УЧАСТНИКИ: учащиеся 5, 6 класса
ЦЕЛЬ:
- Формировать экологическое сознание и развивать экологическую культуру детей.
- Активизировать познавательную деятельность, создавать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относится к окружающему миру природы.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
- Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
- Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
- Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
- Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром, ответственность за "братьев наших меньших".
Ход занятия
1. Организационный момент.
20 декабря 2013 года в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан пройдет эколого-просветительская акция “Урок чистоты”.
В текущем году Урок чистоты пройдет в четвертый раз и расскажет о самых значимых событиях Года экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
Ведущий. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
Ведущий: Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
- Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, свиристели.
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.
- Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке.
- Узнайте ее, отгадав загадку:
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это: (снегири) (слайд)
- Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (слайд)
- Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
- Кто еще прилетает к нам на кормушку?
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей) (слайд)
- На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму.
- Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
- А это что за птица?
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел) (слайд)
- К нашей кормушке прилетели разные дятлы и каждый расскажет о себе.
(инсценировка)
Ученики:
"Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах .Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли, , который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове, то это я - черный дятел " желна".
"А я встречаюсь в лесах смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую щели на коре деревьев, долблю кору - достаю много личинки, жуков. Причем обычно не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому, так удобнее. Быстрый, ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что непросто за мной наблюдать.
Я большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют " доктором леса". Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц. Посмотрите на мою работу. (слайд)
Ведущий:
- Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)(слайд)
- Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
- Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о зимующих. Посмотрите на рисунки на нашей выставке и узнайте еще каких зимующих птиц можно встретить в наших местах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом и насыпать корм в кормушки.
(Подготовленные ученики читают стихотворение )(слайд)
А.Яшин. "Подкормите птиц зимой".
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.
- Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
- Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
- Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
- Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
- Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
- Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
- Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
- Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
- Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
- Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
- Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
- Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
- Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
- Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
- Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
- Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)
Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
-Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а также для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Правила подкормки птиц
- Ребята, я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой? (Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Корма класть немного)
Ведущий:
- Зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. (слайд)
- Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года.
- Я предлагаю вам одеться и выйти на улицу развесить ваши кормушки. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.
Ведущий (подводит итог):
- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Практическое занятие: Развешивание кормушек вокруг школы (предварительно сделанные кормушки)
(Дети насыпают в кормушки корм и вешают их возле школы).