Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Классы: 8

Раздел: “Пищеварение”

Урок № 31

Время: 45 минут

Цели урока:

  • личностные: развивать интерес к собственному здоровью, культуре правильного питания, пищевого поведения через знания, полученные на уроке;
  • метапредметные: формирование универсальных учебных действий через организацию учащимися своей учебной деятельности, выбор логического действия, действия постановки и решения проблем, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;
  • предметные: углубление знаний по теме, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний, развитие предметных компетенций учащихся по теме “Пищеварение”, овладевать составляющими исследовательской деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, находить решение, уметь делать сравнение, проводить наблюдение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, на основании анализа полученных данных, делать выводы.

Технологии: Исследовательская, проблемного обучения, ИКТ;

Тип урока: урок-исследование;

Методы: Проблемный, частично-поисковый, исследовательский, лабораторная работа, Формы обучения: работа в творческих группах, индивидуальная работа, рефлексия.

Ключевые слова: питательные вещества, пищеварение, глотание, гигиена, кариес, ферменты;

1. Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник Биология Человек. 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Дрофа, М., 2007 год.
  2. Тесты по биологии Т.А.Бирилло Учебник Биология Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Дрофа, М., 2007 год.

Информационная поддержка и каталог ресурсов:

http://zdobr.ru/ Полезная информация по темам: здоровый образ жизни, здоровье, правильное питание.

3. Диски: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Человек и его здоровье, 8 класс. Интерактивная энциклопедия “Мое тело Анатомия и физиология человека”, Атлас морфологии человека; Биология, Интерактивные творческие задания модели “Челюсти”, стаканы с 4 зубными щетками (разного цвета), зубные пасты с содержанием фтора, с содержанием кальция в упаковках.

Оборудование: 2 компьютера, 2 ноутбука, проектор, презентация (Литвиненко В.И.);

Для проведения лабораторной работы: бинт, пропитанный крахмальным клейстером, предварительно высушенный, ватные палочки в упаковке, раствор йода, пробирка с прокипяченной слюной, пипетка, лоток, предметные стекла, лакмусовая бумага, настольная лампа, лед в термосе.

Распределение времени урока по этапам

№ п/п Этапы занятия Время
1. Организационный момент. 2 минуты
2. Целеполагание. Принятие темы. Оформление записи. 3 минут
3. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы. 3 минуты
4. Первичное усвоение знаний. 3 минуты
5. Осознание и осмысление учебного материала. Применение знаний, умений.

Лабораторная работа

12 минут

8 минут

6. Закрепление учебного материала. Проверка и оценка результатов. 10 минут
7. Рефлексия. 3 минуты
8. Домашнее задание (записано на слайде). 1 минута

Конструктор урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Развитие УУД
1. Организационный момент Определяет готовность учащихся к уроку, эмоц. настроение Подготавливаются к деятельности, формируют группы. Умеют организовать свое рабочее место
2. Целеполагание Мотивирует познавательную учащихся, Определяет проблемы. Анализируют проблему. Предлагают тему урока. Имеют познавательные интересы, мотивированы на УД. Формулируют тему, определив границы знания и незнания
3. Актуализация знаний и умений Подготавливает учащихся к исследовательской деятельности Выясняют пути достижения цели, вспоминают основные понятия темы, приемы отбора содержания и решения проблемы Выделяют существенные признаки биологических объектов
4.Первичное усвоение знаний Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует,предлагает дополнительные источники информации Подбирают источники информации, определяют роли, отбирают главное, определяют план деятельности, Используют ИКТ Умеют работать с различными источниками информации. Выбирают смысловые установки в действии
5.Осознание и осмысление учебного материала. Применение знаний, умений. Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить записи для ответа Выполняют исследование, лабораторную работу, анализируют информацию, выявляют противочения, конструируют систему ответов, выдвигают гипотезы, использую ИКТ Владеют составляющими исследовательской и проектной деятельности Используют речевые средства для дискуссии и аргументации. Знают, соблюдают правила ЗОЖ.
6.Закрепление учебного материала. Проверка и оценка результатов. Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников

Организует выступление членов группы, помогает оценить работу

Представляют результаты своей группы. Используют ИКТ. Обмениваются информацией, задают вопросы. Записывают выводы. Анализируют и оценивают деятельность своей группы Доказывают, строят рассуждения, анализируют, делают выводы. Используют речевые средства для дискуссии и аргументации
7.Рефлексия. Высказывает собственное суждение о достижении цели урока Оценивают результаты своей деятельности. Самооценка, определение пути к успеху
8. Домашнее задание Слайд Выполняют по выбору Умеют делать выбор

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. Учащиеся класса делятся на группы, занимают места.

