Для корректной работы презентации установить средней или низкий уровень безопасности и не отключать макросы. (Сервис – Параметры – Безопасность)
При некорректной работе макросов в файле Презентация1.ppt рекомендуется воспользоваться файлом Презентация1.pptm
Тип урока: урок комплексного применения зун, формирования практических навыков.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная, технология проектного обучения, программированное обучение, элементы технологии критического мышления.
Время проведения: заключительный урок по теме «Создание обучающе-контролирующей программы по информатике в объектно-ориентированной среде программирования».
Цель: обеспечить формирование и развитие умений и навыков применения среды ООП при создании текстового меню для обучающе-контролирующей программы.
Задачи урока:
Развивающая:
- развитие познавательного интереса у обучающихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, использовать накопленные ранее знания для решения практических задач;
- развитие алгоритмического и логического мышления, умение правильно сформулировать математическую модель и алгоритм решения поставленной задачи;
- овладение современным стилем программирования;
- выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.
Обучающая:
- углубление, обобщение и систематизация знаний о возможностях среды ООП, расширение знаний по теме;
- овладение синтаксисом при программировании меню.
- формирование умения применять полученные знания при создании обучающе-контролирующей программы по информатике.
Воспитательная:
- формирование у обучающихся потребности в практическом использовании языка программирования для решения задач в различных предметных областях.
- воспитание элементов научного мировоззрения, обращение к истории информатики.
- воспитание интереса к учению и формирование познавательной активности.
- воспитание умения четко организовать самостоятельную работу.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, поисково-исследовательский, проектный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
- значение понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, исполнитель, программа, правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла; ООП;
- способы решения задач;
- содержание этапов разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться языком блок схем, понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- составлять линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы;
- записать разработанный алгоритм решения задачи на языке программирования или в среде ООП Visual Basic (или любом другом);
- программировать диалог;
- осуществлять отладку и тестирование программ.
Дидактические материалы:
- презентация «Создание текстового меню в Visual Basic»; (Презентация1.ppt / Презентация1.pptm);
- опорный конспект «Меню» (Приложение 1,2. Опорный конспект для обучающегося.doc, Приложение 3. Опорный конспект для преподавателя.doc).
- Корзина понятий (Приложение 4.Корзина.doc)
- справочный материал по вставке картинки в меню (Приложение 5. Вставка картинки в меню.doc)
- кроссворд (Приложение 6. Кроссворд.doc, Приложение 7. Кроссворд для преподавателя.doc)
- алгоритм ответ обучающегося (Приложение 8. Алгоритм ответа.doc)
- оценочный лист (Приложение 9. Оценочный лист.doc).
- видеоматериал для физминутки (Приложение 10. Релаксация цифры.avi)
- пример готового кода программы меню (Приложение 11. VB_menu)
- карточки с оценками.
Оборудование и программное обеспечение:
- Компьютеры – 14 шт. (Pentium IV, OC Windows XP/Linux);
- Microsoft Office 2003/2007/2010/OpenOffice.org, среда ООП Visual Basic;
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
План урока
Содержание этапа урока | Время | Вид и формы работы |
1. Организационный момент | 2 мин. | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | 3 мин. | Постановка цели и задач урока. |
3. Актуализация знаний | 3 мин. | Использование слайдов, работа с «Корзиной» понятий |
4. Изучение нового материала | 12 мин. | Изучение исходного кода программы |
5. Физминутка | 3 мин. | Физминутка |
6. Закрепление изученного материала. | 17 мин. | Практическая работа |
8. Подведение итогов, домашнее задание | 5 мин. | Работа в тетради, разъяснение Д/З |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Презентация1.ppt) На доске (Презентация1.ppt , слайд 1) На партах детей разложены:
Учитель приветствует обучающихся, отмечает в журнале отсутствующих. (Презентация1.ppt , слайд 1-6) Обучающиеся приветствую учителя (Если на часах время от 8:00 до 12:00 → Доброе утро, если от 12:00 до 17:00 → Добрый день, иначе Добрый вечер). |
Приветствуют преподавателя. |
Итак, какую алгоритмическую конструкции мы использовали, приветствуя друг друга? Какой вид ветвления мы использовали? |
Ветвление Полное ветвление |
|
2. Мотивационное начало урока
|
Создание положительной мотивации к изучению нового материала (Презентация1.ppt , слайд 7) Знаете ли вы этого человека, изображенного на фотографии? Чем знаменит Билл Гейтс? Если обучающиеся затрудняются ответить, подсказывает: Билл Гейтс совместно с Полом Алленом (показывает на фото) является одним из создателей корпорации Microsoft, выпускающей программное обеспечение для компьютеров. Продукция этой фирмы – операционные системы Windows, пакет прикладных программ Microsoft Office и др. – широко известна во всем мире. Его имя давно стало синонимом успешности, а ведь все начиналось с программирования, с создания транслятора с языка Basic для компьютера Альтаир. На предыдущих занятиях мы с вами разрабатывали обучающе-контролирующие программы в среде ООП Visual Basic в рамках изучения линии «Алгоритмизация и программирование». Возможно кто-нибудь из вас захочет добиться такого же успеха, как и Билл Гейтс, то дерзайте и у вас все получится! |
Высказывают свои предположения, возможно, кто-то назовет имя и род деятельности. Корпорация MicroSoft.
