Класс: 6
Образовательные задачи урока:
- формировать представление о понятиях “горы” и их основных типах, “горные системы”, “долины”, “ущелья” через работу с различными источниками информации;
- формировать умение выявлять причинно-следственные связи, составлять характеристику на основе дополнительных источников информации;
Тип урока: изучение нового материала
Содержание урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация и целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит самостоятельно сформулировать тему нашей встречи, определить основные понятия, с которыми предстоит ознакомиться. И в этом нам поможет удмуртская народная сказка.
Учащимся предложены напечатанные тексты удмуртской народной сказки “Горы и долы” (название сказки детям не указывается).
Учитель: Прочтём текст сказки. (Чтение сказки вслух одним из учеников из класса)
Текст удмуртской народной сказки “Горы и долы” [2]
У ветра с дождём не хватило миру, и они рассорились. Начали друг перед другом своею силою хвастаться, свою мощь доказывать. Спорили, спорили и решили бороться: кто над кем верх на земле одержит, тот и сильней.
Дождь начал лить как из ведра, говоря: “Я изрою всю землю так, что нигде ровного места не останется”. А ветер стал дуть, понесся ураганом, с воем и грохотом, крича: “Соберу всю землю в одну груду”. Дул ветер, собирая землю в груду, лил дождь, изрывая потоками собранную ветром землю.
Так вот произошли... (горы и долы).
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста:
О происхождении каких географических объектах идёт речь в данной сказке? Закончите текст сказки. (Ответ учащихся: яма, холм, гора)
Найдите и подчеркните в тексте природные объекты и явления, послужившие основой для определения вами указанных географических объектов. (Учащиеся самостоятельно работают с раздаточным материалом. После выполнения учебной задачи, несколько учащихся, по желанию, зачитывают результаты работы, делая соответствующие выводы.)
Из данного текста можно сделать вывод, что поверхность Земли какая? (Ответ учащихся: неровная) На ней есть возвышенности, впадины, овраги, холмы и многое другое. Как называют все неровности земной поверхности? (Ответ: рельеф) Молодцы! Теперь я вам предлагаю придумать соответствующее название удмуртской народной сказке (Варианты ответов учащихся: “Рельеф Земли”, “Почему Земля неровная”, “Как горы появились” и др.. После прослушивания вариантов названия сказки, учитель озвучивает действительное название удмуртской сказки “Горы и долы”).
Учитель: Обратите внимание, какое название сказке дал удмуртский народ. Знакомы ли значения данных географических объектов? (Ответ учащихся)
Итак, для того, что узнать об образовании гор, долин, холмов оврагов и т.д., их отличает друг от друга, на какой географический термин мы должны обратить особое внимание сегодня на уроке? (Ответ: Рельеф Земли)
III. Актуализация.
Учитель: Рельеф Земли разнообразен. Выделяют две крупные формы рельефа – впадины океанов и выступы материков, то есть суши. Сегодня мы начнем знакомство с темой “Рельеф суши” (Слайд 2) (Учащиеся записывают тему в тетради)
Учитель: Обратите внимание на ключевой термин нашего урока. Назовите его. (Ответ: понятие “рельеф”)
Учитель: Вспомните, что такое “рельеф”? (Ответ: рельеф – это неровности земной поверхности)
Учитель: Какие основные формы рельефа вы знаете? (Ответ: горы и равнины)
Учитель: Как вы считаете, о какой форме рельефа суши сегодня на уроке мы будем говорить? (Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос, то учитель обращает их внимание на название удмуртской народной сказки, с содержанием которой дети работали в начале урока).
Учитель: Действительно, наш урок посвящен горам суши. (Слайд 2)
Учитель: Каждый из людей по-своему представляет горы, а что для вас означает слово “гора”? (Учащиеся озвучивают ассоциации).
Учитель: А сейчас я предлагаю вам предлагаю посмотреть видеофрагмент из художественного фильма “Вертикаль”. Внимательно вслушивайтесь в слова песни В.Высоцкого и запишите в тетрадь эпитеты, с помощью которых исполнитель передаёт своё отношение к горам. (Слайд 3) (Прослушивание песни В.Высоцкого “Вершина”)
Учитель: Горы (Слайд 4) – это величие, грандиозность, красота. Люди с давних времен стараются покорить это творение природы, и сегодня на уроке мы с вами тоже отправимся к горных вершин. Итак, запишите в тетради, что вы понимаете под понятием “гора”. (Учащиеся записывают в тетрадь своё определение понятия “гора”. После выполненной работы учитель просит нескольких детей озвучить то, что они написали у себя в тетради).
Учитель: Спасибо! А теперь, с помощью текста учебника стр.54., предлагаю проверить, правы ли вы в своих представлениях о горах. (Работа с текстом учебника [1]. Учитель просит одного из учащихся зачитать определение “горы”, указанное в тексте учебника).
Учитель: Ребята, в чем отличие между определениями, которое вы написали самостоятельно, и определением, указанным в тексте учебника? (Ответы детей) Что вы не учли? (Ответ детей)
Учитель: Обратите внимание на рисунок “Строение горы” (Слайд 5) (На доске изображен точно такой же рисунок, с которым работают ученики ). Кто сможет назвать и подписать все части горы? (Учащийся возле доски называет и подписывает: “вершина”, “ склон”, “подошва”. Остальные ученики выполняют данную работу в тетради. Проверка выполненной работы (Слайд 5)).
