"Кейс-технология" актуальна, так как отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
"Кейс-технология" - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.
- метод игрового проектирования - процесс создания или совершенствования объектов.
- метод проигрывания ролей (инсценировки) - предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
- дебрифинг - достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
- метод инцидентов - поиск информации для принятия решения самим слушателем.
- групповая дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
- метод "информационного лабиринта" заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.
- метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Кейс-иллюстрация - иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации и наглядно помогает в ней разобраться.
В данный перечень входит и предлагаемая инновация по форме и содержанию, классифицируется как "фото-кейс". Комплект "фото-кейс", имеет в наличие фотографии, текст, о каком-либо событии, вопроса после основного текста, а так же технологическая карта. Это практический материал, разработанный в творческой лаборатории "Современные образовательные технологии, под научным руководством профессора кафедры педагогики и методик преподавания ТГУ, доктора педагогических наук И.В. Руденко.
Задачи, достигаемые при использовании технологи "фото-кейс":
- Развивать творческое, осознанно - критическое мышление;
- Формировать способность на практике; находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями;
- Развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения;
- Способствовать развитию у детей нравственных аспектов поведения.
Обучение детей анализу создавшейся проблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность. Способствует умению критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. Задачи направлены на развитие у дошкольников социально - нравственных норм и правил, общения, поведения в социуме, в процессе интеграции образовательных областей. Нельзя забывать, что технология одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в рамках поставленных задач, через различные виды деятельности.
Отличительные особенности технологии "фото-кейс":
- Описание реальной проблемной ситуации;
- Альтернативность решения проблемы;
- Коллективная работа по выработке решения;
- Оценивание принимаемых решений;
- Эмоциональная вовлеченность участников.
Особенность использования заключается в изучении прецедентов, то есть случая, который требует принятия решения посредством дискуссии со сверстниками, те совместными усилиями группы необходимо проанализировать ситуацию, выработать практическое решение и как окончание - выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы. Главное предназначение технологии - развивать способность прорабатывать различные ситуации другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с казусами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
К достоинствам можно отнести:
- доступность, как возможность организации вариантов активного обсуждения,
- наглядность, т.е. красочные фотографии, отражающие реальную или смоделированную ситуацию;
- гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
В работе с дошкольниками рекомендуется использовать технологию в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной детской деятельности. Включение вначале организованной деятельности "фото-кейс" задаёт мотивационный стимул, позволяет расширить "репертуар" стратегий за счёт знакомства с иными способами решения проблемы и построить тему любой деятельности детей в игре, в труде, наблюдении. Использование в заключительной части непосредственного обучения, предполагает плавный переход к самостоятельной деятельности детей.
На практике выяснилось, что преимуществом пользуется вариант включения технологии "фото-кейс" в основную часть организованной детской деятельности, после определённой подготовки, накопления знаний по тематике.
Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику "фото-кейса", где определена последовательная этапность деятельности педагога и детей.
Использование "фото-кейсов" на практике обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений.
В процессе использования технологии "фото-кейс":
- получают коммуникативные навыки,
- развивают презентационные умения,
- формируются навыки работы в команде детей дошкольного возраста;
- выработка навыков простейших форм социального общения,
- решения реальных проблем, возможность работы в едином проблемном поле,
- умение аргументировать ответ, решать конфликтные ситуации.
Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.