Тип урока – урок развития речи.
Цель: Совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
Задачи:
образовательный аспект:
- научить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
- закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;
повторить разделы науки о языке, такие как:
- стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
- лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
- орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных;
- синтаксис – знаки препинания в предложениях с обособленными членами( обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом) и обособленные определения, выраженные причастными оборотами; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и в бессоюзных сложных предложениях;
развивающий аспект: формировать умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; развивать творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: формирование гражданской позиции, воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.
Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст, диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для прослушивания.
Ход урока
1. Оргмомент
(слайд 1)
Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации (мотивация).
Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».
- Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение – готовиться к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.
- А ещё, открою вам секрет, наш урок поможет вам подготовиться к домашней работе.
2. Домашнее задание
(слайд 2):
Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Текст теста №5
- Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
- Сформулируйте позицию автора
- Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, приведите аргументы.
- Сделайте вывод.
3. Введение в тему (беседа).
Слайд №3
Универсальные учебные действия:
- Мотивация
- Целеполагание
- Умение слушать учителя.
Прислушайтесь, что это? (Шум моря…) И только? (Крик чаек.)
А кто-нибудь из вас видел море и летающих над ним чаек? (Подняли руки.)
Что вы испытывали при виде красивых птиц? (примеры).
- Испытываешь такое восхищение, такой восторг, при виде этих больших птиц с тёмной каймой.
- Стоишь, словно околдованный, и хочется протянуть какое-нибудь лакомство этой необыкновенной птице, дотронуться до неё…
- Да, птица, действительно, вызывает восхищение. Но все ли люди при виде морских чаек стоят заворожено, испытывают радость от увиденного и полны добрых побуждений?.. Послушаем …
- (Экран. Шум моря. Крик чаек. Звучит запись текста). Слайд №4,5
Универсальные учебные действия:
- Выдвижение гипотезы;
- Речевое оформление (речевая грамотность);
- Публичное исполнение.
4. Работа с текстом
Слайд №6
- Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
- Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.) Слайд №7
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Слайд №8,9
- К какому типу речи можно отнести этот текст?
- Выступление ученика (Публичное исполнение)
Это повествование, т.к. автор не только передаёт в определённой последовательности все тесно связанные между собой события, но и подробно называет их. Мы словно видим всё происходящее. Это достигается за счёт сменяющих друг друга и называющих действия глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, а так же деепричастных оборотов.
Ярко выделяется начало повествования:
место – море, теплоход, Енисей;
время – в один из солнечных дней;
действующее лицо – Юрий Графский.
Середина повествования – рассказывается о красоте морских чаек, бездушии человека, решившего поймать чайку на крючок, о торжестве справедливости и молчаливом осуждении жестокого поступка.
Конец повествования – развязка истории. Это чувство радости за чайку, сумевшую обмануть человека в тёмном пиджаке.
Можно даже сказать, что это рассказ, т.к. перед нами небольшое произведение повествовательного типа, в котором речь идёт о случае, произошедшем с автором.
- Слайд №10
- Слайд №11 О чём же этот рассказ? ( Ответы)
- Слайд №12 Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на читателя? (средства художественной выразительности).
- Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем?
- Слайд №13 -23 Терминологический диктант
Сочетание противоположных по значению слов (оксюморон)
изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение)
чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (гипербола)
образное определение (эпитет)
перенесение значения по сходству (метафора)
расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (градация)
одинаковое начало нескольких предложений (анафора)
одинаковая концовка (эпифора)
членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной на письме точкой, многоточием или тире (парцелляция)
расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (инверсия)
- Слайд №24-26 (самостоятельная работа)
А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (работа с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)
Листочки с ответами рецензии собираю.На экране проецируется правильный ответ.
- Все средства художественной выразительности названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю.
(Парцелляция, инверсия.)
Слайд №27-28
- Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте?( Предложения с обособленными членами).
- А какие члены предложения называются обособленными?( Ответы)
Слайд №29-30
Работа с предложением. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4.
- Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты, прилагательные? (чтобы показать красоту птиц)
Слайд №31
- На какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении?
(Ответы)
(У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила:
- безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
- О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
- Н, НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.
Слайд №32
- Проверяем и объясняем расстановку знаков препинания!
Слайд №33-34
- Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.
Слайд №35-36
- Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторженно замахали руками.
Слайд №37
- В тесте я случайно, когда печатала, только сейчас заметила, допустила грамматические ошибки, найдите их.
- Скоро вся палуба была полна людьми.
- И вдруг появился этот человек… с руками, покрытыми густой паутиной наколки.
Слайд №38
- Найдите ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, и выпишите их в виде словосочетаний, определите тип связи.
Слайд №39 Итак, какова же главная мысль данного текста?
- Какую проблему поднимает автор текста?
- Какова позиция автора? (автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:
В тёмном пиджаке
Руками, покрытыми густой паутиной наколок
Тяжёлая рука
Широкая тёмная ладонь
Едва разжимавшиеся губы
С тёмными наколотыми руками
Слайд №40 Составьте синквейн. Например:
Человек
Бездушный, жестокий
Старался обмануть, поймать, погубить чайку
Вдруг леска оборвалась
Жестокость
Слайд №41 А как вы относитесь к этому человеку?
Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.
Слайд №43 Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из скольких частей должно состоять наше сочинение?
Творческая работа в группах:
1 вариант придумывает вступление к сочинению,
2 вариант – формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте Ю.Графского.
3 вариант – определяет авторскую позицию,
4 вариант – излагает собственное мнение, аргументируя, опираясь на жизненный или читательский опыт,
5 вариант – рассуждает об актуальности проблемы,
6 вариант – придумывает возможное заключение к сочинению.
Свои размышления учащиеся записывают в тетрадь.
В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.
5. Прослушивание коллективной творческой работы.
Один учащийся из каждого варианта поочередно прочитывает созданный фрагмент сочинения. Остальные внимательно слушают, фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.
6. Беседа с элементами анализа коллективной работы.
Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения-рассуждения.
Слайд №44 (Рефлексия)
Как вы считаете, что удалось нам сегодня на уроке
Формулирование вывода по уроку учащимися.
- Чему был посвящен сегодняшний урок?
- Каковы результаты нашей работы?
- Подвожу итог.
- Комментирую оценки.