Цель:
- Уточнить и обобшить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;
- Прививать любовь к поэзии;
- Развивать художественно-речевые и исполнительские умения дошкольников.
Оборудование:
- Портрет С.Я. Маршака;
- Выставка книг С.Я. Маршака с иллюстрациями разных художников;
- Выставка детских рисунков по произведениям С.Я.Маршака, выставка книжек-малышек, изготовленных детьми совместно с родителями;
- Мультимедийная презентация.
Ход занятия
Включен Слайд 1. Дети и воспитатели входят в зал, здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости и дорогие дети. Сегодня мы собрались в гости к Самуилу Яковлевичу Маршаку. С самого раннего детства мы знаем его веселых героев и сами рассказываем его добрые стихи. Посмотрите на книги, которые написал С.Я.Маршак. (На слайде). Наши детки вместе с мамами и папами нарисовали рисунки любимых героев Маршака. Мы подготовили альбом со стихами Маршака в уголке для родителей, с ним, уважаемые родители, вы могли познакомиться перед нашим путешествием.
Слайд 2. С.Я. Маршак жил и трудился в 20 веке. Он чувствовал, что его стихи и сказки будут читать дети 21-го века. В 1962-м году он написал такие строки:
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
Слайд 3. С.Я. Маршак был всегда добрым другом детей. Он подружил с поэзией многих ребят, показал, что стихами можно рисовать цветные картины мира, рассказывать занимательные и поучительные истории, научить человека думать, мечтать о будущем.
Слайд 4. Выходит мальчик в шапочке птенца.
Воспитатель: Посмотрите,кто к нам пришел?
Ребенок читает стихотворение «Где обедал, воробей?» Слайд 5-6.
Воспитатель: Хотите в зоопарк? Конкурс: Разрезные картинки «зоопарк» несколько детей собирают вместе с родителями.
Воспитатель: Дети, а вы могли бы узнать животных по голосу? Игра: «Узнай по голосу» (книга «Животные»)
Слайд 7. Воспитатель: Вы, конечно, догадались, что стихотворение «Где обедал воробей?» написал С.Я. Маршак. Мы с вами, дети, знаем и другие стихи Маршака. Кто хочет прочесть?
Дети читают стихотворения.
Слайд 7. Воспитатель: Ой, кто это к нам стучится?
Воспитатель:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он! Это он!
Ленинградский почтальон! Слайд 9.
Входит ребенок-почтальон, достает из сумки конверты-письма. Каждое письмо с заданием из произведений С.Я.Маршака)
1-й конверт: отрывки из стихотворений, надо угадать их название:
«Стала девочка учить котенка говорить:
– котик,скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок! Слайд 10-12.
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок,
Видно варится обед.
Есть тут звери или нет?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? Слайд 13.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
– Лисавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего идут дела,
Голова пока цела. Слайд 14.
2-й конверт: загадки, сочиненные С.Я. Маршаком:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки). Слайд 15.
Держусь я только на ходу,
А если стану – упаду. (Велосипед)
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем,
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
Слайд 16. Воспитатель: Ребята, С.Я. Маршак написал для вас «Веселую азбуку», чтобы детям было легче и интересней знакомиться с буквами и цифрами.(Показывает книжку)
3-й конверт – буквы.Воспитатель показывает букву, а дети читают стихи из «Азбуки»
А: Аист с нами прожил лето,а зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
М: Мед в лесу медведь нашел,мало меду,много пчел.
О: Ослик был сегодня зол: он узнал,что он осел.
С: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он
У: Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Я: Ягод нет кислее клюквы, я напамять знаю буквы.
В этой книжке есть стихи о цифрах, о красках, о временах года.
4-й конверт: Игра «Веселая математика» (Задачи в стихах на внимание)
Два мышонка грызли корку,
Два сырок тащили в норку.
Сколько их у нас в квартире?
Два плюс два – всего…(ЧЕТЫРЕ)
Два гриба нашел лисенок,
Три гриба нашел лосенок.
Еслт все грибы сложить,
Если рядом положить,
А потом пересчитать,
То грибов получим…(ПЯТЬ).
Пели песню две синицы,
Две подружки, две певицы.
Тут одна из них пропала,
Видно, петь она устала.
Здесь подсказка не нужна:
Было две, теперь ….(ОДНА).
5-й конверт: С.Я. Маршак был замечательным сказочником. И здесь в конверте отрывки из сказок Маршака. Я буду читать, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки этот отрывок.
