Крымская война - одна из самых трагических страниц истории нашей Родины. На ее изучение в курсе истории 8 класса отводится всего лишь один час. Согласитесь, этого очень мало, ведь надо не только обеспечить усвоение учащимися хронологической "канвы" войны - дат крупнейших событий, но и показать подвиг русского народа в Синопском сражении, в Севастополе, на Белом море, в Авачинской бухте.
Урок “Крымская война” посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока - комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся.
Педагогические цели:
- Создать условия для изучения истории Крымской войны, обеспечить усвоение ключевых понятий темы: Синопское сражение, оборона Севастополя, Парижский мир.
- Показать историческую обусловленность поражения России в этой войне
- Развивать умения анализа различных видов исторических источников, отбора информации для подтверждения своей точки зрения, коммуникативные способности.
Оборудование урока: презентация к уроку, проектор
Ход урока
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Беседа по вопросам, обсуждение точек зрения учащихся по последнему.
СЛАЙД 1
- Вспомните, как и почему изменились отношения России и Европы в царствование Николая I. Как в связи с этим можно описать международное положение России?
- Вспомните, что такое «Восточный вопрос», когда и в связи с чем он возник. Какое участие в нем принимала Россия?
- Как решался «Восточный вопрос» в царствование Николая I? Каковы последствия этого?
- Какую политику Россия проводила в Средней Азии? Почему? Каковы итоги и последствия этой политики?
- Учитывая все вышеизложенное, предположите, как будут развиваться международные отношения России в ближайшее время. Можно ли было пойти по другому пути?
3. Введение в новую тему.
“Итак, как мы видим, новая война была подготовлена всем развитием международных отношений в первой половине XIX века. Европейские государства были недовольны Россией, тучи сгущались и на востоке. Сегодня на уроке мы будем изучать тему, посвященную этой войне. Тема нашего урока называется "Крымская война (1853-1856)". СЛАЙД 2
Изучать историю объединения Франции мы будем с вами по плану:
СЛАЙД 3
- Причины войны. Силы сторон
- Ход военных действий
- Парижский конгресс
4. Новая тема урока.
Ребята, мы с вами выяснили, что начало новой войны было неизбежным. Давайте подумаем, кто в случае ее начала мог стать сторонником России, а кто ее противником.
Сформулируем и запишем в тетрадь причины войны. Главной причиной стало усиление противоречий в Европе между ведущими государствами и обострение "Восточного вопроса". К 1850-м гг. странам нужен был только повод, чтобы начать открытую войну. Таким поводом стал спор "о палестинских святынях".
СЛАЙД 4
Турецкий султан под влиянием Наполеона III передал ключи от главной христианской святыни - храма Гроба Господня - католическому духовенству, хотя традиционно они должны были находиться у православных священников. Николай I потребовал восстановить справедливость. Переговоры провалились, и Николай ввел войска в Дунайские княжества, надеясь устрашить Турцию. Но султан, подстрекаемый европейцами, шел на дальнейшее обострение обстановки. 16 октября 1853 г. Турция объявила России войну. 1 ноября 1853 г. Россия ответила тем же. Так началась Крымская (Восточная) война.
Рассмотрите карикатуру в английском журнале "Панч". Два солдата союзников смотрят на убегающего двуглавого орла. Подпись под рисунком: «Двуглавая ворона в Крыму. Она получила жестокий удар! Добей её!»
СЛАЙД 5
Предположите на основе этой карикатуры, каковы были результаты войны для России. Почему вы так решили?
Обратимся к кинофильму, показанному на канале "Культура". Рассказ об истории Крымской войны в фильме ведет известный историк Л. Андреев. Ваше задание будет таким: на основе фильма сделайте вывод о причинах поражения России в Крымской войне.
СЛАЙД 6 (просмотр кинофильма – файл у автора ввиду превышения предельно допустимых размеров)
Дайте развернутый ответ на вопрос «Причины поражения России в Крымской войне». Подтвердите свои выводы фактами из фильма. Каковы, на ваш взгляд, последствия этого поражения для России?
СЛАЙД 7
В марте 1856 г. был заключен Парижский мирный договор. Он закрепил результаты Крымской войны. Условия мира были таковы:
- Россия возвращала Турции город Карс с крепостью, получая в обмен захваченный у неё Севастополь, Балаклаву и другие крымские города.
- Чёрное море объявлялось нейтральным, с запрещением России и Османской империи иметь там военные флоты и арсеналы.
- Часть русской Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.
- Россия протектората над Молдавией и Валахией и исключительного покровительства России над христианскими подданными Османской империи.
СЛАЙД 8
Подумайте, какое из этих условий было наиболее тяжелым для России? Почему?
Можем ли мы действительно считать поражение в Крымской войне и его итоги "черной страницей" русской истории?
Предположите, каковы будут последствия этой войны для России.
5. Закрепление знаний и способов действий.
Игра "Ты - мне, я - тебе". Учащиеся задают друг другу вопросы, связанные с Крымской войной.
6. Подведение итогов занятия:
оценка результатов, выставление оценок за работу на уроке.
7. Домашнее задание:
параграф 14 читать, задания в тетради на печатной основе. Найти в энциклопедиях или сети Интернет картины, посвященные Крымской войне. Составить по одной из них рассказ, описывающий изображенное на картине. Не забудьте указать название картины, дату ее создания и автора!
СЛАЙД 9
8. Рефлексия.
Ребята, сегодня мы с вами плодотворно поработали. Что понравилось вам на сегодняшнем уроке?
До свидания!