Виртуальное путешествие "Бонн – старейший немецкий город на Рейне"

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


ВСТУПЛЕНИЕ

Современное общество достигло такого уровня развития, при котором возникла необходимость в эстетическом отношении человека к действительности.

Эстетическое воспитание — формирование целостной, гармоничной личности, воспринимающей и преобразующей мир по законам красоты. В узком смысле слова, эстетическое воспитание — это воспитание способности к эстетическому освоению мира.

В.А. Сухомлинский писал: «Задача школы — делать так, чтобы уже в годы отрочества человек жил в мире красоты».

Красота — это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Красота, если она одухотворена, очеловечена, несёт в себе добро. Встреча с добром и красотой дарят ребёнку радость.

Мы, педагоги Оренбургского президентского кадетского училища, хотим видеть наших воспитанников людьми, тонко чувствующими и понимающими красоту, людьми с эстетическим восприятием мира.

В данной методической разработке мы предлагаем нестандартную форму организации урока в виде виртуального путешествия как одного из способов воспитания эстетически развитой личности.

КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – АРТИСТ, МУЗЫКАНТ, ХУДОЖНИК!

«Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания».
В.А. Сухомлинский

Целью обучения иностранному языку сегодня является формирование коммуникативной компетенции. Умение общаться — это не только умение правильно говорить, но и умение слышать и слушать, переживать и сопереживать. Достигнуть этого, не затрагивая эмоциональной сферы учащихся, невозможно, и в этом смысле урок иностранного языка близок к предметам эстетического цикла: музыке, изобразительному искусству.

Искусство называют «школой чувств», так как, воздействуя художественными образами на учащегося, оно порождает сопереживание, пробуждает эмоции. Художественный образ, формирующийся в сознании ученика, способствует эмоциональному восприятию материала и эмоциональному развитию личности. Там, где кончается ощущение красоты жизни и природы, начинается цинизм, неоправданная жестокость, духовный распад личности.

Именно поэтому такой аспект как духовно-эстетическое воспитание является очень актуальным. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном развитии, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высоко эстетической и нравственной личности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной, эстетически развитой личности, способной созидать, а не только потреблять. Данная проблема особенно актуальна в нашем училище, так как учащиеся находятся в закрытом коллективе, они в меньшей степени ощущают влияние семьи (по мнению современных исследователей именно в семье закладываются основы нравственного и эстетического воспитания ребёнка с первых дней его жизни). Поэтому на педагогов училища ложится двойная ответственность в плане воспитания нравственной эстетически развитой личности.

Урок иностранного языка имеет широкие возможности в вопросе эстетического воспитания. По мнению ведущего методиста Китайгородской «иностранный язык является межпредметным предметом, который имеет широкие возможности интеграции с другими общеобразовательными дисциплинами». На уроках иностранного языка не только затрагиваются всевозможные темы, но язык сам по себе «хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Язык – духовное богатство народа» (В. А. Сухомлинский). Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

Но как заинтересовать воспитанников? Какие формы и методы проведения занятий наиболее эффективно смогут воздействовать на учащихся пятого класса, апеллировать к их чувствам и душе? Каковы педагогические условия для реализации этих методов и форм урока?

Учащиеся пятого класса – это младший подростковый возраст, который имеет ряд своих особенностей и сущностных характеристик.

Во-первых, это ребята, которые находятся на этапе перехода от детства к подростковому (одному из сложных в жизни) периоду своего развития.

Во-вторых, это ребята, пришедшие из начальной школы в среднее звено. Они находятся в ситуации адаптации к новым условиям обучения и жизни в учреждении закрытого типа.

В-третьих, эмоционально-духовная сфера ребёнка претерпевает в это время значительные изменения: возникает потребность в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе; ведущим мотивом общения является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд; изменяется познавательная деятельность подростка, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность может касаться науки, техники, искусства.

В-четвёртых, в связи с физическими изменениями, происходящими в организме, для подростка характерна достаточно быстрая утомляемость и потеря интереса при монотонных неинтересных для него занятиях.

Учитывая вышеперечисленные пункты, мы определили форму проведения урока как виртуальное путешествие в старинный немецкий город. Страсть к путешествиям испытывает едва ли не каждый человек, и такая форма проведения урока, несомненно, поддерживает мотивацию к изучению предмета. Одним из принципов отбора методов и форм организации урока был обучение в деятельности (один из главных принципов личностно-ориентированного подхода). Поэтому, «гуляя» по улицам старинного немецкого Бонна, на улице, где живут и творят уличные художники, ребята тоже рисовали картины, отражая на бумаге свои эмоции, возникающие при прослушивании музыки великого немецкого композитора Бетховена, родиной которого и является тихий, старинный, провинциальный город Бонн. А, проходя по одной из центральных улиц города, где ежегодно шумит фестиваль уличных театров, как не поучаствовать в представлении, и не попробовать свои силы в актёрском мастерстве? Поэтому ребята с удовольствием инсценировали сказку братьев Гримм «Золотой гусь», где у каждого была своя роль и характер. А, увидев фабрику по производству всемирно известных конфет «HARIBO», кто же откажется попробовать это любимое лакомство немецких детей?

