Тип урока: урок развития речи.
Цель: совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
Задачи:
- Образовательный аспект:
- научить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
- закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;
- повторить разделы науки о языке, такие как:
- стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
- лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
- орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных;
- синтаксис – знаки препинания в предложениях с обособленными членами( обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом) и обособленные определения, выраженные причастными оборотами; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и в бессоюзных сложных предложениях.
- Развивающий аспект:формировать умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; развивать творческие способности учащихся.
- Воспитательный аспект:формирование гражданской позиции, воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.
Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст, диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для прослушивания.
Материал содержит презентацию. В презентации
– 45 слайдов, первый и последний из которых –
заглавие и информационные ресурсы.
Начало показа с 1-го слайда. Переход между
слайдами осуществляется автоматически.
На слайде №4 – запись звуков моря и крика морских
чаек через 3 секунды плавно переходит к
аудиозаписи текста Ю. Графского и видеозаписи
полёта чаек.
На слайдах №14-23 автоматически появляется
задание, а через несколько секунд триггеры с
ответами.
Работа слайдов устроена так: сначала задаётся
вопрос, а затем – ответ!
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (слайд 1)
Вступительное слово учителя.Создание проблемной ситуации (мотивация).
Записываем в тетради: «Число. Классная работа.
Работа с текстом».
Сегодня мы будем учиться писать
сочинение-рассуждение–готовиться к выполнению
части С ЕГЭ по русскому языку.
А ещё, открою вам секрет, наш урок поможет вам
подготовиться к домашней работе.
2. Домашнее задание (слайд 2):
Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Текст теста №5
- Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
- Сформулируйте позицию автора
- Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, приведите аргументы.
- Сделайте вывод.
3. Введение в тему (беседа). Слайд №3
Универсальные учебные действия:
- Мотивация
- Целеполагание
- Умение слушать учителя.
– Прислушайтесь, что это? (Шум моря…)
(Экран. Шум моря. Крик чаек. Звучит запись текста). Слайды №4, 5
Универсальные учебные действия:
- Выдвижение гипотезы;
- Речевое оформление (речевая грамотность);
- Публичное исполнение.
4. Работа с текстом Слайд №6
– Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
– Каковы основные правила построения текста? (Отвечают
на вопрос, а на экране появляется таблица.)
Слайд №7
– К какому стилю речи можно отнести этот текст?
Слайды №8,9
– К какому типу речи можно отнести этот текст?
Выступление ученика (Публичное исполнение)
Слайд №10
Слайд №11
– О чём же этот рассказ? (Ответы)
Слайд №12
– Что помогает автору передать свои мысли и
чувства, воздействовать на читателя? (Средства
художественной выразительности).
– Давайте вспомним, какие средства
художественной выразительности мы знаем?
Слайды №13-23 Терминологический диктант
- Сочетание противоположных по значению слов (Оксюморон)
- Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (Сравнение)
- Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (Гипербола)
- Образное определение (Эпитет)
- Перенесение значения по сходству (Метафора)
- Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (Градация)
- Одинаковое начало нескольких предложений (Анафора)
- Одинаковая концовка (Эпифора)
- Членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной На письме точкой, многоточием или тире (Парцелляция)
- Расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (Инверсия)
Слайды №24-26 Самостоятельная работа
– А какие средства художественной
выразительности есть в нашем тексте? (Работа с
рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает
образец рецензии, текст которой лежит на парте у
каждого ученика)
Листочки с ответами рецензии собираю. На экране
проецируется правильный ответ.
– Все средства художественной выразительности
названы? Учащиеся должны найти ещё два средства
художественной выразительности. Если они
затрудняются – подсказываю.
(Парцелляция, инверсия.)
Слайды №27, 28
– Какие синтаксические конструкции
преобладают в данном тексте? (Предложения с
обособленными членами).
– А какие члены предложения называются
обособленными? (Ответы)
Слайды №29, 30
Работа с предложением. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4.
– Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты, прилагательные? (Чтобы показать красоту птиц)
Слайд №31
– На какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении? (Ответы)
У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила:
- безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
- О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
- Н, НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.
Слайд №32
– Проверяем и объясняем расстановку знаков препинания!
Слайды №33,34
– Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.
Слайды №35,36
– Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторженно замахали руками.
Слайд №37
– В тесте я случайно, когда печатала, только сейчас заметила, допустила грамматические ошибки, найдите их.
- Скоро вся палуба была полна людьми.
- И вдруг появился этот человек… с руками, покрытыми густой паутиной наколки.
Слайд №38
– Найдите ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, и выпишите их в виде словосочетаний, определите тип связи.
Слайд №39
– Итак, какова же главная мысль данного текста?
– Какую проблему поднимает автор текста?
– Какова позиция автора? (Автор осуждает
человека в надвинутой на брови кепке, и это
презрение передаётся через выражения:
В тёмном пиджаке
Руками, покрытыми густой паутиной наколок
Тяжёлая рука
Широкая тёмная ладонь
Едва разжимавшиеся губы
С тёмными наколотыми руками)
Слайд №40
– Составьте синквейн. Например:
Человек
Бездушный, жестокий
Старался обмануть, поймать, погубить чайку
Вдруг леска оборвалась
Жестокость
Слайд №41
– А как вы относитесь к этому человеку?
– Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на
палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не
смог погубить чайку. Очень обидно за людей,
спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.
Слайд №43
– Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из скольких частей должно состоять наше сочинение?
5. Творческая работа в группах:
1 вариант придумывает вступление к
сочинению,
2 вариант – формулирует и комментирует одну
из проблем, поднятых в тексте Ю.Графского.
3 вариант – определяет авторскую позицию,
4 вариант – излагает собственное мнение,
аргументируя, опираясь на жизненный или
читательский опыт,
5 вариант – рассуждает об актуальности
проблемы,
6 вариант – придумывает возможное
заключение к сочинению.
Свои размышления учащиеся записывают в
тетрадь.
В течение нескольких минут ребята выполняют
предложенное учителем задание.
6. Прослушивание коллективной творческой работы
Один учащийся из каждого варианта поочередно прочитывает созданный фрагмент сочинения. Остальные внимательно слушают , фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.
7. Беседа с элементами анализа коллективной работы
Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения-рассуждения.
Слайд № 44 Рефлексия
– Как вы считаете, что удалось нам сегодня на уроке
8. Формулирование вывода по уроку учащимися
– Чему был посвящен сегодняшний урок?
– Каковы результаты нашей работы?
9. Подвожу итог
Комментирую оценки.
Использованные источники
- Войлова К.А., Лебеденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.10-11 классы: Метод. Пособие.– М.: Дрофа, 1997
- Русский язык: Краткий справочник школьника. 5-11 классы/ К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденёва, П.А. Лекант; под ред. П.А. Леканта.– М.:Дрофа, 1997
- Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой.– 13-е изд., испр.– М.: Рус. яз., 1981, стр. 687
- Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова.– М.: Дрофа, 1999, стр.79-81
- Русский язык, 10-11 классы. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.-изд. АСТ, Астрель, 2011
- http://razuznai.ru/sinkvejn.html
- http://bir-school-5.ru/index.php/2-uncategorised/67
- http://www.imc-new.com/index.php/summaryatt/201-prosecution-of-making-reasoning-in-the-xi-class-at-preparation-to-ege
- http://moirus.ru/podgotovka-k-ege/ege-sochinenie-rassuzhdenie-chast-s
- http://pedsovet.su/load/321-9-3