Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи:
Методы и приемы: словесный, создание проблемной ситуации. Используемые технологии: проблемное обучение, компетентностно-ориентированное обучение. |
1. Организационный момент - Здравствуйте ребята, садитесь! Проверим готовность к уроку (ручка, карандаш). Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. И начнем урок! Пропустите, пожалуйста, 1 строку после классной работы. Чуть позже мы запишем тему. 2. Постановка учебной задачи. -За курс начальной школы вы уже познакомились с разными частями речи, т. е. мы можем уже классифицировать их по ряду признаков. -Посмотрите на доску! Перед вами ряд слов, прочитайте их самостоятельно попробуйте разделитьих по знакомым вам группам. -Какие группы слов вы выделили? По каким признакам вы разделили их на группы? Да, это самостоятельные части речи- существительное, прилагательное и глагол. Начиная со второй строки, после классной работы распределите эти слова по столбикам. (На доске учитель обозначает столбики: сущ., прил., глаг., и столбик с ?, куда учащиеся должны выписать слова, вызвавшие у них затруднения) Слова для упражнения: красивая, приехать, увиденный, повторить, город, зимний, читающий, слово, стоять, книга, яркий, стоящий. - Проверим, что у вас получилось! 3 ученика зачитывают столбики. -1) Все согласны? 2) А у кого не так? Итак, задание было одно? А выполнили его все по-разному! Почему так получилось? 3)У кого-то из нас остались лишние слова? (Выпишем их в отдельный столбик). -Как вы думаете, к какой части речи они относятся? 3. Формирование новых понятий. Постановка проблемы. - На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?) Правильно! Вопрос такой же как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Например, в словосочетании ЧИТАЮЩИЙ УЧЕНИК? (Род, число, падеж) - Обратите внимание, от каких слов образованы слова ЧИТАЮЩИЙ, ПРИЕХАВШИЙ, СТОЯЩИЙ? (От глаголов) - А с помощью чего? (С помощью суффиксов ЮЩ, ВШ, ЯЩ) -Подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам? (Что делающий? Что делавший?) -Признаки каких частей речи мы наблюдаему этих слов? (Прилагательного и глагола) - Как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Владимир Даль так говорил о ней: "Часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного" - Догадайтесь, о какой части речи говорил Даль? (О ПРИЧАСТИИ) 4. Запись темы урока. - Давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: "Причастие". 5. Формулировка целей. -Попробуем сформулировать вместе цели урока. На уроке мы должны: -УЗНАТЬ "Что? "- "Что такое причастие? " -НАУЧИТЬСЯ "Чему? " "Находить причастие среди других частей речи" - УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ "Чем? Где? " "Причастием в речи" (устной и письменной) - Достичь поставленных целей вам помогут задания сегодняшнего урока. 6. Объявление способа оценки. -Перед вами листы самоконтроля. -Вы все сегодня будете много работать, отвечать и чтобы работа каждого из вас была справедливо вознаграждена, вы будете за каждое выполненное задание ставить себе оценки в лист самоконтроля, а в конце урока подсчитаем общий балл. За каждое задание вы сможете получить от 1-5 баллов. Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий. |
2. | Актуализация опорных
знаний. Цели, которые учитель ставит перед учениками: - учить выделять причастие среди других частей речи. -развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать. Цель, которую хочет достичь учитель: -организовать работу повыделениюобщихи существенных признаковновой части речи -развивать умение оценивать ответы одноклассников. Методы организации работы: эвристическая беседа, работа в парах, работа с текстом, алгоритмическая разминка, упражнение на релаксацию. Используемые технологии: педагогика сотрудничества. |
1. Итак, приступим к
решению нашей первой задачи! -Попробуем вместе
сделать вывод и определить, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ? ПРИЧАСТИЕ ЭТО: 1-х: Это ЧАСТЬ РЕЧИ 2-х: Ч. Р., которая ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? 3-х:Ч. Р., которая имеетПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА (время, вид, возвратность) И ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (род, число, падеж). 4-х:образуется от глаголовс помощью суффиксов -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-), -ВШ-, -Ш-, -ЕМ-(-ОМ-), -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-. 2. Работа в паре над формулировкой правила. - Чтобы лучше запомнить и научиться находить причастия. Поработайте сейчас в паре и объясните друг другу, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ -Кто готовнам рассказать правило? (2-3 человека) НАЧНЕМ РАБОТУ С ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕЙ. Т. К. ВЫ РАБОТАЛИ В ПАРЕ ЗА ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННОЕ ПРАВИЛО ПОСТАВЬТЕ ДРУГ ДРУГУ БАЛЛЫ. (ОТ 1-5). Выставьте их в таблицу. - Переходим к решению второй задачи. -Итак, мы узнали, что такое причастие, и теперь, я думаю, вы легко сможетенаходить причастия среди других частей речи в тексте. 3. Работа над текстом. Задание к тексту. Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид. УПРАЖНЕНИЕ на релаксацию. - Закройте глаза и представьте! "Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег. - А теперь из зимнего леса мы возвращаемся в класс, откройте глаза. Перед вами текст. Начнем работу! (Время работы ограниченно!) ЗАСЫПАННЫЕ (-засыпать, суф. НН, прош. вр., сов. в) СИДЕВШИЙ (-сидеть, суф. ВШ, прош. вр., несов. вид) ЛЕЖАЩИЕ (-лежать, суф. АЩ, наст. вр., несов. вид) СВЕРКАЮЩИЙ (- сверкать, суф. ЮЩ, наст. вр., несов. вид) Учащиеся отвечают устно. -Итак, суффикс - это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В БАЛЛАХ. В зависимости от того сколько вы нашли причастий, поставьте баллы. -Переходим к решению второй задачи нашего урока! |
