Цели и задачи:
- создать условия для знакомства учащихся с проблемами демографии, основными тенденциями изменения народонаселения в России, основными направлениями демографической политики государства;
- способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- способствовать формированию представления о диаграмме, назначении, применении и технологии её построения.
- способствовать формированию личностного отношения к демографическим проблемам современного общества.
Форма урока: исследовательский урок.
Методы: групповая работа, практическая работа с использованием сети Интернет.
Оборудование:
- проектор;
- персональные компьютеры (по числу групп).
Программное обеспечение:
- программа создания презентаций, например Microsoft Power Point;
- программа для создания диаграмм и графиков, например Microsoft Excel;
- браузер, например Internet Explorer, Mozilla Firefox.
ХОД УРОКА (Презентация)
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Постановка проблемы | Вступительное слово учителя
обществознания. Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигенции. Однако до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почти неизбежных негативных последствий нынешней демографической ситуации еще очень далеко. Наша страна одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем для преодоления демографической катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются усилия (или хотя бы сочувствие) всего общества. Вступительное слово учителя информатики. Демографы – это специалисты, которые занимаются анализом данных, составляют прогнозы. Они должны уметь строить диаграммы по полученным показателям; анализировать полученные результаты и делать выводы. Какие проблемы нам предстоит решить сегодня? |
Формулируют проблемные вопросы. – Что представляет собой демографическая ситуация в современной России? Что влияет на неё? – Какими информационными компетенциями должны обладать специалисты-демографы, и какие информационные технологии применять в своей работе? |
Актуализация знаний | – Что такое демография?
– Что вы знаете о демографической ситуации в
современной России? |
Демография – это наука о
закономерностях воспроизводства населения, о
зависимости его характера от
социально-экономических, природных условий,
миграции, изучающая численность,
территориальное размещение и состав населения,
их изменения, причины и следствия этих изменений
и дающая рекомендации по их улучшению. Учащиеся
высказываются. |
Поиск решения проблемы | Учитель обществознания. Демография
- это наука о закономерностях воспроизводства
населения в общественно-исторической и
социальной обусловленности этого процесса. Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов России. На протяжении всей истории существования России власти скрывали многие данные о демографической ситуации в стране. До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень смертности населения, рождаемость, младенческая смертность, число абортов, как ничто иное, отражают состояние государства. Системный кризис российского общества резко ухудшил демографическую ситуацию и здоровье населения. Заметно увеличилось число умерших практически из-за всех наиболее распространенных причин, ведущих к преждевременной смерти. «Независимая газета» (в номере за 2 февраля 1994 г.) пишет: «Разница между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью в Российской Федерации (и особенно в ее русских регионах) позволяет охарактеризовать Россию как страну с вырождающимся населением». В 1990 г., впервые за послевоенное время, наблюдалась естественная убыль населения. В 1993 г. ею были охвачены 68 субъектов РФ, где проживают 63% россиян, тогда как в 1992 г. таких субъектов было 45. Растет смертность населения в трудоспособном возрасте. Превышение смертности над рождаемостью начиная 1992 г. часто оценивается как депопуляция, т. е. вымирание России, составляющая около 700 тыс. человек в год. Это общая характеристика. Далее речь пойдет о конкретных демографических показателях. Учитель информатики. Для того, чтобы проанализировать демографическую ситуацию и сделать выводы, мы будем использовать такое средство визуализации данных (показателей) как диаграмма. Диаграмма (изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Далее теория диаграмм на слайдах №4-7. Для объяснения алгоритма построения диаграмм используется приложение с таблицами данных в файле Алгоритм построения диаграмм.xls (Приложение 1) Сегодня мы решили предложить вам объединить изучение демографической ситуации в современной России и правил составления диаграмм. Для этого вы, разбившись на группы и устроившись у компьютеров, работая с текстом пункта 1 § 10 учебника обществознания, рабочим материалом и материалами сети Интернет, охарактеризуйте и проанализируйте современную демографическую ситуацию в РФ на конкретных демографических показателях. Выработайте рекомендации по исправлению негативных явлений. Кроме того, ваша задача все цифровые значения представить в виде диаграммы. Работу представьте наглядно, обосновывая выбор того или иного вида диаграммы. Вопросы для первой группы: продолжительность жизни 1. Какова средняя продолжительность жизни
сегодня в России? Вопросы для второй группы: рождаемость 1. Назовите отличия традиционного
репродуктивного поведения от современного. Вопросы для третьей группы: смертность 1. Каковы данные статистики относительно уровня
смертности в России? Вопросы для четвертой группы: статистика абортов 1. Каковы статистические данные о числе абортов
в России? Вопросы для пятой группы: самоубийства 1. Каковы статистические данные о количестве
случаев суицида в нашей стране? Вопросы для шестой группы: миграция 1. Что такое миграция? |
Учащиеся разбиваются на группы, выбирая карточку с картинкой или по цвету. Рассаживаются к компьютерам с аналогичными карточками.
Ученики работают с предложенным материалом, а также с ресурсами интернета (Приложение 2). Составляют диаграммы и готовят ответы на предложенные вопросы. |
Применение нового знания | Предлагаем группам представить отчеты о проделанной работе. Один представитель от группы представляет итоги работы. Другой делает запись на листе ватмана, который висит на доске. Это пути решения проблемы. | Выступают представители от групп. Один представитель от группы представляет итоги работы. Другой делает запись – короткий вывод на листе ватмана, который висит на доске. |
Возврат к проблемам. | – Какие выводы по проблемам,
поставленным в начале урока можно сделать? – Итак, подводя итог всему сказанному вами, можно сделать следующие выводы. Озвученные здесь факты показали, что существуют угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации. 1. Общее
сокращение численности населения, снижение его
плотности до параметров почти в три раза меньше
среднемировых создадут опасность ослабления
политического, экономического и военного
влияния России в мире, возможность
дополнительных притязаний на территорию
Российской Федерации. |
Делают общие выводы. |
Оценка результатов работы | Предлагаем заполнить карту обратной связи (Приложение 3). | |
Рефлексия | Оценивают работу учащихся по критериям, озвученным ранее. (Приложение 4) | Заполняют карту обратной связи и отдают ее учителю. |