Спецификация
Педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала темы, выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.
Содержание теста – биология животных, тема “Тип Членистоногие”.
Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: Программа основного общего образования по биологии. 7 класс / Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5-й класс. Биология. 6-11-й классы. – М.: Дрофа, 2010. – С. 28-47.
Учебник, рекомендуемый для подготовки к педагогическому тестированию: Захаров В.Б. 7-й кл. Биология. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. – 255 с.
Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный тест.
Элементы содержания предмета, включенные в тест – согласно программе.
Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний – 60% тестовых заданий ориентированы на классификационные биологические знания и 80% – на репродуктивный уровень усвоения.
Уровень трудности заданий – 50-60%.
Структура теста – расположение заданий согласно логике предмета.
Доминирующая деятельность испытуемого – письменный тест.
Форма предъявления – бланковые тесты.
Инструкции для испытуемых – в тесте.
Количество вариантов теста – 2.
Количество заданий в варианте теста – 15.
Количество форм заданий в варианте теста – 3: часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4-х предложенных, в том числе одно задание на установление аналогии; часть В – одно закрытое тестовое задание множественного выбора на установление последовательности.
Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1).
Общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания – 25 мин. (1-3 мин. на выполнение одного задания).
Критерии оценки:
- правильное выполнение 14-15 заданий теста – отметка “5” (0-1 ошибка),
- правильное выполнение 11-13 заданий теста – отметка “4” (2-4 ошибки),
- правильное выполнение 8-10 заданий теста – отметка “3” (5-7 ошибок),
- правильное выполнение 7 и менее заданий теста – отметка “2” (8 и более ошибок).
План теста
№ задания в тесте | Элемент содержания | Уровень знаний | Время выполнения задания, мин. | Ориентировочная трудность задания, % | Виды знаний |
А1 | Происхождение членистоногих | 1 | 1 | 50 | 2 |
А2 | Особенности внешнего строения членистоногих | 1 | 2 | 70 | 2 |
А3 | Особенности внутреннего строения членистоногих | 3 | 3 | 50 | 5 |
А4 | Особенности образа жизни и жизнедеятельности членистоногих | 1 | 1 | 70 | 2 |
В1 | Систематика типа Членистоногие | 2 | 3 | 50 | 2 |
А5 | Общая характеристика класса Ракообразные | 1 | 1 | 70 | 2 |
А6 | Многообразие ракообразных | 1 | 2 | 50 | 2 |
А7 | Значение ракообразных в биоценозах | 1 | 1 | 50 | 5 |
А8 | Общая характеристика класса Паукообразные | 1 | 1 | 70 | 2 |
А9 | Многообразие паукообразных | 1 | 2 | 60 | 2 |
А10 | Значение паукообразных в биоценозах | 1 | 1 | 60 | 5 |
А11 | Общая характеристика класса Насекомые | 1 | 1 | 70 | 2 |
А12 | Многообразие насекомых | 1 | 2 | 70 | 2 |
А13 | Отряды насекомых с полным и неполным превращением | 3 | 3 | 30 | 5 |
А14 | Значение насекомых в биоценозах | 1 | 3 | 40 | 4 |
Примечание Уровни контролирования знаний: 1 – воспроизведение, цитирование; 2 – решение по образцу, реализация стандартного алгоритма; 3 – творческий уровень применения знаний (перенос знаний, сравнение, классификация). Виды контролируемых биологических знаний: 1 – фактуальные знания; 2 – классификационные знания; 3 – алгоритмические знания; 4 - причинно-следственные знания; 5 – сравнительные знания; 6 – системные знания. |
Тест – вариант 1
К каждому заданию А1-А13 дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите наиболее полный и верный, по вашему мнению, ответ.
А1. Какие древние свободноживущие черви были предками первых членистоногих?
- многощетинковые
- малощетинковые
- ленточные
- ресничные
А2. У членистоногих
- нечленистые конечности, сегментированное тело
- нечленистые конечности, несегментированное тело
- членистые конечности, сегментированное тело
- членистые конечности, несегментированное тело
А3. Какие признаки внутреннего строения являются общими для членистоногих?
- замкнутая кровеносная система, сквозная пищеварительная система
- замкнутая кровеносная система, слепо замкнутая пищеварительная система
- незамкнутая кровеносная система, сквозная пищеварительная система
- незамкнутая кровеносная система, слепо замкнутая пищеварительная система
А4. Членистоногие встречаются в ... среде обитания.
- наземно-воздушной
- наземно-воздушной и водной
- наземно-воздушной, водной и почвенной
- наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной
А5. Сколько пар усиков у ракообразных?