2. Целеполагание.

Учитель: Пища - источник жизни. В процессе пищеварения пища-хлеб, мясо, овощи - превращаются в вещества, которые поступают сначала в кровь, а затем в клетки нашего организма. Весь путь пищевые массы совершают у здорового человека за 1–2 суток. Превращение пищи и ее усвоение организмом - одна из загадок жизни и долгие годы оставалась неразрешенной. Длительный путь со сложной обработкой проходят продукты питания, прежде чем питательные вещества окажутся подготовленными для поступления в кровь и клетки организма.

Учитель: С чего начинается этот путь?

Учащиеся: С ротовой полости.

Учитель: Любую работу человек остановит для того чтобы поесть. Еда попадает в наш организм. Важна ли подготовка пищи к процессу пищеварения? Какую тему мы будем изучать?

1-й слайд. Записываем тему урока: “Пищеварение в ротовой полости”.

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

Учитель: Какие органы располагаются в ротовой полости?

4. Первичное усвоение знаний.

Учащиеся: Называют то, что знают.

Учитель: Что такое пищеварение?

Учащиеся: Процесс механической обработки пищи и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части.

Учитель: (Проблема) Правильно ли считать, что пищеварение начинается в ротовой полости?

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Учащиеся в группах выбирают задания для решения проблемы.

2 слайд. 1 группа. Язык. Форма. Вкусовые зоны. Особенности строения. Функции. Температура пищи. Выводы.

3,4 слайды. 2 группа. Зубы. Строение. Зубной аппарат. Сходство с млекопитающими. Функции. Качественное измельчение пищи: влияние на пищеварение и на здоровье.

5,6 слайды. 3 группа. Формирование зубов. Изменения. Причины.

7,8 слайды. 4 группа. А ты умеешь чистить зубы? (Демонстрация на модели “Челюсти”) Как сохранить зубы. Правила ухода за зубами. (Учащиеся набирают на слайде). Выбор пасты (с кальцием, т.к. в нашем регионе в воде много фтора, но мало кальция и йода). Маркировка на упаковке. Зубные щетки. Почему четыре? Почему разного цвета?

9 слайд. 5 группа. Слюнные железы. Расположение. Функции. Глотание. Можно ли увидеть “плевую” железку? Количество выделяемой слюны в зависимости от консистенции пищи. Как провести самонаблюдение? Фермент птиалин.

Выполнение лабораторной работы “Действие фермента слюны на крахмал” (учащиеся всего класса)

10, 11, слайды. Опыт 1. Вывод.

12 слайд. Опыт 2. Вывод.

13 слайд. Опыт 3. Вывод.

14 слайд. Выводы.

Учитель направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предварительный ответ.

6. Закрепление учебного материала. Проверка и оценка результатов.

Учащиеся выступают творческими группами, представляют результаты своей работы. Проводят самоанализ и самооценку.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся: Высказывают свое мнение о своей деятельности. Что понравилось? Какие были проблемы? Что способствовало успеху?

8. Домашнее задание.

Слайд 15. Прочитать параграф 31.

(По желанию) Ответить на вопросы:

  • Какие правила питания необходимо соблюдать для нормального расщепления в ротовой полости?
  • Может ли у курящих людей нарушаться пищеварение в ротовой полости? Объясните почему?
  • Придумайте рекламный слоган о пользе правильного пережевывания пищи.

Литература.

  1. Артемий Лебедев. “Ководство”. http//www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/
  2. Дмитрий Лазарев. Презентация. Лучше один раз увидеть. М. Альпина паблишерз, 2010 г.
  3. Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Искусство презентации: практикум.М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2010 г.
  4. www.imageafter.com
  5. www.morguefile.com