Учитель: Теперь мы с вами должны выяснить, что обозначают указанные термины. Ребята, сидящие на I варианте, записывают в тетради определение понятия “вершина горы”, на II – “склон горы”, на III – “подошва горы”. (Самостоятельная работа по вариантам, запись определения в тетради. Заслушивание ответов учащихся, запись определений понятий “вершина горы”, “ склон горы”, “подошва горы”.)
Учитель: Ребята, ещё раз обратите внимание на рисунок “Строения горы”. Какую форму рельефа он еще похож? (Ответ учащихся: холм. Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос, учитель с помощью фотографии на слайде 6 , дает детям подсказку.)
Учитель: В чём отличие горы от холма? (Слайд 6)(Ответы учащихся, запись отличий в тетради.)
Учитель: Как вы считаете, можем ли мы определить расположение гор на земном шаре? (Ответ детей. Работа с картой “Физическая карта полушарий”)
Учитель: Какой цвет используют картографии для обозначения гор суши? (Ответ детей: коричневый цвет) Обратите внимание на шкалу высот. Что вы заметили? (Ответ: чем выше высота горы, тем коричневый цвет становится темнее)
Учитель: Какой вывод можно сделать из данного утверждения? (Ответ детей: горы имеют разную высоту)
Учитель: В зависимости от абсолютной высоты горы бывают (слайд ) низкими (до 1000 м), средними (от 1000 до 2000 м), высокими (более 2000 м). Существуют и другие мнения относительно классификации гор по высоте. (Учащиеся ведут записи в тетради в виде схемы, представленной на слайде 7)
Сейчас обратимся к заданию в учебнике на стр.55. (Учащиеся вместе с учителем выполняют задание, записывая ответы в тетради, тем самым дополняя схему “Классификация гор (по высоте)”.)
Учитель: А сейчас мне хочется предложить вам интересное задание. На основе анализа карт “Физическая карта полушарий”, “Физическая карта России” в атласе, ответьте на вопросы:
Назовите самые высокие горы мира. (Ответ: Гималаи, г.Джомолунгма (Эверест) - 8848 м). (Проверка ответа с помощью изображений на слайде 8 )
Назовите самые длинные горы на Земле. (Ответ: Анды) (Проверка ответа с помощью изображений на слайде 9 )
Назовите высочайшие горы России. (Ответ: Кавказские горы, г.Эльбрус – 5642 м). (Проверка ответа с помощью изображений на слайде 10 )
Назовите самые длинные горы России. (Ответ: Уральские горы) (Проверка ответа с помощью изображений на слайде 11 )
Учитель: Горы очень редко бывают одиночными, чаще всего они образуют большую группу горных хребтов, которую называют горной системой. (Слайд 12 ). В тексте учебника на стр. 54 найдите определение понятия “горная система”, запишите его в тетрадь. (Самостоятельная работа учащихся в тетради. После выполнения задания, учитель просит одного из учащихся ещё раз зачитать определение “горные системы”, тем самым акцентируя внимание детей на схеме “Горная система” (Слайд 12))
Учитель: Ребята, подчеркните в данном определении те понятия, которые вам ещё не знакомы. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради .) Назовите те понятия, которые вы подчеркнули. (Учитель заслушивает ответы детей, в которых указываются понятия “горные хребты”, “межгорн6ые впадины и нагорья”.)
Учитель: Горная система – это чередование горных хребтов и межгорных понижений (долин). (Работа с изображение на слайде 12) Предлагаю вновь обратиться за помощью к тексту учебника на стр.54. Найдите определение понятиям “горный хребет”, “горные долины”. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, записи в тетрадь.) Что такое “горный хребет”? (Ответ детей.) Что понимают под понятием “горная долина”? (Ответ детей.)
Учитель: Вспомните, как называется сказка, к тексту которой мы обратились в начале нашего урока? (Ответ: “Горы и долы”) С понятием “горы” мы ознакомились, обратим внимание на понятие “долы (долины)”. (Слайд 13 ) Глубокие, узкие долины с крутыми склонами принято называть “каньоны” и “ущелья”. Как вы думаете, чем отличаются данные понятия друг от друга? (Ответ детей). В России понятие “каньон” не используется, а, например, в США он распространён.
Учитель: (Слайд 14) Ребята, мы в вами узнали что такое “горы”, скажите пожалуйста, а какое значение имеют горы в жизни человека? (Ответ детей)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке, вы узнали много нового и интересного о такой форме рельефа как “горы”. Какие выводы вы сделали для себя из нашей встречи? (Ответы учащихся)
V. Этап подведения итогов. Рефлексия.
Учитель: Запишите домашнее задание параграф 20, задание 2.3,4 стр.56, сделать подборку художественных произведений о горах.
Учитель: В завершении нашего урока, прошу вас закончить предложения в индивидуальных карточках (раздаточный материал)
“Карта интересов”
При изучении нового материала – самое важное и интересное состоит в том, чтобы _________________________
На данном уроке географии понравилось больше всего ____________________________
Учитель: - На этом мы заканчиваем наш урок по теме “Горы суши”. Спасибо за работу на уроке! (Слайд 14)
Список литературы
- Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова. Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2011. – 174 с.
- Литература Урала: Кн. для чтения в 5-8 кл. общеобразоват. шк./ Сост. М.А.Литовская, Е.К.Созина.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1997, с. 22.