В моём календарно-тематическом планировании на тему “Логарифмические уравнения” отводится 3 часа. Я их разбиваю следующим образом:
1 возможный вариант:
1 урок - лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”. В конце лекции задаю блок уравнений обязательного уровня.
2 урок – решение уравнений различного типа и сложности (это зависит от уровня математической подготовки класса, использую индивидуальный подход).
3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.
2 возможный вариант:
1 урок - лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, но только два метода – на основании определения и потенцирования. Решение уравнений на применение этих методов.
2 урок – лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, два других метода – подстановки и логарифмирования. Решение уравнений на применение этих методов.
3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.
Вариант подачи темы зависит от подготовленности класса.
1 урок
Лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”.
Слайд 1.
Эпиграфом своей сегодняшней лекции я привожу слова Ричарда Олдингтона (1892 – 1962гг., английский поэт, прозаик, критик): “Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки”.
Слайд 2.
А так же – русскую народную пословицу: “Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает”.
В самом начале моей лекции я хотела бы обратить ваше внимание на следующее. При решении логарифмических уравнений применяют преобразования, которые не приводят к потере корней, но могут привести к приобретению посторонних корней. Поэтому проверка каждого из полученных корней обязательна, если нет уверенности в равносильности уравнений. Здесь возможны два подхода:
Проверка путём подстановки полученных решений в исходное уравнение.
Нахождение области допустимых значений уравнения (ОДЗ). Тогда корнями могут быть только те числа, которые принадлежат этой области.
В своей лекции я буду использовать оба этих подхода, а ваше право уже самим выбирать, какой лично вам больше нравится. Следует отметить, что при решении логарифмических неравенств возможен только один из них: ОДЗ!
Основные методы решения логарифмических уравнений.
Слайд 3.
Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или (и) в его основании, называется логарифмическим уравнением.
Решение логарифмических уравнений на основании определения логарифма.
Определение логарифма: Логарифмом числа b
по основанию а называется показатель
степени, в которую нужно возвести основание а,
чтобы получить число b. Т. е. ![]()
Таким образом, применяя его к нашей теме, мы получим следующее:
при этом ![]()
Пример 1: ![]()
![]()
Число 16 удовлетворяет ОДЗ, значит 16 – корень исходного уравнения.
Ответ: 16.
Слайд 4.
Пример 2: ![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
- верно, значит
число 4 – корень исходного уравнения.
Ответ: 4.
Пример 3: ![]()
По определению логарифма
значит ![]()
Ответ: ![]()
Слайд 5.
А сейчас мы рассмотрим пример, в котором в
основании логарифма уже не число, а выражение,
содержащее переменную. Т. е. уравнение будет
иметь вид
при
этом
Хочу
отметить особо, что рассуждения НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ!
Пример 4: ![]()
ОДЗ:
![]()
.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
С учётом ОДЗ получим, что решением данного уравнения является число 2.
Ответ: 2.
Как мы видим, наличие выражения с переменной в основании влияет лишь на ОДЗ, а не на ход рассуждений. Кроме того, данное уравнение можно решать, не прибегая к нахождению ОДЗ, а просто в конце выполнить проверку.
Метод потенцирования.
Слайд 6.
Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их.
![]()
![]()
, где ![]()
Пример 5: ![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
![]()
![]()
![]()
![]()
- верно.
![]()
![]()
![]()
![]()
- не верно.
Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.
Ответ:1.
Слайд 7.
Если же в основании – выражение с переменной, то рассуждения не меняем! В этом случае уравнение будет иметь вид
![]()
![]()
, где ![]()
И пример такого уравнения можно разобрать на предыдущем примере 5.
Пример 6: ![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
- верно.
![]()
![]()
![]()
![]()
- не верно.
Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.
Ответ:1.
ОДЗ для данного уравнения выглядит следующим образом:

Мы видим, что в этом уравнении рациональнее выполнить проверку, а не искать ОДЗ. Но ещё раз повторюсь, что при решении неравенств ОДЗ находить придётся ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Рассмотрим пример, который, на первый взгляд, не может относиться к данному типу уравнений.
Слайд 8.
Пример7: ![]()
Сделаем замену
, получим
воспользовавшись свойством логарифма
(сумма логарифмов равна логарифму произведения
подлогарифмических выражений:
), получим уравнение
которое в свою
очередь замечательно решается методом
потенцирования, т.е.
А это линейное уравнение, решив
которое, получим ![]()
Проверка: ![]()
![]()
- верно.
Ответ: 0.
Замечу, что часто перед применением какого-либо метода решений, необходимо преобразовать уравнение, применив различные свойства логарифмов. Предыдущий пример, тому подтверждение.
Метод подстановки.
Слайд 9.
Данный метод мы достаточно часто встречаем в математике, вспомните тригонометрические или показательные уравнения. Поэтому применение его при решении логарифмических уравнений я вам покажу на примере.
Пример 8:
.
В этом уравнении рациональней найти ОДЗ: ![]()
Пусть
,
тогда уравнение примет вид
,
![]()
Значит
или
. А это
уравнения, которые мы решим, используя
определение: 1) ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
2) ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Мы видим, что оба корня удовлетворяют ОДЗ, значит оба числа являются решениями исходного уравнения.
Ответ: ![]()
Слайд 10.
Если в основании логарифма лежит выражение с переменной, то уравнение в общем виде будет выглядеть следующим образом:
, где ![]()
И опять, вы сами выбираете: ОДЗ или проверка.
