Коррекционно-обучающие задачи:
- Упражнять детей в точном понимании и употреблении предлогов.
- Формировать навык ориентировки на листе бумаги.
- Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексической теме "Лес".
- Упражнять детей в четком произношении звуков.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Продолжать развивать связную, диалогическую речь (умение задавать вопросы).
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление;
- Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к собеседникам: внимательно слушать педагога и детей, слушать ответы сверстников, понимать и точно отвечать на вопросы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, к обитателям леса.
Словарь:
- Существительные: лес, лесок, деревья, ель, сосна, рябина, осина, береза, кусты, малина, шиповник, пень, болото, избушка, поляна,..
- Глаголы: растет, шумит, зеленеет, беречь, охранять, искать, находить, помогать,..
- Прилагательные: густой, дремучий, сказочный, весенний (лес), правее, левее,..
- Наречия: выше, ниже, быстро, медленно, громко, четко.
Оборудование: игрушка Баба Яга, картинки с изображением деревьев, животных, птиц, рисунок лесной поляны, "звуковая" волна, карандаши, бумага, магнитная доска, магниты.
Методические приемы: беседа, загадка, прием "закрытой" картинки, прием "маленький учитель", вопросы, рисование, рассматривание детских рисунков, сравнение с образцом.
Ход урока
1. Организационный момент
- Дети, отгадайте загадку:
"Дом стоит на курьих ножках,
Не в ботинках, не в сапожках.
Рядом ступа и метла.
Здесь живет...(Баба Яга).
Баба Яга:
- Я в ступе над лесом летала, все мухоморы для супа искала и заблудилась. Где же я?
Я домой хочу! Помогите мне, пожалуйста, отыскать свою избушку.
2. Логопед:
- Дети, давайте поможем Бабе Яге отыскать ее избушку, но с условием, что она не будет никого пугать и обижать.
Баба Яга:
- Я согласна.
Логопед:
- Вначале нужно выяснить, особые приметы избушки.
Дети задают вопросы Бабе Яге, уточняют:
- Из чего построена избушка?
- Где же стоит твоя избушка?
- Избушка находится в городе? В деревне? В лесу?
- Что находится рядом с избушкой?
Дети уточняют: Рядом с избушкой поляна? Деревья? Кусты? Болото? Пень?
Баба Яга:
- Да, рядом с избушкой растет дерево, но не помню, как называется.
Дети перечисляют деревья (береза, рябина, ель, сосна, тополь, ива,..), описывая характерные признаки.
Дети: - Баба Яга, а что это у тебя в кармане?
Баба Яга: - Да это Иванушка рисовал, когда его гуси - лебеди ко мне принесли.
Логопед: - Да это же Иванушка нарисовал поляну, на которой находится твоя избушка!
- Дети, как нам в густом, дремучем лесу отыскать эту поляну?
Лес большой, а картинка одна. Как быть? Как сделать много одинаковых рисунков?
Дети предлагают нарисовать.
3. Физминутка.
"Дети по лесу гуляли,
Избушку Бабы Яги искали,
Вверх на солнце посмотрели
Лица лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали зайчиками дети.
А потом все покружились,
И в медведей превратились.
Прыгать, бегать нам не лень
Искали избушку весь день".
4. Рисование картинки.
I этап - Один ребенок рассказывает, остальные дети с помощью вопросов уточняют, что нарисовано на "закрытой" картинке.
- Скажи, пожалуйста, с какой стороны от избушки растет ель?
- Напомни, пожалуйста, болото справа или слева от избушки? И т.д.
II этап - Второму ребенку предлагается вспомнить, что есть на поляне и выложить магнитами (или символами объектов) на магнитной доске.
III этап - Дети рисуют картинку по памяти, в процессе рисования уточняют расположение объектов.
- Скажи, пожалуйста, болото находится правее или левее избушки Бабы Яги?
- Напомни, пожалуйста, с какой стороны от избушки растет ель? И т.д.
5. Рассматривание и сравнение рисунков детей с образцом.
6. Рассуждение о том, куда лучше развесить рисунки, чтобы их увидели все обитатели леса
Дети: - На сосну, под березу, перед болотом, над дуплом,...
(практическое употребление предлогов).
7. Произнесение двустишия с использованием "звуковой волны", изменяя силу, громкость, тембр голоса (как мышка, как медведь, весело, изображая страх и т.д.): "Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!"
8. Итог занятия.
Баба Яга благодарит детей и дарит картинки.