Базовый учебник Обществознание, 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Москва “Просвещение” 2009.
Цель урока:
- Продолжить знакомство с обществоведческими терминами.
- Способствовать формированию представлений и знаний о деятельности человек,
- Показать что деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширить представления у учащихся о структуре и видах деятельности
- раскрыть особенности деятельности человека
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать и делать выводы, работать с источниками
- способствовать формированию критического мышления учащихся
2. Воспитательные:
- способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся:
- умение работать и сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность
Тип урока: комбинированный
Формы работы: групповая, работа с текстом, учебный практикум, игровая, технология “Снежный ком”, фронтальная.
Оформление: Презентация, карточки с заданием, цветные карандаши альбом, шарики, пластилин.
Ход урока
1. Организационный момент: (1 минут)
Учащиеся разбиваются на группы и рассаживаются за столы.Учитель настраивает учеников на учебную деятельность.
2. Повторение пройденного материала (5 минут)
Работа с рисунками учебника – стр. 25-26. Ответы на вопросы.
3. План изучения нового материала (25 мин)
1. “Птицу узнают по полету, а человека — по работе”.
2. “Пчела мала, да и та работает”.
3. Жизнь человека многогранна...
Учитель - Ребята, как вы понимаете выражение: “Дорогу осилит идущий”?
Ученики дают свои ответы (Надо действовать, что-то делать, не бездействовать, тогда можно добиться цели) и делают вывод, что если мы хотим чего-то добиться, то надо для этого трудиться.
Учитель – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики дают свои ответы.
Учитель, обобщая их, объявляет тему урока - “Человек и его деятельность” и предлагает её записать в тетрадь (тема урока записывается на доске).
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о деятельности, ее видах. В завершении урока вы должны будем ответить на вопрос: “Чем деятельность человека отличается от деятельности животных”. (Вопрос записывается на доске).
Посмотрите вокруг себя. Все что нас окружает и есть результаты труда, деятельности человека. Чтобы добиться результатов, человек должен не только применить все свои умения, но и разум.
Человек не только проявляется в своих поступках, но и в своих отношениях к окружающему миру.
Древнегреческий философ Демократ утверждал: “Хорошими людьми становятся более от упражнений, чем от природы” Как это понять.
Ученики отвечают, что хорошие, добрые дела формируют честного человека.
Учитель:Честность проявляется в честных поступках и свойствами личности становятся, только если человек всегда совершает честные поступки. Если его деятельность не приносит вреда окружающим.
Давайте познакомимся с этим новым понятием. Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. За тем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”
(Технология “Снежный ком) Ученики называют синонимы, учитель записывает их на доске ( труд, действия, дела…)
Учитель – Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же такое деятельность?”
Ученики предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям ..)
Учитель: Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.
Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) и читаю определение слова “деятельность после чего записывают его в тетрадь.
(слайд №2)
“Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе”.
Вы можете сказать, что не только человек может трудиться. Но и животные, насекомые. Приведите примеры?
Ученики приводят примеры – бобер строит платину, пчела строит соты, муравьи – муравейники.
Учитель: И делают они это так хорошо, что моно позавидовать их мастерству. Но человек занимается деятельностью, чтобы удовлетворить свои потребности.
Что же такое потребности?
Ученики отвечают. (То в чем человек нуждается).
Учитель - Он создает не только то, что ему нужно в жизни и даже больше. Например, сочиняет музыку, пишет стихи, изобретает новые орудия труда и т.д. Это на первый взгляд не совсем важно, но без этого мы не представляем сою жизнь. Этого ни одно животное никогда не делает и не сможет сделать. Почему?
Ученики отвечают, что у животных нет разума, все действия животных основаны на инстинктах.
Учитель:На Руси всегда прославляли трудолюбивого человека и высмеивали ленивого. Об этом есть много поговорок и пословиц. Назовите их?
Ученики называют известные им поговорки и пословицы. (уменье работать дороже золота; дело мастера боится; и др.)
Учитель: о труде написано много стихотворений. Давайте прочитаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Песнь о труде” на стр32 учебника.
Ученики читают стихотворение и отвечают на вопросы к нему: Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к нему других людей.
Учитель: И так, все что надо человеку он создает своим трудом, старается облегчить свою деятельность, изобретая что то новое.
Давайте познакомимся со структурой деятельности человека.
- С чего же начинается деятельность человека?
Ученики дают свои ответы.
Учитель: “Ставит ли перед собой человек цель, начиная свою деятельность?”
Ученики отвечают - Да, она зависит от его потребностей.
Учитель - А животные?
Ученики – нет, они действуют инстинктивно.
Учитель – Как человек осуществляет свою деятельность, а как животные?
Ученики – человек думает и выбирает лучший способ для достижение своей цели, а животные действуют инстинктивно.
Приводится пример труда бобра, муравья.
Учитель: Благодаря разуму человек определяет то, чего он хочет добиться, благодаря деятельности - добивается результата. Поэтому деятельность человека включат в себя: цель, средства, действия, результат. Запишите в тетрадь какова структура деятельности.
На экране высвечивается слайд, где изображена схема:
(слайд №3)
Ученики записываю схему в тетрадь
Сейчас давайте тоже займемся деятельностью и определим, какие виды деятельности существуют.
У вас на столах лежат карточки с заданием. Вы должны его выполнить. На эту работу вам отводится 5 минут. После выполнения задания вы должны будете рассказать, что вы делали, используя схему “Структура деятельности”.
Ученики выполняют задания.
После завершения работы ученики представляют результаты своей деятельности, характеризуя все её этапы.
Учитель – Попробуем определить, какими видами деятельности мы занимались.
Ученики отвечают (Если ученики затрудняются назвать все виды деятельности учитель, обобщая ответы, называет их вместе с учениками: учеба, труд, игра, общение, творческая деятельность).
(слайд №4)
4. Закрепление: (5 минут)
Учитель: В завершение изучения темы “Человек и его деятельность”, попытаемся ответим на вопрос, поставленный в начале урока: “Чем деятельность человека отличается от деятельности животных”.
Ученики отвечают на вопрос. (Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир. Его деятельность осознана, а у животных основана на инстинктах).
5. Подведение итогов (3 минуты).
Учитель оценивает участие учеников на уроке, выставляет оценки.
6. Рефлексия (3 минут).
Слайд №5.
Ученики оценивают урок.
7. Домашнее задание:(3 минуты).
Параграф 4 ответить на вопросы “проверь себя” стр. 31. Составить синквейн (белый стих) “Ода деятельности”.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глагомами и деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объект.