Пример 9:
.
ОДЗ:![]()
Приведём логарифмы к одному основанию – 7,
пользуясь свойством перехода к новому основанию
, получим:
, выполним
подстановку
,
получим уравнение
,
![]()
![]()
Значит,
| или | ||
Оба числа удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: ![]()
Метод логарифмирования.
Слайд 11.
Данный метод является “обратным” методу потенцирования, т. е. мы от уравнения без логарифмов переходим к уравнению, их содержащему.
, при этом![]()
Этот метод обычно используется, если в уравнении есть показательные функции, логарифмы – в показателе. Рассмотрим этот метод на примере.
Пример 10: ![]()
ОДЗ: ![]()
Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3:
а теперь
воспользуемся свойством логарифмов
, получим
![]()
Выполним подстановку
, получим уравнение
![]()
![]()
![]()
Значит,
| или | ||
Оба числа удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: 3, 27.
Этот пример показывает, что при решении логарифмических уравнений, возможна комбинация нескольких методов. А значит необходимо уметь пользоваться каждым из них. Научиться этому – теперь ваша задача.
Слайд 12.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели основные методы решения логарифмических уравнений:
- На основании определения логарифма.
- Метод потенцирования.
- Метод постановки.
- Метод логарифмирования.
Главным, по моему мнению, является метод, основанный на определении логарифма. Практически в каждом их других методов происходит “выход” на него. Кроме того, на примерах мы увидели, что все методы взаимосвязаны, в “чистом” виде при решении уравнений не используется ни один из них. Поэтому вам необходимо уметь пользоваться КАЖДЫМ!
Для отработки навыков решения логарифмических уравнений, я вам предлагаю следующее домашнее задание. Уравнения являются базовыми, т. е. решать их должен уметь решать каждый. Отмечу, что подборка сделана из открытого банка заданий для экзамена по математике ЕГЭ http://mathege.ru .
| № п/п | Уравнения | Комментарии (даётся для слабых учащихся) |
| 1 | Пользуясь определением | |
| 2 | Пользуясь определением | |
| 3 | Потенциирование | |
| 4 | Потенциирование | |
| 5 | Потенциирование | |
| 6 | Потенциирование | |
| 7 | Применить свойства логарифмов и затем потенциировать | |
| 8 | Применить свойства логарифмов и затем потенциировать | |
| 9 | Пользуясь определением | |
| 10 | Пользуясь определением, выход на показательное уравнение | |
| 11 | Показательное уравнение, выход на логарифмическое |
Замечание: домашнее задание распечатано на листах для каждого ученика.
Слайд 13.
2, 3 урок
Решение задач по теме “Логарифмические уравнения”. Зачёт.
Уравнения (примерные, зависит от математической подготовки учащихся).
| Обязательный уровень | Повышенный уровень | ||
| 1 | 1 | ||
| 2 | 2 | ||
| 3 | 3 | ![]() |
|
| 4 | 4 | ||
| 5 | 5 | ||
| 6 | 6 | ||
| 7 | 7 | ||
| 8 | 8 | ||
| 9 | 9 | ||
| 10 | 10 | ||
| 11 | 11 | ||
| 12 | 12 | ||
Подборка уравнений к уроку, зачёту проводится на сайтах www.fipi.ru , http://mathege.ru , http://mathus.ru/ , http://reshuege.ru/ , http://www.math.md/school/praktikum/logr/logr.html (Виртуальная школа юного математика).
Тест к зачёту.
| № п/п | Задание | Ответ | |
| 1 | Обязательный уровень | Найдите корень уравнения |
|
| 2 | Найдите корень уравнения |
||
| 3 | Найдите корень уравнения |
||
| 4 | Найдите корень уравнения |
||
| 5 | Найдите корень уравнения |
||
| 6 | Найдите корень уравнения |
||
| 7 | Найдите корень уравнения |
||
| 8 | Найдите корень уравнения |
||
| 9 | Найдите корень уравнения |
||
| 10 | Найдите корень уравнения |
||
| 11 | Повышенный уровень (решать по выбору) |
Решить уравнение log2(5 + 3log2(x - 3)) = 3. | Развёрнутое решение |
| 12 | Решить уравнение log2x + 1(2x2 - 8x + 15) = 2. | ||
| 13 | Решить уравнение 16log4(1 - 2x) = 5x2 - 5. | ||
| 14 | Решить уравнение 2log3(x - 2) + log3(x - 4)2 = 0. | ||
| 15 | Решить уравнение log2x + log3x = 1. | ||
| 16 | Решить уравнение |
||
| 17 | Решить уравнение |
||
| 18 | Решить уравнение |
||
Литература.
- А.Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, Б. М. Ивлев, С. И. Шварцбурд Алгебра и начала анализа 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2005.
- Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и другим формам выпускного и вступительного экзаменов/сост. Г. И. Ковалёва, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А., Ю. А. Розка –Волгоград:Учитель, 2007.
- С. А. Шестакова, П. И. Захаров. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С1. Уравнения и системы уравнений. Под редакцией А. Л. Семёнова и И. В. Ященко - Москва, изд. МЦНМО, 2013.
- Открытый банк заданий по математике http://mathege.ru.
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам Дмитрия Гущина: РЕШУ ЕГЭ по математике http://reshuege.ru/.
- Сайт ФИПИ www.fipi.ru.
- Сайт Виртуальная школа юного математика http://www.math.md/school/praktikum/logr/logr.html.
