В моём календарно-тематическом планировании на тему “Логарифмические уравнения” отводится 3 часа. Я их разбиваю следующим образом:
1 возможный вариант:
1 урок - лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”. В конце лекции задаю блок уравнений обязательного уровня.
2 урок – решение уравнений различного типа и сложности (это зависит от уровня математической подготовки класса, использую индивидуальный подход).
3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.
2 возможный вариант:
1 урок - лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, но только два метода – на основании определения и потенцирования. Решение уравнений на применение этих методов.
2 урок – лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, два других метода – подстановки и логарифмирования. Решение уравнений на применение этих методов.
3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.
Вариант подачи темы зависит от подготовленности класса.
1 урок
Лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”.
Слайд 1.
Эпиграфом своей сегодняшней лекции я привожу слова Ричарда Олдингтона (1892 – 1962гг., английский поэт, прозаик, критик): “Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки”.
Слайд 2.
А так же – русскую народную пословицу: “Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает”.
В самом начале моей лекции я хотела бы обратить ваше внимание на следующее. При решении логарифмических уравнений применяют преобразования, которые не приводят к потере корней, но могут привести к приобретению посторонних корней. Поэтому проверка каждого из полученных корней обязательна, если нет уверенности в равносильности уравнений. Здесь возможны два подхода:
Проверка путём подстановки полученных решений в исходное уравнение.
Нахождение области допустимых значений уравнения (ОДЗ). Тогда корнями могут быть только те числа, которые принадлежат этой области.
В своей лекции я буду использовать оба этих подхода, а ваше право уже самим выбирать, какой лично вам больше нравится. Следует отметить, что при решении логарифмических неравенств возможен только один из них: ОДЗ!
Основные методы решения логарифмических уравнений.
Слайд 3.
Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или (и) в его основании, называется логарифмическим уравнением.
Решение логарифмических уравнений на основании определения логарифма.
Определение логарифма: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b. Т. е.
Таким образом, применяя его к нашей теме, мы получим следующее:
при этом
Пример 1:
Число 16 удовлетворяет ОДЗ, значит 16 – корень исходного уравнения.
Ответ: 16.
Слайд 4.
Пример 2:
Проверка: - верно, значит число 4 – корень исходного уравнения.
Ответ: 4.
Пример 3:
По определению логарифма значит
Ответ:
Слайд 5.
А сейчас мы рассмотрим пример, в котором в основании логарифма уже не число, а выражение, содержащее переменную. Т. е. уравнение будет иметь вид при этом Хочу отметить особо, что рассуждения НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ!
Пример 4:
ОДЗ:.
С учётом ОДЗ получим, что решением данного уравнения является число 2.
Ответ: 2.
Как мы видим, наличие выражения с переменной в основании влияет лишь на ОДЗ, а не на ход рассуждений. Кроме того, данное уравнение можно решать, не прибегая к нахождению ОДЗ, а просто в конце выполнить проверку.
Метод потенцирования.
Слайд 6.
Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их.
, где
Пример 5:
Проверка:
- верно.
- не верно.
Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.
Ответ:1.
Слайд 7.
Если же в основании – выражение с переменной, то рассуждения не меняем! В этом случае уравнение будет иметь вид
, где
И пример такого уравнения можно разобрать на предыдущем примере 5.
Пример 6:
Проверка:
- верно.
- не верно.
Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.
Ответ:1.
ОДЗ для данного уравнения выглядит следующим образом:
Мы видим, что в этом уравнении рациональнее выполнить проверку, а не искать ОДЗ. Но ещё раз повторюсь, что при решении неравенств ОДЗ находить придётся ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Рассмотрим пример, который, на первый взгляд, не может относиться к данному типу уравнений.
Слайд 8.
Пример7:
Сделаем замену , получим воспользовавшись свойством логарифма (сумма логарифмов равна логарифму произведения подлогарифмических выражений: ), получим уравнение которое в свою очередь замечательно решается методом потенцирования, т.е. А это линейное уравнение, решив которое, получим
Проверка: - верно.
Ответ: 0.
Замечу, что часто перед применением какого-либо метода решений, необходимо преобразовать уравнение, применив различные свойства логарифмов. Предыдущий пример, тому подтверждение.
Метод подстановки.
Слайд 9.
Данный метод мы достаточно часто встречаем в математике, вспомните тригонометрические или показательные уравнения. Поэтому применение его при решении логарифмических уравнений я вам покажу на примере.
Пример 8: .
В этом уравнении рациональней найти ОДЗ:
Пусть , тогда уравнение примет вид
,
Значит или . А это уравнения, которые мы решим, используя определение: 1)
2)
Мы видим, что оба корня удовлетворяют ОДЗ, значит оба числа являются решениями исходного уравнения.
Ответ:
Слайд 10.
Если в основании логарифма лежит выражение с переменной, то уравнение в общем виде будет выглядеть следующим образом:
, где
И опять, вы сами выбираете: ОДЗ или проверка.
Пример 9: .
