнее строение.

Задача всех остальных внимательно слушать и фиксировать.
Выступают все группы по очереди, пользуясь, документ-камерой.

– А сейчас вы можете ответить на вопрос: кит  рыба?

Кит это не рыба.

– Почему?

Сходство имеют 2 системы (нервная, выделительная)
5 систем органов имеют отличия:
Внешнее строение
Скелет
Кровеносная
Дыхательная
Пищеварительная

– Давайте вспомним цель урока: изучить строение рыб.
– Назовите мне, пожалуйста, признаки класса рыб?

Тело подразделено на голову туловище хвост, покрыто чешуей.
Скелет: позвоночник:  туловищный,  хвостовой отдел. (Рёбра), череп.
Нервная система: спинной, головной мозг, нервы.
Кровеносная система: замкнутая, один круг кровообращения, двух камерное сердце.
Дыхательная система: жабры.
Пищеварительная система: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное отверстие.
Выделительная система: длинные почки, мочеточники, у некоторых имеется мочевой пузырь.

– Мы сегодня начали изучать очень интересный класс рыб.
Рыбы это очень удивительные животные. Поэтому я хочу чтобы вы выразили своё отношение к этому классу в синквейне.

Правила написания синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Я благодарю все группы за работу.

– Запишите, пожалуйста, домашнее задание пересказ стр.176 – 179, сделать макет «Внутреннее строение рыбы».