Цель: изучить соединения галогенов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
- Познакомиться с основными представителями галогенов;
- Изучить физические и химические свойства основных представителей галогенов, способы их получения;
- Выявить качественные реакции распознавания галогенид-ионов;
- Сформулировать значение соединений галогенов в зависимости от области их применения.
Метапредметные
Познавательные:
- Выделять главные, существенные признаки при характеристике соединений галогенов;
- Определить критерии для сравнения представителей галогеноводородов;
- Сравнивать галогеноводороды по выделенным критериям;
- Выявлять причинно-следственные связи свойств галогеноводородов и их применения.
Регулятивные:
- Поставить основные задачи в изучении данной темы урока;
- Планировать и корректировать свою деятельность и деятельность своей группы в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- Выполнять наиболее рациональную последовательность при выполнении учебной задачи;
- Оценить свою работу и работу группы в целом при разрешении проблемных ситуаций;
- Соблюдение правил ТБ при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Коммуникативные:
- В ходе фронтальной работы определить критерии для характеристики представителей галогенов;
- Умение вести дискуссию;
- В ходе групповой работы уметь определять химические свойства соединений галогенов, подтверждая их практической деятельностью (опытом);
- В ходе групповой работы уметь устанавливать причинно-следственные связи между результатом реакции на галогенид-ионы и реагентами;
- Излагать свою точку зрения по поставленной проблеме
- Находить приемлемое решение при наличии разных ответов.
Учебно-информационные:
- Поиск и отбор необходимого источника информации;
- Работа с текстовыми компонентами: перевод и анализ внетекстового компонента (рисунка 51 и 53);
- Создание собственной информации о характеристике соединений галогенов и ее представление в соответствии с учебной задачей;
- Работа с химическим оборудованием и реактивами для обоснования свойств и качественных реакций соединений галогенов.
Личностные:
- Проанализировать свою работу, работу в группе и работу своей группы по решению данной проблемы;
- Умение слушать высказывания товарищей в ходе обсуждения проблемы.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, проектор, оборудование и реактивы для проведения опытов.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы будем продолжать изучение темы «Галогены», но познакомимся с такими веществами, существование которых вам известно, но об областях применения и существования которых вы даже не подозревали. Хотите открыть неизвестное в известном? Тогда прослушайте и определите, о каких формах существования галогенов идет речь:
- Эта кислота содержится в нашем желудке, без нее невозможно переваривание пищи? (Соляная)
- А эту кислоту используют для изготовления надписей и рисунков на хрустале? (плавиковая)(слайд 2, 3 )
III. Актуализация опорных знаний.
Итак, а теперь давайте запишем формулы данных кислот: HCl HF. Что общего вы видите?(хлор и фтор – элементы 7 группы). Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что галогены, входящие в состав данных кислот, соединяясь с водородом образуют такую форму существования, которая называется… Давайте выведем универсальную формулу кислоты, характерной для всех представителей 7А группы.(НГ)
IV. Сообщение темы урока и постановка целей.
Вот мы и подошли к названию темы сегодняшнего урока: «Соединения галогенов». А как вы думаете, что нового мы должны узнать о соединениях галогенов?
V. Изучение нового материала.
Работа с информацией. Мы с вами говорили о том, что прежде, чем изучать новое вещество, необходимо узнать, какое оно на вид, на «ощупь». Скажите, как обычно называют такие «визуальные» или внешние свойства? (физические) Давайте выявим критерии для сравнения физических свойств соединений галогенов, прочитав текст учебника. Вы пояснили, что кислоты хорошо растворяются в воде, тогда поясните пожалуйста внетекстовый компонент 51 на стр.111и ответьте на вопрос: почему соляная кислота – жидкость, хотя хлороводород – бесцветный газ?