ОДЗ:
Приведём логарифмы к одному основанию – 7, пользуясь свойством перехода к новому основанию , получим:
, выполним подстановку , получим уравнение
,
Значит,
или | . | |
Оба числа удовлетворяют ОДЗ.
Ответ:
Метод логарифмирования.
Слайд 11.
Данный метод является “обратным” методу потенцирования, т. е. мы от уравнения без логарифмов переходим к уравнению, их содержащему.
, при этом
Этот метод обычно используется, если в уравнении есть показательные функции, логарифмы – в показателе. Рассмотрим этот метод на примере.
Пример 10:
ОДЗ:
Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3:
а теперь воспользуемся свойством логарифмов , получим
Выполним подстановку , получим уравнение
Значит,
или | . | |
Оба числа удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: 3, 27.
Этот пример показывает, что при решении логарифмических уравнений, возможна комбинация нескольких методов. А значит необходимо уметь пользоваться каждым из них. Научиться этому – теперь ваша задача.
Слайд 12.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели основные методы решения логарифмических уравнений:
- На основании определения логарифма.
- Метод потенцирования.
- Метод постановки.
- Метод логарифмирования.
Главным, по моему мнению, является метод, основанный на определении логарифма. Практически в каждом их других методов происходит “выход” на него. Кроме того, на примерах мы увидели, что все методы взаимосвязаны, в “чистом” виде при решении уравнений не используется ни один из них. Поэтому вам необходимо уметь пользоваться КАЖДЫМ!
Для отработки навыков решения логарифмических уравнений, я вам предлагаю следующее домашнее задание. Уравнения являются базовыми, т. е. решать их должен уметь решать каждый. Отмечу, что подборка сделана из открытого банка заданий для экзамена по математике ЕГЭ http://mathege.ru .
№ п/п | Уравнения | Комментарии (даётся для слабых учащихся) |
1 | Пользуясь определением | |
2 | Пользуясь определением | |
3 | Потенциирование | |
4 | Потенциирование | |
5 | Потенциирование | |
6 | Потенциирование | |
7 | Применить свойства логарифмов и затем потенциировать | |
8 | Применить свойства логарифмов и затем потенциировать | |
9 | Пользуясь определением | |
10 | Пользуясь определением, выход на показательное уравнение | |
11 | Показательное уравнение, выход на логарифмическое |
Замечание: домашнее задание распечатано на листах для каждого ученика.
Слайд 13.
2, 3 урок
Решение задач по теме “Логарифмические уравнения”. Зачёт.
Уравнения (примерные, зависит от математической подготовки учащихся).
Обязательный уровень | Повышенный уровень | ||
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
6 | 6 | ||
7 | 7 | ||
8 | 8 | ||
9 | 9 | . Найти все корни, принадлежащие отрезку . ЕГЭ, 2013 | |
10 | 10 | . Найти все корни, принадлежащие отрезку . ЕГЭ, 2012. | |
11 | 11 | ||
12 | 12 |
Подборка уравнений к уроку, зачёту проводится на сайтах www.fipi.ru , http://mathege.ru , http://mathus.ru/ , http://reshuege.ru/ , http://www.math.md/school/praktikum/logr/logr.html (Виртуальная школа юного математика).
Тест к зачёту.
№ п/п | Задание | Ответ | |
1 | Обязательный уровень | Найдите корень уравнения . | |
2 | Найдите корень уравнения . | ||
3 | Найдите корень уравнения . | ||
4 | Найдите корень уравнения . | ||
5 | Найдите корень уравнения . | ||
6 | Найдите корень уравнения . | ||
7 | Найдите корень уравнения . | ||
8 | Найдите корень уравнения . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них. | ||
9 | Найдите корень уравнения. | ||
10 | Найдите корень уравнения | ||
11 | Повышенный уровень (решать по выбору) |
Решить уравнение log2(5 + 3log2(x - 3)) = 3. | Развёрнутое решение |
12 | Решить уравнение log2x + 1(2x2 - 8x + 15) = 2. | ||
13 | Решить уравнение 16log4(1 - 2x) = 5x2 - 5. | ||
14 | Решить уравнение 2log3(x - 2) + log3(x - 4)2 = 0. | ||
15 | Решить уравнение log2x + log3x = 1. | ||
16 | Решить уравнение | ||
17 | Решить уравнение . | ||
18 | Решить уравнение Найти произведение корней. |
Литература.
- А.Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, Б. М. Ивлев, С. И. Шварцбурд Алгебра и начала анализа 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2005.
- Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и другим формам выпускного и вступительного экзаменов/сост. Г. И. Ковалёва, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А., Ю. А. Розка –Волгоград:Учитель, 2007.
- С. А. Шестакова, П. И. Захаров. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С1. Уравнения и системы уравнений. Под редакцией А. Л. Семёнова и И. В. Ященко - Москва, изд. МЦНМО, 2013.
- Открытый банк заданий по математике http://mathege.ru.
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам Дмитрия Гущина: РЕШУ ЕГЭ по математике http://reshuege.ru/.
- Сайт ФИПИ www.fipi.ru.
- Сайт Виртуальная школа юного математика http://www.math.md/school/praktikum/logr/logr.html.