Ход мероприятия
Вступление (слайд 1)
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.
Ход мероприятия
Цели:
- воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде;
- формировать умение создавать риторический текст на заданную тему, высказывать свою точку зрения.
Эпиграфы:
- Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В.Астафьев) (слайд 2)
- Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать. (В.Бианки) (слайд 3)
- Спешите делать добро, пока Вы еще не устали (Е.Антошкин) (слайд 4)
Звучит 1 куплет песни “Родная земля” Приложение №1 (слайд 5).
Учитель: Добрый день, друзья! Конечно, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет наш разговор. Да, мы будем говорить о природе и нас, людях, так как мы – ее хозяева. (слайд 6)
Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей. А кто не любит голубизну озер и рек, оправленную в изумрудную зелень берегов, кто не мечтает увидеть “остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер”! (слайд 7)
Природа для северных народов – высшая ценность, о которой они узнают не по радио или телевидению, а из самой жизни. Они чутко понимают природу, умеют ее беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению у них сегодня должны поучиться все другие народы. (слайд 8)
Природа в тундре скромная, неброская,
Под стать природе – души у людей...
Поэты и писатели Севера – это дети рыбаков, оленеводов, охотников.
(слайд 9)
На долю каждого из них выпало много испытаний. С детства познали они тяжкий труд отцов, за плечами иных – суровая война, в которой проливали они свою кровь, защищая Россию. Но на суровых жизненных дорогах не растеряли они главные достоинства Человека – доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное, доброе отношение к малой”, суровой, северной, но самой дорогой Родине.
Скажите, имена каких писателей Севера вам уже известны? (слайд 10)
Вслушайся, как торжественно, проникновенно и просто писал об этом ненецкий поэт Леонид Лапцуй: (слайд 11)
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою!
Каждый из нас любит пройтись по лесным и тундровым тропам, полюбоваться белыми ночами, восхититься чудом планеты – северным сиянием, почувствовать, как горячи сердца северян, мы не перестаем удивляться богатству нашей второй Родины.
Послушаем, как говорят поэты Севера о своем крае. (слайд 12)
Тундра... Снежные дали без края –
Серебристый песцовый мех. (слайд 13)
Без меня проживешь ты, знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, без меры,
Словно косы сплелись на снегу.
Тундра, тундра! Вот я, наверно,
Без тебя прожить не смогу!
(Алексей Пичков)
(слайд 14)
Человек с Природой шел в сраженье!
Потоптавший тысячу невзгод,
Он шагал, веками, как саженью,
Времени отмеривая ход!Одолел морозы он и вьюги,
Тундру покорил и приучил –
Словно шкуру жесткую зверюги,
Выделав искусно, умягчил.Победил и выси он и дали –
И, родную землю одаря,
Ей на грудь, как синие медали,
Понавесил новые моря!Славьте, славьте, славьте Человека –
Только с ним приходит в мир Добро!
Так писало, кажется, от века
Не одно достойное перо.
Окружающий мир можно представить так, что каждая его вещь кажется живой и одушевленной. Тогда с миром надо уметь договориться, научиться быть ему нужным, считаться с его желаниями. Но мир можно представить и как бездушную безжизненную машину. В таком случае человек его переделывает, перекраивает и понемногу разрушает. (слайд 15)
Но сегодня сто противоречий
Населяют голову мою:
Надо ль, чтобы разум человечий
Был всегда с Природою в бою?Неужели стоило рождаться
Под его высокою звездой
Только для того, чтобы сражаться
С небом, и с землею, и с водой?Разве, друг, тебе грозят, пугая,
Небеса, земля или вода?
Нет!
Нависла над тобой другая,
От тебя идущая беда.Страшная открылась перспектива
Перед нашей маленькой Землей:
В пламени неслыханного взрыва
Стать однажды пеплом и золой.Рухнут скалы, испарятся воды,
Даже время остановит бег.
Выведавший тайну у Природы,
Что на это скажешь, человек?
Где бы ни жил ты на этом свете, –
Но другой планеты не найти.
Защити леса и реки эти,
И себя, и Землю защити!
(Роман Ругин)
В последние десятилетия в ходе освоения месторождений нефти и газа истреблялись леса, (слайд 16) птицы, звери, рыба, разрушалась тундра, загрязнялись реки и озера.