- 0
- 1
- 2
- 3
А6. Голубой краб относится к классу
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Многоножки
А7. Промежуточным хозяином широкого лентеца является
- дафния
- циклоп
- речной рак
- мокрица
А8. Какие органы у паукообразных служат для выделения?
- зеленые железы
- мальпигиевы сосуды
- почки
- метанефридии
А9. Императорский скорпион относится к классу
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Многоножки
А10. Переносчиком возбудителя клещевого энцефалита является
- паук-крестовик
- паук-птицеед
- таежный клещ
- чесоточный клещ
А11. Сколько пар конечностей у насекомых?
- 3
- 4
- 5
- 6
А12. Комнатная муха относится к классу
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Многоножки
А13. Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для насекомых из отрядов
- Жесткокрылые и Равнокрылые
- Равнокрылые и Прямокрылые
- Прямокрылые и Чешуекрылые
- Чешуекрылые и Жесткокрылые
В задании А14 вам предлагается 3 слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из четырех слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Выберите это слово.
А14. Продолжите аналогию:
- наездники : бабочки = божьи коровки : ?
- пчелы
- тля
- осы
- мухи
В1. Определите систематическое положение вида комнатная муха, расположив систематические категории в правильной последовательности, начиная с царства.
А – Животные
Б – Двукрылые
В – Насекомые
Г – Многоклеточные
Д – Членистоногие
Тест – вариант 2
К каждому заданию А1-А13 дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите наиболее полный и верный, по вашему мнению, ответ.
А1. Предками первых членистоногих были ... древние свободноживущие черви.
- многощетинковые
- малощетинковые
- ленточные
- ресничные
А2. Какие признаки внешнего строения характерны для членистоногих?
- нечленистые конечности, сегментированное тело
- нечленистые конечности, несегментированное тело
- членистые конечности, сегментированное тело
- членистые конечности, несегментированное тело
А3. Общими признаками внутреннего строения членистоногих являются
- замкнутая кровеносная система, сквозная пищеварительная система
- замкнутая кровеносная система, слепо замкнутая пищеварительная система
- незамкнутая кровеносная система, сквозная пищеварительная система
- незамкнутая кровеносная система, слепо замкнутая пищеварительная система
А4. В какой среде обитания встречаются членистоногие?
- наземно-воздушной
- наземно-воздушной и водной
- наземно-воздушной, водной и почвенной
- наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной
А5. Число пар усиков у ракообразных равно
- 0
- 1
- 2
- 3
А6. Циклоп относится к классу
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Многоножки
А7. Какое ракообразное является промежуточным хозяином широкого лентеца?
- дафния
- циклоп
- речной рак
- мокрица
А8. Органами выделения у паукообразных служат
- зеленые железы
- мальпигиевы сосуды
- почки
- метанефридии
А9. Чесоточный клещ относится к классу
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Многоножки
А10. Какое паукообразное является переносчиком возбудителя клещевого энцефалита?
- паук-крестовик
- паук-птицеед
- таежный клещ
- чесоточный клещ
А11. Число пар конечностей у насекомых равно
- 3
- 4
- 5
- 6
А12. Колорадский жук относится к классу
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Многоножки
А13. Постэмбриональное развитие с неполным превращением характерно для насекомых из отрядов
- Жесткокрылые и Равнокрылые
- Равнокрылые и Прямокрылые
- Прямокрылые и Чешуекрылые
- Чешуекрылые и Жесткокрылые
В задании А14 вам предлагается 3 слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из четырех слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Выберите это слово.
А14. Продолжите аналогию:
- божьи коровки : тля = наездники : ?
- пчелы
- бабочки
- осы
- мухи
В1. Определите систематическое положение вида комар-пискун, расположив систематические категории в правильной последовательности, начиная с царства.
А – Животные
Б – Двукрылые
В – Насекомые
Г – Многоклеточные
Д – Членистоногие
Таблица ответов
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
А1 | 1 | А1 | 1 |
А2 | 3 | А2 | 3 |
А3 | 3 | А3 | 3 |
А4 | 4 | А4 | 4 |
А5 | 3 | А5 | 3 |
А6 | 1 | А6 | 1 |
А7 | 2 | А7 | 2 |
А8 | 2 | А8 | 2 |
А9 | 2 | А9 | 2 |
А10 | 3 | А10 | 3 |
А11 | 1 | А11 | 1 |
А12 | 3 | А12 | 3 |
А13 | 4 | А13 | 2 |
А14 | 2 | А14 | 2 |
В1 | АГДВБ | В1 | АГДВБ |