Урок географии по теме "Москва – столица России"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  1. Способствовать формированию представлений о роли и значении Москвы как центра исторической, научной, культурной, экономической, политической жизни Центрального района и всей страны.
  2. Познакомить учащихся с особенностями развития Московской агломерации, её проблемами и перспективами.
  3. Продолжить развивать умения использовать различные источники географической информации.
  4. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта экономическая Центральная Россия, атласы, карточки-задания, учебники «География России. Хозяйство и географические районы» /А.И. Алексеев. – М.: Дрофа,2012., справочники, энциклопедия «Города России», электронный справочник. Презентация «Москва-столица России».

Ход урока

п/п Действия Деятельность учителя Деятельность учащихся Прогнозируемый результат

1.

Организационный момент.

Организационный момент. Оперативное включение учащихся в деятельность. Создание благоприятной атмосферы. Стихотворение о России.

Россия, я твоя росинка,
песчинка малая твоя,
когда метель – то я снежинка,
в ручье я капелька ручья.
Из этих капелек-росинок
большие реки потекли,
и если б не было песчинок,
тогда бы не было Земли …

Проверяют готовность рабочего места к уроку. Воспринимают слова учителя. Включаются в учебную деятельность.

Создание положительного эмоционального настроения. Настрой класса на работу.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности и самоопределение к деятельности.

Предлагает проверить знания о Центральном районе, ЭГП и хозяйство которого уже изучили. Тест «Центральный район» (Приложение 1). В тесте заранее даны несколько вопросов, ответы на которые учащиеся дать не могут, так как материал ещё не изучался.

Вопрос: Все ли задания удалось выполнить? Может быть какие-то вопросы вызвали особое затруднение? Почему?

Можем ли мы найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения? Что для этого необходимо?

Можем ли мы найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения? Что для этого необходимо?

Задание: 2 учащихся находят ответы на вопросы в энциклопедии и электронном справочнике.

Предлагает вспомнить всё, что известно о городах из курса 8 класса, а именно функции городов.

Выполняют тест, обнаруживают вопросы, ответы на которые неизвестны, так как данная тема ещё не изучалась.

Предлагают найти ответы в дополнительной литературе, так как умеют с ней работать.

2 учащихся выполняют индивидуальное задание по определению даты возникновения города Москва и происхождению названия города. (Приложение 2)

В это время все остальные учащиеся фронтально вспоминают функции городов, которые уже изучались в курсе 8 класса.

Проверить степень усвоения изученного материала, создается проблемная ситуация и возникает внутренняя потребность включения в деятельность.

Включение в учебную деятельность и актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

3.

Постановка учебной задачи

Какой город самый главный в нашей стране? Чем он является для страны?

Формулируется тема урока «Москва-столица России».

Какую цель можем поставить на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы, формулируется тема урока и ставятся задачи. В тетради записывают тему.

Цель: выявить какие функции выполняет Москва как столичный город и каковы последствия для города выполняемых функций.

Поставить цели дальнейшей деятельности.

4.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения

Что нам известно о Москве?

Откладываем в сторону всё, что не касается географии и оставляем нужное.

Какие функции по вашему мнению может выполнять город Москва как столица? На доске вывешиваются таблички с предлагаемыми функциями.

Организует работу с текстом учебника §22 и дополнительными справочными материалами по определению фактических доказательств выполнения тех или иных функций городом Москва. (Учащиеся каждый получает своё задание).

Организует проверку выполнения задания. Предлагает зачитывать факты, подтверждающие наличие функции, если функция подтверждается табличка с названием функции остается на доске, если не подтверждается, то табличка убирается.

В конце работы ещё раз проговариваются все выявленные функции по схеме на доске.

Какие последствия для Москвы несет выполнение столичных функций? Все положительные и отрицательные стороны.

Предлагают всё, что известно о Москве (история, функции, достопримечательности, численность населения, площадь).

Перечисляют функции, которые может выполнять Москва предположительно.

Работают с текстом учебника и справочными материалами (Приложение 3), находят фактическое подтверждение выполнения функций городом.

Зачитывают факты, записывают функции в тетрадь, составляя схему.

Предлагают свои варианты, в ходе беседы подтверждают или опровергают предположения

Составление схемы «Функции Москвы». Определение последствий выполняемых функций городом.

Решение проблемы.

5.

Первичное закрепление учебного материала.

На слайдах презентации предлагаются картинки, иллюстрирующие функции Москвы. Учащиеся по картинке должны определить функцию. Слайды 1-12

Смотрят слайд-шоу и определяют функции города по иллюстрациям.

Происходит визуальное закрепление материала.

6.

Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу по определению степени усвоения нового материала. Тест « Москва». (Приложение 4). Проверка выполненного теста по ключу на экране и оценивание. Слайд 14

Выполняют тест, проверяют по ключу и оценивают свою работу.

Закрепление материала, самопроверка и самооценка.

7.

Включение новых знаний в систему и повторение

Задание. Какие функции выполняет поселок Кировский?

Задание. Составить синквейн о Москве. Слайд 15 Предлагает свой вариант синквейна. Слайд 16

На следующем уроке продолжим изучение городов Центрального района по такому же плану как и город Москва.

Выполняют задания.

Включение новых знаний в систему, выполнение заданий на применение новых знаний в новой ситуации.

8.

Домашнее задание.

Организует запись домашнего задания в дневник. § 22, записи в тетради выучить. Слайд 18

Записывают домашнее задание.

Определение деятельности учащихся дома по изученному материалу.

9.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует самооценку учащимися деятельности на уроке, определение степени выполнения поставленных целей. Слайд 17

Письменно закончить предложения:

  1. Сегодня я понял(а), что…
  2. Главным на уроке для меня было…
  3. Больше всего мне запомнилось…
  4. Мне ещё надо поработать над…

На листочках письменно оценивают свою деятельность на уроке и определяют цели дальнейшей деятельности.

Самооценка собственной деятельности.