Выбор форм и методов организации урока в соответствии с принципами личностно-ориентированного обучения и обучения в деятельности позволил решить несколько педагогических задач и достичь цели, поставленной в начале урока:

  1. Поддержание высокой мотивации на уроке – ребятам действительно было интересно ощущать себя художниками, артистами и музыкантами.
  2. Поддержание высокой плотности урока – большое количество разнообразных заданий и видов деятельности держало ребят в тонусе, не давало утратить интерес.
  3. Разнообразие видов деятельности – быстрая смена разных видов работы (говорение, аудирование, просмотр и анализ видеосюжета, рисование, драматизация) соответствует особенностям младшего подросткового возраста.
  4. Обучение в деятельности – ребятам гораздо интереснее самим создавать картину своими руками и играть в театральной постановке, чем просто читать текст или слушать его в записи. При этом у ребёнка рождается реальная потребность описывать свои возникающие эмоции и оформлять свои мысли на иностранном языке.
  5. Реализация принципа учёта личностных особенностей ребёнка – на уроке каждому ребёнку была дана возможность проявить себя. Каждый учащийся играл свою роль в инсценировке, каждый рисовал свою картину. Ребята заранее получили индивидуальное домашнее задание и справились с ним хорошо: некоторые учащиеся играли роль учителей изобразительного искусства и подготовили сообщения о значении цвета в жизни человека, один учащийся играл роль учителя музыки и сделал синхронный перевод видеосюжета о жизни и творчестве Бетховена. Все без исключения (в их числе и не самые успешные учащиеся) могли почувствовать себя и художниками, и артистами, и музыкантами.
  6. Снятие психологического и языкового барьера – выбор особых методов и форм урока позволяют создать спокойную, дружескую и одновременно рабочую атмосферу на уроке, что снимает психологические трудности и нейтрализует боязнь сделать ошибку.

Ребятам урок очень понравился. Об этом говорят их отзывы:

Виктор Кунцевский: «Это было как будто реальное путешествие, мы очень много узнали о Бонне, будто по-настоящему там побывали. Я хочу выучить язык и посетить Германию»

Дима Абоимов: «Мы слушали музыку Бетховена и описывали свои чувства. До этого я не очень любил классическую музыку. Но музыка Бетховена произвела на меня очень сильное впечатление!»

Артём Баюшев: «Немецкий язык мне даётся не очень легко. Но я очень рад, что у меня получилось сделать перевод видеофильма, хотя это было очень трудно»

Роман Притчин: «Я не очень люблю рисовать, но мне очень понравилось делать это под музыку, и у меня получилась классная картина!»

Илья Морозов: «Мне понравилось играть в инсценировке. Фразы запоминаются как бы сами собой. Я надеюсь, что мы сделаем ещё несколько постановок. Так даже легче запоминать слова»

Использование игры, обучение в деятельности, апеллирование к чувствам и эмоциям учащихся позволило детально и всесторонне смоделировать ситуацию посещения старинного немецкого города, почувствовать его атмосферу, понять традиции и культуру другого народа, эстетически осмысливать окружающие реалии.

Урок в форме виртуального путешествия имеет широкие интегративные возможности: особенности изучаемого объекта (город Бонн) позволяют сообщить учащимся знания по таким предметам как музыка (Бонн – родина великого Бетховена), изобразительное искусства (творчество уличных художников), актёрское мастерство (ежегодный фестиваль уличных театров - типичное европейское явление).

Урок в нетрадиционной форме позволяет решать ряд методических, познавательных и воспитательных задач. Воспитанники становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, за счет разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников. Нестандартная форма урока позволила активизировать коммуникативные навыки воспитанников и способствовала формированию положительной мотивации к изучению второго иностранного языка.

Анализ проведённого урока позволяет сделать некоторые выводы:

  1. Изучение иностранного языка повышает духовно-эстетическую культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру.
  2. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения.
  3. При тщательном выборе форм и методов изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.
  4. Процесс нравственно-эстетического воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется интегративный подход в обучении на основе использования художественных произведений, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у ребят личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

РАЗРАБОТКА УРОКА – ВИРТУАЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ «Бонн – старинный немецкий город на Рейне (Бонн – старинный немецкий город на Рейне)».

Цель урока: Формирование у учащихся способности, готовности и желания участвовать в коммуникативной деятельности; самосовершенствование личности учащихся через интеграцию немецкого языка и предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, театр)

Задачи:

Образовательные

  1. Активизировать лексику по теме «Старинный немецкий город»;
  2. Закрепить лексику по теме «Цвета», «Прилагательные»;
  3. Учить работать с видеофрагментами, извлекая необходимую информацию;
  4. Учить применять знания в новой ситуации;
  5. Расширить общий кругозор учащихся в рамках темы «Город», сообщить знания лингво-страноведческого характера.