Слайд 17.
Побежала мышка-мать, стала щуку в няньки звать,
– Приходи к нам, тетя щука, нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука – не услышал он ни звука:
Разевает щука рот – а не слышно, что поет….(«Сказка о глупом мышонке»)
Слайд 18.
Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы, рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном и заснул спокойным сном…(«Вот какой рассеянный»)
Слайд 19.
Бим-бом! Тили-бом! На дворе - высокий дом.
Ставенки резные, окна расписные.
А на лестнице ковер – шитый золотом узор.
По узорному ковру сходит кошка поутру…(«Кощкин дом»)
Театрализация по произведению С.Я.Михалкова «Кошкин дом», текст С. Маршака, музыка В. Золотарева.
Рассказчик:
Против дома у ворот
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки.
Рассказчик:
Вот пришли к богатой тетке
Два племянника-сиротки
Постучались под окном,
Чтобы их пустили в дом
Исп. «Песня котят»
Кот Василий:
Пошли вы, попрошайки,
Небось хотите сливок
Вот я вас за загривок!
Рассказчик:
К богатой кошке гость пришел –
Известный в городе козел
С женой, седой и строгой,
Козою длинноногой.
Петух явился броевой
За петухом – наседка.
И в легкой шали пуховой
Пришла свинья-соседка.
Все: (козел,коза, петух,курица, свинья)
Сейчас пришли мы впятером
Взглянуть на ваш чудесный дом.
О нем весь город говорит!
Кошка: Мой дом для вас всегда открыт!
Рассказчик:
Почтенная хозяйка,
Ты спой им и сыграй-ка!
Исп. произвольную пляску.
Рассказчик:
Хозяйка и Василий, усатый старый кот,
Не скоро проводили соседей до ворот.
Словечко за словечком – и снова разговор.
А в доме перед печкой огонь прожег ковер.
Вернулся кот Василий и кошка вслед за ним.
И вдруг заголосили: - Пожар! Горим! Горим!
Все:
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
Свинья: Разбегайтесь кто куда!...
Курица: Куд-куда! Беда,беда!
(кошкин дом рушится)
Петух: Вот и рухнул кошкин дом!
Козел: Погорел со всем добром!
Кошка: Где теперь я буду жить?
Кот Василий: Что я буду сторожить?
Рассказчик:
Вот шагает по дороге кот Василий хромоногий,
Спотыкаясь, чуть бредет, кошку под руку ведет,
На огонь в окошко щурится… - Тут живут петух и курица?
Курица:
Я бы рада и сама пригласить тебя, кума,
Но мой муж дрожит от злости, если к нам приходят гости.
Кошка: А зачем же в эту среду ты звала меня к обеду?
Курица: Я звала не навсегда ,и сегодня не среда.
Кошка идет к козе
Кошка:
Эй, хозяюшка, впусти, мы замучились в пути,
На дворе и дождь и снег, ты пусти нас на ночлег!
Не жалей для нас угла!
Коза: Вы спросите у козла.
Кошка: Что ты скажешь нам, сосед?
Коза: Говори, что места нет! (тихо)
Козел: Мне коза сейчас сказала, что у нас тут места мало.
Кошка идет к свинье
Кошка: Ты впусти меня, свинья, я осталась без жилья.
Свинья:
Нам самим простора мало, - повернуться негде стало,
Есть просторнее дома, постучись туда кума!
Кошка идет к котятам
Котята: Кто там стучится у ворот?
Кот Василий:
Я – кошкин дворник, старый кот
Прошу у вас ночлега, укройте нас от снега!
Котята:
Ах, кот Василий, это ты? С тобой и тетя кошка?
А мы весь день до темноты стучались к вам в окошко.
Ты не открыл для нас вчера калитки, старый дворник.
Кот Василий: Какой я дворник без двора! Я нынче беспризорник…
Кошка: Простите, если я была пред вами виновата,
Кот Василий: Теперь наш дом сгорел до тла, впустите нас, ребята!
Котята:
Да ведь у нас убогий дом, ни печки нет, ни крыши.
Почти под небом мы живем, а пол прогрызли мыши.
Кот Василий: А мы, ребята вчетвером, давайте строить новый дом!
Котята:
Ряд за рядом бревна мы положим ровно!
Щелки паклею забьем – и готов наш новый дом!
Завтра будет новоселье,
На всю улицу веселье!
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!
Исп. танец «Полька»
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие в гости к дедушке Маршаку.