Итак, мы выяснили, что при растворении в воде, газообразные галогеноводороды образуют…что? Давайте соотнесем названия кислот с формулами галогеноводородов. (слайд 4)
HF HCl HBr HY
фтороводородная соляная бромоводородная йодоводородная
Скажите, а что общего вы можете видеть у кислот? Назовите критерии сходства галогеноводородных кислот (по содержанию кислорода, по числу атомов водородов, по степени диссоциации, по растворимости, по летучести). Как известно, Н-Г – сильные кислоты, лего диссоциирующие на ионы Н+ и Г-. Но вот возникает вопрос: «Одинакова ли сила кислот данной группы, или же есть различия? Если есть, то в чем оно заключается и какой закономерности оно придерживается?» Ответить на данный вопрос вам поможет текстовая информация в учебнике. Давайте расположим кислоты в порядке возрастания их силы? Давайте подведем итог: Скажите, что общего и в чем различие? (слайд 5)
HF Расположены в 7 А группе, но с ростом заряда и периода растет радиус и, следовательно, сила кислоты
HCl
HBr
HY
Подумайте, пожалуйста, и определите из ряда кислот, какая является наиболее технически важной? Изучив текстовую информацию на стр. 111 и рассмотрев внетекстовый компонент 52, сформулируйте 2 основных способа получения соляной кислоты (слайд 6)
- Промышленный H2+Cl2=2HCl
- Лабораторный NaCl+ H2SO4= HCl+NaHSO4
У меня опять возникает вопрос: « Скажите, а почему в промышленности не используют способ получения соляной кислоты из хлорида натрия, ведь известно, что хлорид натрия – поваренная соль и в природе ее предостаточно»?
VI. Работа в группах.
Итак, а теперь, зная физические свойства и способы получения, мы можем перейти к изучению химических свойств. Химические свойства галогеноводородов мы будем изучать на примере соляной кислоты. Но прежде, чем перейти к изучению данных свойств давайте вспомним, какие химические свойства характерны для всех кислот и на каком главном принципе они основываются. На ваших столах имеются лотки с реактивами. Ваша задача, соблюдая правила ТБ, практически изучить химические свойства кислот, записать уравнения получившихся реакций и определить тип реакции и ее продукты. (слайд 7)
-
Ме(цинк, медь) + соляная кислота
МеО (оксид цинка, оксид меди) + соляная кислота -
МеОН + соляная кислота
Соль (карбонат нартия) + соляная кислота
Скажите, а с помощью чего мы определяем наличие того или иного иона в растворе? Правильно, с помощью специальных реагентов, а те реакции, которые определяют качественный состав ионов, называют качественными. Проанализировав текст учебника на стр. 112-113, качественным путем определите наличие конкретных реактивов у вас в пробирках. (слайд 8)
-
Ag + Cl- = AgCl↓
Ag + Br- = AgBr↓ -
Ag + Y- = AgY
Какой универсальный реагент использовался для определения галогенид ионов? Какую окраску мы отмечаем? Скажите, а все ли галогенид- ионы мы определили в растворе? Можно ли применить другие реагенты для определения фторид- ионов? Каким главным принципом мы будем руководствоваться при определении данных ионов?
Вот смотрите, мы изучили физические свойства, химические свойства, качественные реакции, получения соляной кислоты. И у меня возник вопрос, а для чего вообще мы все это изучаем? Где нам могут пригодиться знания о соляной кислоте? Давайте заполним схему применения соляной кислоты (слайд 9)
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
Итак, наш урок подошел к концу. Скажите, с каким настроением вы его покидаете? Понравилась ли вам своя работа и работа вашей группы? Может, были в чем-то затруднения. (Дети высказывают свои мнения). (слайд 10)
VIII. Домашнее задание.
§ 19, упражнение 2, 4. Творческое задание на тему: «Применение хлорида натрия» (слайд 11)
Список литературы:
- Химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 18-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011.
- Химия.9. кл. : рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – 141-е изд. , стереотип. – М. : Дрофа, 2013.