Развивающие

  1. Развивать компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности.
  2. Развивать умение эстетического восприятия музыки, развивать умение оформлять свои мысли и чувства словами иностранного языка, развивать воображение при помощи моделирования ситуаций общения.
  3. Формировать приемы продуктивной творческой деятельности (слушаю музыку – анализирую возникающие эмоции – подбираю цвет – рисую свои эмоции на бумаге).
  4. Развитие умения общаться (речевой этикет) и участвовать в драматизации сказки (эмоционально играть свою роль на иностранном языке).

Воспитательные:

  1. Воспитание чувство патриотизма и любви к своему городу, уважения к другим странам мира, их традициям, культуре.

Тип урока: обобщение.

Форма: виртуальное путешествие.

Ход урока

L. Оргмомент Hallo, liebe Schüler! Wie geht’s heute?

S. Danke, gut!

L. Es freut mich! Heute lade ich euch zu einer Reise ein! Wir besuchen ein schönes Land, das im Zentrum Europas liegt und erfahren viel Neues und Interessantes!

1. Этап прогнозирования.

учащиеся самостоятельно определяют тему урока, делая предположения с опорой на картинки, и приходят к выводу, что мы отправляемся в путешествие в страну, расположенную в самом центре Европы. (Слайд 1)

Название страны ребята складывают из рассыпавшихся на доске букв: Германия (Deutschland) - (Слайды 2-3)

 

2. Этап контроля пройденного материала.

на карте Германии учащиеся показывают самые крупные и знаменитые города, отмечают, чем они примечательны (Говорение с опорой на имеющие знания). С опорой на фотографии они делают предположение о том, какой город мы посетим сегодня – Бонн.

(Слайд 4)

3. Развитие аудитивных навыков с опорой на видеосюжет.

Учащиеся просматривают видеосюжет о Бонне и его окрестностях и отвечают на вопросы учителя (контроль понимания информации) – (Слайд 5)

4. Контроль лексики по теме: «Город».

Учащиеся совершают виртуальную прогулку по улицам города и описывают здания и вывески, которые видят (умение применять знания в новой ситуации) – (Слайд 6)

5. Аудирование.

В центре города учащиеся видят памятник знаменитому немецкому композитору Людвигу Бетховену. Учащиеся смотрят видеосюжет о жизни и творчестве этого музыканта. Один учащийся (Баюшев Артём) делает синхронный перевод текста видеосюжета (контроль индивидуального домашнего задания).

6. Этап применения лексики в ситуации общения.

Учащиеся знакомятся с высказыванием Бетховена и переводят его: «Wer die Musik liebt und versteht, ist doch ein halber Mensch. Wer aber sie selbst spielen kann – der ist ein ganzer Mensch!» - «Тот, кто музыку любит и понимает, тот всё же человек наполовину. Тот же, кто умеет музыку играть и создавать – тот целостный человек». Затем учащиеся отвечают на вопрос учителя: «На каких музыкальных инструментах ты играешь? Любишь ли ты музыку?» (контроль умения строить фразу по образцу, выражая свою мысль) - (Слайды 10-11)

7. Работа с лексикой по теме: «Прилагательные».

Музыка может выражать наши чувства и эмоции. Учащиеся слушают четыре фрагмента музыки Бетховена и описывают возникающие эмоции – (Слайд 12)

8. Интеграция с уроков изобразительного искусства.

Учащиеся выходят на улицу Фридрихштрассе – улицу художников. Цвет, как и музыка, символизирует наши эмоции. Трое учащихся рассказывают (на русском языке) о значении цвета в нашей жизни, играя роль учителей изобразительного искусства (контроль индивидуального домашнего задания).

9. Интеграция с уроком музыки и изобразительного искусства.

учащимся предлагается следующее задание: прослушивая фрагменты музыкальных произведений, проанализировать возникающие эмоции, в соответствии с ними подобрать выражающий их цвет и нарисовать картину в жанре абстрактной живописи (очень популярной в среде уличных художников) – (Слайды 14-15)

 

10. Этап свободного говорения.

При выполнении данного задания учащиеся комментируют свои действия на немецком языке, строя высказывания по образцу.

После выполнения задания и создания картины, ребята описывают свои произведения. (Слайд 16)

11. Интеграция с курсом актёрского мастерства (подготовленное домашнее задание).

Путешествие продолжается. На главной улице Бонна учащиеся попадают в атмосферу ежегодного яркого праздника – фестиваля уличных театров. На данном этапе урока ребята инсценируют постановку по мотивам сказки братьев Гримм «Золотой гусь». Драматизация сказки является логическим завершением вводного курса в 5 классе и рассматривается как контроль предварительного индивидуального домашнего задания.

(Слайды 17-18)

 

12. Этап анализа и рефлексии.

В конце урока учащиеся обобщают то, что они узнали на уроке и делают выводы (Слайд 19):

Ребятам выставляются оценки и в качестве поощрения вручаются карточки «Ты SUPER» и проводится дегустация конфет «HARIBO», о которых упоминалось в видеосюжете о городе.

13. Домашнее задание.

в качестве домашнего задания ребятам предстоит написать открытку друзьям/родителям о своём путешествии, вспомнив и осмыслив пройденный на уроке материал (применение знаний в новой ситуации) – (Слайд 20)

Приложение.