Урок русского языка по теме "Понятие о служебных частях речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: объяснение новой темы.

Цели урока: сформировать понятие о служебных частях речи.

Задачи урока:

  • научить различать самостоятельные и служебные части речи, знать значение каждой служебной части речи
  • воспитать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, к богатствам своей земли;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, прививать навыки грамотного письма и речи, выработать умение составлять связный текст на заданную тему, составлять дискуссионную карту.

Знания, умения, навыки и качества, которые ктуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: знать характерные признаки каждой части речи; уметь различать служебные части речи по признакам, научить использовать их в своей речи; выработать умение составлять связный текст на заданную тему, составлять дискуссионную карту.

Работа по развитию речи: выработать умение составлять связный текст на заданную тему, составлять дискуссионную карту.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический методы, групповая и индивидуальная работа, дискуссия

Оборудование урока: слайды, интерактивная доска, оценочные листы, раздаточные тексты

ХОД УРОКА

І. Оргмомент (Приложение 1)

ІІ. Эмоциональный настрой учащихся:

Я хочу учиться!
Я хочу работать!
Я хочу, учась, работать!
Я хочу, работая, учиться!

ІІІ. Побуждение интереса:

Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Морфологию (появляется карта Страны Морфология). Но чтобы попасть в эту страну, мы должны заполнить «таможенную декларацию». Первый пункт называется «Что я знаю» (учащиеся вспоминают все о морфологии по заданному началу). А оцениваться ваши знания сегодня будут по принятой в этой стране шкале – «умам». За каждый правильный ответ вы получите 1 ум (фишка с надписью 1 ум)

1. Я знаю, что морфология – это …

2. В русском языке … (10) частей речи, которые делятся на … (самостоятельные) и … (служебные). Заполняется схема:

3. Из данных названий частей речи выбрать самостоятельные ( имя существительное, имя прилагательное, предлог, глагол, имя числительное,
местоимение, частица, наречие, союз).

4. Какие части речи остались на доске? Как они называются? А значит тема нашего урока, ребята, будет связана со служебными частями речи (учитель подводит учащихся к следующему этапу урока).

ІV. Осознание смысла

Учитель: Сегодня мы попадем в один из прекрасных городов Страны Морфология – Служебные части речи. Второй пункт «таможенной декларации» будет называться «Что я узнаю нового».

(Учитель объясняет тему урока по таблицам, проецируемым на интерактивной доске)

Таблица 1

Визитная карточка города

  • не обозначают предметы, их признаки, действия, состояния и т.д.;
  • не имеют лексического значения;
  • выражают разные отношения между знаменательными частями речи;
  • вносят дополнительные смысловые оттенки;
  • служат для связи слов и построения предложений;
  • не могут употребляться самостоятельно;
  • не являются членами предложения

Таблица 2

Подойти К дому, заботиться О животных

Таблица 3

КОГДА в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет

Таблица 4

ДА здравствует солнце, ДА скроется тьма!

V. Работа в группах по закреплению темы (учащиеся разделены в группы по первым буквам своего имени)

  • Группа А из предложенного текста выписать все служебные части речи.

Кызылординская область расположена на юго-западе Казахстана.
Кызылорда – центр Кызылординской области, расположенной на западе Южного Казахстана. Основанная в 1817 году как военное укрепление Ак-Мечеть на пересечении караванных путей, в 1925 -1929 годах бывшая столицей КазАССР Кызылорда в настоящее время является значительным промышленным и культурным центром Казахстана.

  • Группа Б – разгадать кроссворд и узнать, какое слово зашифровано.

1. Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.
2. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия.
3. Словарный состав языка.
4. Разговор двух лиц.
5. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета.
6. Часть слова без окончания.
7. Раздел русского языка, изучающий правила написания слов

  • Группа В – придумать пятистишие к словам Предлог, Союз и Частица.
  • Группа Г – придумать лингвистическую сказку про Служебные части речи.
  • Группа Д – вставить в предложения необходимые предлоги и союзы.

…(на) территории Кызылординской области находится национальный заповедник "Барса-Келмес" (что …(в) переводе …(с) казахского означает "пойдя …(по) этому пути, обратно … (не) вернешься").
Основной достопримечательностью заповедника является обитающий здесь кулан (Азиатский дикий осел). …(До) последнего времени стада куланов были типичны …(для) этой местности.
…(На) грани исчезновения …(также) находится …(и) сайгак, истребляемый браконьерами …(как) будто …(из-за) их исцеляющих рогов.

VІ. Работа по развитию речи

Под музыкальное сопровождение (песня «Аралдан ?ш?ан а??улар») учитель читает стихотворение «Монолог Аральского моря» А.Калитина.
После чтения стихотворения учащимся раздается текст, в котором они должны найти все служебные части речи, обозначить их графически.

«Я Арал, слывший издавна морем,
Но сегодня в соленой пыли
С перерезанным насухо горлом
Исчезаю с лика Земли.

В летний зной я пытаюсь цепляться
За соломинки на берегах,
Но мои ослабевшие пальцы
Обгорают в каленых песках.

Я зимою воплю, я зубами
Удержать жажду каждый рубеж,
Но в прибрежье, усыпанном льдами,
Лишь теряю осколки надежд.

Укормилицы снежные груди,
Где-то там, среди гор, далеко
По долинам текло изумрудным,
Направляясь ко мне молоко.

Я вбирал его, грудью кипящей
Растворяя весеннюю синь
Опрокинутой утренней чаши
Колыбельного неба пустынь.

Я исчез, мне не вызволить долга,
Чей за мною наступит черед?..»
Я Байкал…
Я Чернобыль…
Я Волга…
В ожидании чуда народ…

На экране проецируются слайды с изображением Аральского моря – прошлого и настоящего. После работы над текстом учащиеся заполняют дискуссионную карту «Мы верим в чудо: море вернется!»

Да Нет

1.
2.
3.

Вывод: (учитель подводит итоги и делает вместе с учениками выводы)

VІІ. Рефлексия

Учитель: Третий пункт «таможенной декларации» называется « Как изменились мои знания». Итак, взглянем на себя со стороны… ( ученик выбирает предложенные позиции и отстаивает свое мнение)

  • Собой доволен, так как…
  • Собой не доволен, так как…
  • Узнал нового…

Учитель: Сегодня, ребята, мы не зря говорили о нашей малой Родине – Кызылординской области. Ей исполнилось ровно 70 лет! Наш урок – это небольшой вклад в дело процветания нашей области и нашего родного города, в будущее которого мы не устаем верить! Море обязательно вернется!!! (проецируются слайды с изображением достопримечательностей области и города).

VІІІ. Домашнее задание:

(по уровневой дифференциации)

«3» – упражнение № 258
«4» – упражнение № 257 и заполнить диаграмму Венна «Самостоятельные и служебные части речи»
«5» – упражнение № 256 (задание повышенной сложности!)

ІХ. Комментирование оценок

Подсчитывается количество «умов», заработанных учениками, особо отличившимся вручается Орден Умника.