3. | Закрепление
новогоучебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание необходимости новых знаний; умение делать обобщенные выводы, выделять главное. Цель, которую хочет достичь учитель:
Методы и приемы:
Используемые технологии:
Формирование умения делать обобщенные выводы, выделять главное, развивать лингвистическое отношение к слову(развитие речи). |
4. А теперь давайте
поиграем! УСЛОВИЯ ИГРЫ: Играть будем по рядам. Ядам одну карточку каждому ряду, на которой написаны 5 глаголов. Ваша задача передавая карточку по ряду от 1 до последнего стола, образовать и написатьпричастия от глагола. Кто быстрее и правильнее выполнит это задание, тот победит. Работаете в паре: один ученик читает задание, вместе думаете, другой записывает ответ. Последняя парта в ряду заканчивает эстафету и поднимает листок с готовым заданием. Задание: Образец. Учит-учивший(выделить суффикс) 1. Летает 2. Порхает. 3. Играет 4. Бегает 5. Сверкает -Давайте послушаем, какие причастия вы образовали. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ТАБЛИЦЕ ПО ОЧКАМ- первые 5, вторые - 4, третьи 3 балла (баллы по рядам, кто быстрее 5, 4, 3) - Вспомним задачинашего урока. Что мы сейчас научились делать? (Распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самостоятельно). - Я рада, что у вас все получается! 5. Какова же роль причастий в тексте? Переходим к решению нашей третьей задачи. - И тут перед нами встает новый вопрос: а зачем же нужны причастия в речи? -Вы сможете сделать вывод о роли причастия в предложении, если сравните 2 текста. Перед вами тексты: Прочитаем их! Сравним чем они отличаются! (Читают учащиеся) 1) Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. (По И. Соколову-Микитову) - А теперь этот же текст, но без причастий, прочитаем : 2) Тысячи звуков родятся весною в лесу, который ожил. Чудится шепот земли, которая еще не проснулась. Пробежала мышь, которая пискнула. Прогудел жук, который упал. Дятел, который сидит на дереве, которое не ожило пустил трель. - Какой текст вам понравился больше и почему? Сделаем вывод: для чего нужны причастия в речи? (Позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной) Что делает текст таким выразительным? (Использование прилагательных и причастий) - Назовите причастия(ожившем, проснувшейся, пискнувшая, стукнувшийся, неожившее) - Спишите в тетрадь первое предложение и попробуйте обозначить синтаксическую роль причастий. 1 ученик у доски. Списал, задал вопрос: В каком лесу? - неожившем- вопрос прилагательного, следовательно, причастие в тексте является определением. Подчеркнем волнистой линией! -В разговорной речи причастие используется не так часто, а в сочинениях и изложениях умение делать речь краткой и выразительной вам пригодится!Выполнимзадание для развития вашей речи! Составьте словосочетания с причастиями, не используя слова КОТОРЫЙ: ОБРАЗЕЦ: Ученик, который читает - читающий ученик. 1) Ребенок, который плачет -... 2) Книга, которая лежит на столе -... 3) Балерина, которая танцует -.... 4) Зерно, которое выросло -... 5) Мальчик, который проспал -... Проверим вашу работу и подведем итог! Ответы нескольких учеников. Сделав подобное упражнение что мы доказали еще раз? (Причастия делают речь яркой и выразительной) -Как и с помощью чего образованы причастия? (от основы инфинитива с помощью суффиксов) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА ЭТОТ ЭТАП В ТАБЛИЦЕ Вспомните, какие цели мы ставили, перед собой вначале урока? |
4. | Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. |
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: Задача нашего сегодняшнего урока была.... УЗНАТЬ: НАУЧИТЬСЯ: УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ: Как по вашему мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Чем учились пользоваться? Я узнал, что - Довольны ли вы своей работой? Было трудно, интересно? - Где вы можете применить своизнания опричастиях? ИТОГИ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ: -А теперь самое главное. Подсчитайте баллы, поднимите руку, кто набрал От 18-20 б. - "5"- вы молодцы! От 17-15б. - "4"- вы хорошо работали... От 14-11б. - "3"- вам нужно... Спасибо за урок! |
5. | Домашнее задание: | - Предлагаю вам дома применить
полученные знания о причастиях, и создать
миниатюру о зиме. - А что такое миниатюра? (Это маленькое сочинение) На листочках в помощь вам опорные слова. Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная. Лес: тихий, задумчивый, заколдованный, сияющий. Снег: глубокий, блестящий, серебристый, слепящий, покрывающий все. Сосны: величественные, дремлющие, замерзшие. Небо: порозовевшее, вечернее, безоблачное. -Прослушаем миниатюру МЕЛОДИЯ (В. Астафьева) Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (Беседа по вопросам при наличии времени) - Как вы думаете, что имеет в виду автор, задавая такой вопрос? - Почему миниатюра так называется? -Какова в тексте синтаксическая роль причастия? (Определение) Задайте вопрос причастию? -Назовите словосочетания прич. +сущ. (обклёванная калина, обнаженная земля) Найдите в тексте причастия и подчеркните волнистой чертой. |
Урок русского языка по теме "Первое знакомство с причастием". 6-й класс
- Савченко Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Класс: 6