Урок информатики по теме "Измерение информации"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (372 кБ)


Цели урока:

  • закрепление знаний по измерению информации в рамках алфавитного подхода;
  • выработка умения измерять информацию.

Задачи:

  • систематизировать знания о способах измерения информации, единицах измерения информации;
  • учить определять информационный объем текста;
  • развивать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: закрепление (практикум).

Методы: практический, наглядный.

Оборудование:

План урока.

Этап урока Время (в минутах)
1.  Организация начала урока 1
2. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания. 3
3. Закрепление 12
4. Практическая работа 20
5. Подведение итогов урока 3
6. Домашнее задание 1

Ход урока

№ этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Применение средств информационных технологий
1. Организация начала урока
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Приветствие, проверка готовности к уроку.  
2. Актуализация знаний, подготовка к закреплению.
На этом этапе учитель предлагает рассмотреть обобщающую схему с основными определениями по теме «Измерение информации (алфавитный подход)».   Презентация. Слайды 1-3
3. Закрепление
Во время закрепления учащимся предлагается серия вопросов по пройденной теме. Работу можно организовать фронтально с общим обсуждением или по группам. Вопросы демонстрируются на экране.
  1. Назовите два подхода к измерению информации.
  2. Чему равно количество информации в неинформативном сообщении.
  3. Что называют алфавитом?
  4. Что называют мощностью алфавита?
  5. Определите минимальную единицу информации.
  6. Чему равен вес символа алфавита состоящего из 256 символов, компьютерного алфавита. Определите объем информации, которую несет запись, вышей фамилии.
  7. Какие еще единицы информации вы знаете? Чему они равны?Далее учитель предлагает рассмотреть решение задач по измерению количества информации, определению мощности алфавита, информационного веса символа. Пошаговое решение задач демонстрируется на слайдах презентации.
Задачи.
  1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?
    Решение: 2х =32; i=х; 25 =32; i=5 бит.
  2. Текст составлен с использованием алфавита мощностью 64 сим­вола и содержит 100 символов. Каков информационный объем текста?
    Решение: 2х =64; i=х; 26 =64; i=6 бит – вес одного символа. I=К* i; I= 100*6=600 бит – информационный объем текста.
  3. Дан текст объемом 1,5 Кбайт. В нем содержится 3072 символа. Определите мощность алфавита.
    Решение: переведем 1,5 Кбайт в биты – 1,5*1024*8=12288 (бит)
    2i = N; I = K * i; i = I/K;
    I= 12288/3072=4 бита; 24 = 16 – символов в алфавите (мощность).
Учащиеся отвечают на вопросы.Варианты ответов.
  1. Содержательный и алфавитный.
  2. Нулю.
  3. набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и др. символов, используемых в тексте.
  4. Полное число символов в алфавите принято называть мощностью алфавита.
  5. 1 бит – это минимальная единица измерения информации. Сигнал, который может иметь только два различных состояния (1 0), передает 1 бит информации.
  6. 1 байт или 8 бит. Иванов = 6 байт; 48 бит
  7. Байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт.
Вопросы для закрепления (слайд 4) и алгоритмы решения задач на измерение информации (слайды 5-7).
4. Практическая работа
Практическая работа выполняется индивидуально на компьютере. Учитель оказывает индивидуальную помощь. При возникновениитипичных ошибок можно обратиться к материалам презентации.Учащимся предлагается выполнить тренировочные задания (упражнения), которые предусматривают подробные пояснения при неправильно выполненном задании.После тренировочных заданий предлагается выполнить практическую работу без «подсказок». Ее результаты засчитывать как оценку за урок. (Приложение 2)При наличии времени, предусмотрены дополнительные задания.
  • Серия задач по измерению информации, предложенные к выполнению в редакторе электронных таблиц.
  • Возможность пройти тренировочный тест в качестве подготовки к итоговой проверки усвоения материала по темам раздела.
Учащиеся выполняют практическую работу. На рабочих местах учащимся предлагается презентация (Приложение 3), содержащая основные формулы, алгоритмы решения задач, ссылки на практическую работу.
5. Подведение итогов урока
Проверить объем выполнения практической работы.?
  1. Дайте разъяснения к формулам 2i=N; I=K*i.
  2. Определите количество информации в сообщении «Спасибо за работу на уроке».
  Слайд 8
6. Домашнее задание    
  Повторить основные определения, уметь приводить примеры информационных процессов, знать основные единицы измерения информации.   Слайд 9