Цели урока: По основной дидактической цели урок является уроком закрепления полученных знаний.
Задачи урока:
1) Образовательные:
- Закрепить основные понятия, относящиеся к международной торговле
- Подвести учащихся к объяснению причин введения торговых барьеров
- Продолжить формирование умений работы с графиками, с документами.
- Подвести учащихся к пониманию затрат и выгод от введения торговых барьеров.
2) Развивающие:
- Развития внимания и интереса к изучению предмета
- Продолжение формирования логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжение формирования правильного употребления в речи экономических терминов, анализа предложенного материала
- Развитие личных качеств учащихся-инициативы, самостоятельности, ответственности.
3) Воспитательные:
- Воспитание коллективизма, взаимопомощи, уважительного отношения к учителю и друг к другу
- Продолжить формирование коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Ход урока
(презентация - Приложение 1)
1. Организационный момент
2. Проверка материала прошлого урока. Ученики отвечают на вопросы теста (Слайд 2-4)
3. Актуализация
Слайд 5. На сегодняшнем уроке мы продолжаем разговор о проблемах международной политики.
Тема урока: “Торговые барьеры: затраты и выгоды”
Слайд 6. Наша цель - выяснить какие затраты и выгоды имеет политика протекционизма
Для этого мы вспомним основные понятия, относящиеся к международной торговле. Объясним, почему вводится торговые барьеры, как они влияют на цены и различные группы населения.
4. Новая тема:
Слайд 7.Что такое международная торговля?
Какова ее цель?
Слайд 8. Международную торговлю часто сравнивают с улицей с двухсторонним движением. Почему?
Слайд 9. Просмотр видеоролика.
В 30-е годы Советская Россия заключила первые договоры на поставку апельсинов из Испании. Прошло много лет, но импортные испанские апельсины продаются в России и сегодня.
Слайд 10.Виды внешней торговли. Вспомним: фритредерство и протекционизм.
Какова цель политики протекционизма? Ответ обучающихся – защита отечественного производителя от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров.
Слайд 11. Покупайте отечественные товары!
Вы согласны с этим лозунгом?
Обучающиеся высказываются.
Мы услышали разные мнения. Вопрос это спорный - покупать отечественные товары или импортные. Защищать государству отечественного производителя или предоставить ему право самостоятельно выживать в конкурентной борьбе.
Очень наглядно эта проблема отражается на примере автомобильной промышленности России.
Доклад ученика по истории вопроса. (Слайды12-15) Крупнейшие заводы в России. Расчет размера пошлины с помощью таможенного калькулятора.
Сейчас вы будете работать в группах, каждая из которых получит свое задание, направленное на решение задач урока.
Обучающиеся работают в группах - 6 групп.
- 1-4 группа - представляют отношение к пошлинам разных категорий населения (Директор ВАЗа, работник ВАЗа, автолюбитель, работник завода, выпускающего детали для автомобилей). Приложение 2.
- 5 группа - работа с графиками спроса и предложения - действие таможенных барьеров на цены и количество товаров. Приложение 3.
- 6 группа - анализ статьи по проблемам торговых войн. Приложение 4.
Обучающиеся выполняют задания - отвечают на вопросы.
5. Выводы по уроку.
Слайд 16. Вернемся к целям урока
Назовите выгоды политики протекционизма:
- защита отечественных производителей
- защита молодых отраслей
- решается проблема занятости
- пошлины увеличивают доходы государства.
Затраты политики протекционизма:
- снижение качества товаров
- потребители лишены выбора.
6. Закрепление материала урока:
Ответы на вопрос теста (слайд17-18)
7. Домашние задание заполнить таблицу (Слайд19)