|
3. Актуализация знаний |
Но прежде, давайте с вами вспомним, что же должен знать ученик, изучая алгоритмизацию и программирование в базовом курсе информатики. Для этого воспользуемся «Корзиной» понятий (Презентация1.ppt , слайд 8), Корзина понятий (Приложение 4.Корзина.doc) Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На данном уроке предлагаем вспомнить, что такое алгоритм, свойства алгоритма и т.д.. А какие понятия вы использовали при разработке своей программы, помимо тех, что уже были названы? Все ли понятия вы назвали? Что пропустили? Обратите внимание, в какую структуру выстроились названные вами понятия? Правильно, похоже на многоуровневый список или меню. |
Обучающиеся называю понятие и дают ему разъяснение. Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, исполнитель, программа, правила записи основных операторов; ООП. События Список, многоуровненвый Меню, выпадающее меню. |
4. Изучение нового материала
|
Давайте вспомним интерфейс большинства приложений. (Презентация1.ppt , слайд 9) Что общего у них? Обратите внимание, что многие приложения имеют ниспадающее или текстовое меню – это одно из современных средств организации интерфейса программы. Большинство приложений имеет меню данного типа. Оно позволяют компактно и наглядно выводить на экран большое количество команд, доступ к которым прост и понятен пользователю (<Рисунок 1>). (Презентация1.ppt , слайд 9) Сегодня мы попробуем создать подобное меню, которое будем использовать для навигации по обучающе-контролирующей программе. Обратите внимание, у вас на столах разложены опорные конспекты, по ходу урока вам необходимо будет его заполнить. Внимательно посмотрите, и скажите если у кого-то есть вопросы по нему? Visual Basic обладает специальным редактором (подпрограммой), которая предназначена для создания ниспадающих меню. Она называется Menu Editor и выводится на экран щелчком по кнопке Menu Editor в панели Standard (<Рисунок 2>). (Презентация1.ppt , слайд 10) Так же ее можно вывести запуском команды Menu Editor из ниспадающего меню Tools или вводом сочетания Ctrl+E (<Рисунок 3>). (Презентация1.ppt , слайд 11) На экране редактор Menu Editor выглядит так: (Презентация1.ppt , слайд 12) На экране появится окно редактора меню. Использование редактора меню Menu Editor делает процесс создания структуры меню простым, наглядным и быстрым. Алгоритм создания меню следующий: Сначала программист создает видимую часть (структуру) всех ниспадающих меню данной форы, а затем программирует процедуры, соответствующие каждой команде. Структура меню, по мере ее создания, видна в окне 4 редактора (<Рисунок 4>). (Презентация1.ppt , слайд 12) Процесс создания структуры меню организован следующим образом. Сначала программист вводит название команды на русском языке в окно Caption, затем в окно Name название элемента английскими буквами, задает горячие клавиши и определяет порядок и уровень вложенности меню. Его основными компонентами являются:
Уровень вложения команд в окне отображается с помощью точек перед названием команды. Если точек нет, то данная команда является названием ниспадающего меню. Четыре точки перед названием – первый уровень вложения – команда будет видна при раскрытии меню. Восемь точек – второй уровень вложения – это подкоманда одной из команд раскрытого меню. Всего в Visual Basic можно организовывать пять уровней вложения. После того, как выстроена структура меню, переходят непосредственно к прораммированию. Событийная процедура, связанная с пунктом меню открывается в редакторе исходного кода программы при щелчке мышью на соответствующем пункте меню (<Рисунок 5>). (Презентация1.ppt , слайд 13) Для того, что бы внести изменения в уже созданную структуру ниспадающих меню нужно перейти на форму и вызвать Menu Editor повторно. |
Панели: главная панель, панель форматирования, панель инструментов, рабочая область. Главное меню, меню.