Мир кажется бесконечным складом продуктов. Но нефть и газ, из-за которых губится северный мир, заканчиваются... Приближается время, когда этот склад опустеет.
БОЛЬ ВТОРАЯ
(слайд 17)
В полдень
Олененок малый
Над ручьем склонился.
Он просил:
Мне жарко, мама,
Я хочу напиться.
– Погоди, сынок,
Потерпи немножко.
Пахнет нефтью ручеек,
Отравиться можно.
Вот пойдем подальше в тундру,
Там вода живая,
Там смеются птицы,
Утром песни напевая.
Там пушистый белый ягель
Украшает кочки.
(Слайд 18)Там румяных спелых ягод
Столько,
Сколько хочешь.
Там другие оленята
Весело играют,
А в бору грибы-маслята
Силы набирают...
Но куда б они ни шли,
Всюду буровые,
На озерах черной смолью
Пятна нефтяные.
Фары делят в ночь
Двустволкой,
Ягель пахнет гарью.
А по тундре псы гуляют
Без хозяев, словно волки...
(Юрий Вэлла)
ПЕСЕЦ (слайд 19)
По тундре –
Из конца в конец –
бежит встревоженный песец.
Бежит при солнце
и впотьмах.
Песца не голод гонит –
страх,
ведь в тех местах,
где он живет,
его опасность всюду ждет...
Вовсю грохочут буровые,
Пугают фары огневые.Машины с трубами ползут.
А на дорогах –
нефть,
мазут…
Как мех бесценный уберечь,
когда ни сесть нигде,
ни лечь...
Коль зверю шкура дорога,
то он пускается в бега,
уносит свой бесценный мех...
Его следы
заносит снег.
(Прокопий Явтысый)
Кедровник начисто срубили,
А были кедры хороши! (слайд 20)
Когда рубили,
Говорили,
Что рубят на карандаши.
Сквозь бурелом кустарник мелкий.Топорщит мятые листы.
Ушли испуганные белки,
Умчались с ними колонки.
Дымят встревоженные дали.
Ворчит обугленная гать.
Карандашей-то настрогали,
А что же ими рисовать?
(Михаил Андреев)
Что объединяет все эти стихотворения?
В языческих верованиях наказание часто бывало более тяжелым, чем само преступление. Ветхий Завет ввел в систему наказаний принцип справедливости и адекватности: “Око за око, зуб за зуб”. Северные народы очеловечивали окружающий мир, верили в то, что тундра, горы, реки, море, животные, вся Вселенная, Космос могут мстить тому, кто не соблюдает законы природного мира и не стремится жить с ним в гармонии. (слайд 21)
Прочитайте следующие запреты, которые должны обязательно соблюдать живущие в Нарьян-Маре взрослые и дети.
- Не мучай животных вплоть до последнего насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не кидай камни, комья земли, снег в реку, озеро – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
- Не стреляй из лука, не имея или не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не учись сквернословить – плохие слова на твоем языке оставляют зловонные следы.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль земли – это боль сердца.
- Как вы думаете, что общего во всех вышеперечисленных запретах?
- Чем объясняется бережное отношение северных народов к земле и природе?
- Применимы ли северные запреты ко всему миру?
(Работа в группах.)
Звучит “Багульник”
Дети зачитывают запреты, вывешивают их на доску
Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтеках, выбитые стекла, сломанные двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер. А жить в нем не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.
Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы.
Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека, предупреждают об опасности гибели всего живого на планете (слайд 22)
Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе...
Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля?
(Создание обращений, призывов к жителям планеты, страны, нашего города – в группах)
Михаил Пришвин писал: (слайд 23)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Сегодня писателя нет в живых, но “его волшебный клубок” – его живое слово – катится и катится по родной земле... И мы идем вместе с ним... (слайд 24)
Учимся любить родную землю и понимать ее красоту. Но боль Земли пока остается…
Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы! Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.
(Р.Рождественский)
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного:
Воздух – это наш отец,
Вода – мать,
Роса – национальное богатство,
Земля – дом.Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм:
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.
Звучит песня “Прости, Земля”.
Учитель: Какой же вывод можно сделать в конце нашего мероприятия?
Вывод: Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.