Цели урока
- обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению:
- работать над формированием умения понимать и интерпретировать текст на основе текстоцентрического подхода;
- выражать информацию текста в виде кратких записей;
- понимать имплицитную информацию текста;
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления
- формировать эстетический вкус на основе образца художественной литературы;
- работать над воспитанием читательской грамотности
Оборудование
- дидактический материал: текст М.М.Пришвина (по упражнению 66 из учебника для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: в2ч. Ч. I / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.);
- Пришвин М.М. Дневниковая проза: В2т. Т.2: Из дневников последних лет. 1940; Незабудки. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007.
- портреты М.М.Пришвина ( Г.С.Верейского и С.Харламова);
- репродукция картины Ю.Н.Рериха;
- фотографии Соловей Юрий и Татьяна. “Портреты” цветов// Приложение к журналу “Литература в школе”. – 2002. №4. и сайта . kartinki 2008.ru
Ход урока
Слайд 2
Особенности мировосприятия Пришвина наложили отпечаток на его произведения. Говоря о своей творческой манере, автор называл себя “поэтом, распятым на кресте прозы”, а свои пейзажные зарисовки “интимным пейзажем”.
- Как вы понимаете эти языковые параллели? (Писатель, который в прозаической форме выражает неистово свои чувства)
Слайд 3
Зрительный диктант (1 минуту изучаем, записываем, читаем свои варианты, в это время перед учащимися должен быть следующий слайд№4, к которому обращаемся после анализа зрительного диктанта)
“Многие любуются природой, но немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу”. М.М.Пришвин
Слайд 4 (Это работа Юрия Николаевича Рериха). Что можем ещё сказать об авторе этих слов? (Человек, стремящийся понять самого себя, человека, через природу).
Слайд 5
Работа с текстом
- (первичное чтение) Это текст? Докажите. Смысловая цельность, связность (когезия), членимость (предложения, абзацы), диалогичность (обращённость к слушателю, читателю).
У края дороги, среди лиловых колокольчиков цвёл кустик мяты. Я хотел сорвать цветок и понюхать, но небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. Не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку.
Слайд 6
- Как вы определяете жанр миниатюры? Почему? Объясните?
(Лирико-философская миниатюра, так как лирика – интимность пейзажа, философская – стремление познать мир, самого себя).
Слайд 7
Анализ текста (ключевые слова). Вспомним теорию: что такое ключевые слова
- понятийно-логические (объективные): слова, связанные с обозначением основных образов, объектов, понятий текста. Найти их необходимо, чтобы определить тему.
- экспрессивно-оценочные (субъективные): выражают доминирующую в тексте авторскую оценку. Следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста.
(Строгое разграничение видов ключевых слов далеко не обязательно и не всегда доступно, т.к. во многих текстах понятийно-логические и экспрессивные функции нередко объединяются в одном слове или словосочетании).
Слайд 8
- понятийно-логические (объективные)
Дорога, кустик мяты, цветок, бабочка, крылышки, цветка, мысль, книжка
- экспрессивно-оценочные (субъективные)
Кустик мяты, небольшая бабочка, крылышки, не хотелось расстраивать, решил подождать, свою мысль.
(Работа над ключевыми словами решает очень важную задачу: помогает определить тему - человек и природа- и проблему, поставленную автором -человек должен быть наблюдателем-ценителем природы и не вмешиваться в её жизнь).
- Как можно озаглавить текст?
Слайд 9
Анализ текста (логико-смысловая схема)
(Художественный параллелизм, подчёркивающий единство природных и человеческих законов, - один из излюбленных приёмов Пришвина).
Слайд 10
Анализ текста (тематическая прогрессия) – это движение информации внутри текста, которая определяется языковой связностью (от темы к реме) внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу. Тематическая прогрессия реализуется цепной и параллельной связью.
Д 1 (у края дороги) | - Н 1 (кустик мяты) |
Д 2 (Я) | - Н 2 (хотел сорвать и понюхать) |
Д 2(2) (бабочка) | - Н 2(2) (сидела) |
Д 3 ( ) | - Н 3 (не хотел расстраивать) |
Д 3(2) (Я) | - Н 3(2) (решил подождать и стал записывать) |
(Параллельная связь без сквозной темы: подчеркивается действие, развивающееся параллельно)
Слайд 11
Анализ текста (лексический и синтаксический уровни)
Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте?
(Синонимы контекстуальные: кустик мяты – цветок – они незначительные, позволяют лишь уточнить, а вот интересны повторы в таком небольшом тексте (всего – 46 слов: цветок – 3 раза + глагол цвёл (?) может быть, подчеркивается красота, оптимистичность окружающего мира; бабочка – 2 раза, почему бы не заменить на ОНА или НАСЕКОМОЕ?; я-2 раза, свою (-его) -2 раза, личные глаголы (хотел, решил, стал) - 4 раза, – усиление личностного (интимного) восприятия происходящего.
Проанализируйте запятую в первом предложении. Сопоставьте интонацию предложения в авторском варианте и в возможном варианте уточнения “среди лиловых колокольчиков”. Чем авторский вариант лучше? (Если сделать уточняющим членом, то уводим внимание от кустика мяты – это опять личное (интимное) восприятие природы).
Выполните синтаксический разбор безличного предложения в составе третьего. Какова его роль? (Это безличное предложение в роли личного!)
Слайд 12
Анализ текста (диалогичность – обращённость к читателю)
Напишите мини-изложение, воспроизведя характерные черты исходного текста. Дополните небольшим сочинением, распространяющим последние слова “стал записывать... одну свою мысль...” - какую? о чём? с каким чувством?
(Попробуйте выразить лирическое (ваше личное) параллельно с философским размышлением о жизни, о человеке, о его предназначении, о его сущности, постарайтесь при этом не потерять образ бабочки!)
Чтение и обсуждение работ
Слайды 13, 14, 15
Незабудки (отрывки). Чтение учителем авторского продолжения
Вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении.
Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелёк мяты. Бабочка сильно качнулась, но всё-таки не слетела. Неужели она умерла на цветке?
А когда я стал её тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-жёлтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал её.
...А мимо проходили дачники и говорили: “Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!”
Не ясно ли, что природа никакая не гармоничная, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья.
В природе то, что у человека считается постыдным: борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?
Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии.
Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.
- Каковы впечатления?
И всё-таки Пришвин постоянно стремится не только к образному, но и к понятийному выражению своих мыслей, находя единственно возможные, “итоговые” слова. Такой подход определяется ощущением постоянно меняющейся жизни и, в свою очередь, определяет отличие афористичных миниатюр Пришвина от классических (например, пословиц и поговорок) – в них нет категоричности, “непререкаемости мысли и слова”. Для писателя значима мысль о том, что весь процесс существования человека и человечества – это непрекращающийся поиск смысла жизни, правды жизни, что заключается в непрерывности и преемственности.
Слайд 16
Некоторые итоги
Специфику миниатюр Пришвина определяет “поэзия философского контекста”. Идея единства человека и окружающего его мира, их со-существования подчеркивается художественным параллелизмом.
Интересна особенность системы ценностных ориентиров в “интимных пейзажах” Пришвина: всё происходящее в природе (даже трагическое) не подлежит оценке с точки зрения морально-нравственных ценностей человека, хотя через описания и заметно авторское сочувствие.
Пришвинские миниатюры – единство максимально обобщённого и глубоко личного.