Делают записи в опорном конспекте |
5. Физминутка. |
Проводит физминутку (Презентация1.ppt, слайд 14), (Приложение 10. Релаксация цифры.avi) |
Делают разминку для глаз |
6. Закрепление изученного материала. |
Итак, сейчас вам необходимо разработать меню для вашей обучающе-контролирующей программы. Предлагаю посмотреть несколько видов меню, вы сами определяетесь какой вид меню по сложности вы выберете. Причем, разработанное вами меню, должно быть рабочим, т.е. при выборе пункта, должен осуществляться переход на разные формы. (Презентация1.ppt, слайд 15), (Приложение 5. Вставка картинки в меню.doc) Пока обучающиеся доделывают выбранный ими вариант меню, те, кто справился с работой, решают кроссворд. Давайте вспомним, что такое события, и какие они бывают (Презентация1.ppt, слайд 16), кроссворд (Приложение 6. Кроссворд.doc, Приложение 7. Кроссворд для преподавателя.doc)
А какие события вы использовали при разработке своих проектов? Итак, прошу представить разработанное вами меню (2-3 человека). 1 отвечает, 2-ой оценивает (сколько уровней вложенности, как представил? и т.д.) Теперь предлагаю вам оценить работы друг друга (рядом сидящего), по компьютерам 1-2, 3-4, 5-6, 7-9, 10-11, 12-13. Оценить по критериям и озвучить. (Молодцы, некоторым можно было выбрать и посложнее вид меню. На этом этапе все справились с работой. Необходимо поработать над….) На следующем уроке вам предстоит защищать свои проекты, может быть кто-то желает показать сейчас свой проект, остальные внимательно слушают, оценивают, задают вопросы. У каждого на столе оценочный лист, у отвечающих – алгоритм ответа. (Приложение 8. Алгоритм ответа.doc) (Приложение 9. Оценочный лист.doc). карточки с оценками. Несколько человек готовятся отвечать, остальные знакомятся с оценочными листами. Карточки с оценками (от 2 до 5) (у жюри-гостей), оценка ответа в целом. Кто-то заполняет ведомость с оценками |
Набор и отладка программы Разработка меню Представление разработанных проектов. Осуществляется проверка и самопроверка.
Решают кроссворд
Представляют свой вариант меню
Выступление желающих по проекту |
7. Подведение итогов, Рефлексия, домашнее задание |
Дома разработать форму «О себе», «О программе». А теперь давайте ответим на вопросы (рефлексия). (Презентация1.ppt, слайд 17-18),
|
Записываю Д/з Отвечают на вопросы |
Литература:
- Гуда, А.Н. Информатика и программирование: Компьютерный практикум / А.Н.Гуда, М.А.Бутакова, Н.М.Нечитайло, А.В.Чернов / Под общ. ред.академика РАН, д.т.н., проф. В.И.Колесникова. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 240 с.
- Культин Н. Б. Visual Basic освой на примерах // СПб.: БХВ-Петербург, 2004, 288 с.
- Сафронов, И.К. Visual Basic в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 400 с.: ил.
- Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.; под ред. М.П. Лапчика – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.
- Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие / В.В.Малев. – Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с/
- Вставка картинки в меню в Visual Basic [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ilim.kz/forum/14-31-1
- Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pedsovet.su/load/321-1-0-13969