Проблема организации предметно-пространственной среды образовательного учреждения, как интерьера, так и экстерьера, всегда была актуальной, так как именно она включает ребенка в культуру современного общества с самого раннего детства и предоставляет ему свободу выбора деятельности, места ее осуществления, выбор инструментария, пособий, а так же партнеров взаимодействия. Следовательно, очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс познания, помог получить, если это необходимо, наглядный результат, оформить его, обсудить и т. д. Взрослый, не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы - становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.
Проанализировав предметно - пространственную среду в нашем детском саду - мы пришли к выводу: детям предоставлена возможность выбора деятельности, места ее осуществления, выбор инструментария, пособий, а так же партнеров взаимодействия и т.д., но вот размещение инструментария, пособий, материала необходимых для этой деятельности:.. - таковая возможность отсутствует.
Перед нами актуализировалась проблема: недостаточное оснащение игровых площадок детского сада МАФами (малыми архитектурными формами), игровым оборудованием. Малые архитектурные формы помогают создать единый стиль благоустройства территории детского сада. Если на территории установлено оборудование, соответствующее общему оформлению участка, создается ощущение гармонии и комфорта, но это далекая цель становления нашего детского сада, а "зону ближайшего развития" мы для себя определили в следующем: проектирование и моделирование малых архитектурных модулей на игровые площадки детского сада, которые позволили бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира, реализовывать познавательно - эстетические и культурно - коммуникативные потребности в свободном выборе.
При проектировании, конкретно, модулей мы исходили из учета следующих факторов:
- учет индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений, потребностей;
- учет любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей;
- учет индивидуальных социально - психологических особенностей ребенка;
- учет особенностей эмоционально-личностного развития ребенка;
- учет возрастных особенностей.
Творческой группой детского сада разработаны модули. Решая задачи тематического оформления интерьера и экстерьера детского сада, данные малые архитектурные модули изготовлены на площадку "Солнечный городок" из сантехнических труб ПВХ и вспомогательных крепежей.
<Рисунок1>
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений, потребностей дошкольников модули - в контексте предметно - пространственной среды, должны обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Для этого предусматривается использование модулей в разных видах деятельности, изменение (варьирование) данной конструкции в цельный модуль или отдельные секции, т. е. дети самостоятельно создают, в соответствии с потребностями, разные модификации модулей.
Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей основано на создании спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования, т. е. дети имеют такую возможность самостоятельно изменять, создавать для себя необходимые условия для выбранной деятельности, многофункциональных и легкотрансформируемых элементов - карманы, ширмы - такое периодическое обновление содержания модуля может происходить на усмотрение не только самих детей, а так же взрослых за счет обновление материала для ширм, а так же оборудования (столы, стульчики), выносного материала, что зависит от выбранного центра деятельности и достижения поставленных целей в нем.
Рассматривая индивидуальные социально - психологические особенности детей, необходимо говорить о стремлении ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени о возникающей потребности в уединении - т. е. о необходимости создания своеобразных мест, где ребенок может уединиться, побыть одному - за счет модификации и легкой трансформации модулей, полифункциональности его использования.
Таким образом, мы считаем, что данные малые архитектурные модули оказывают помощь в работе педагогам и организации предметно - пространственной, развивающей среды на территории участков детского сада, позволят решать задачи всестороннего развития ребенка.